Презентация по Истории кубанского казачества Глиняная игрушка на Кубани
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Презентацию по)(отовила учитель
русско(о языка и литературы
МАОУ СОШ № 5 (оро)а Кур(анинска
Красно)арско(о края
Черепова
Марина Валентиновна
Среди бессмертных творений, созданных человечеством на
протяжении всей истории его развития и представляющих
национальную гордость, одно из первых мест принадлежит
народной игрушке.
Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей,
чем исследования какого
-
либо другого вида декоративно
-
прикладного искусства
региона. жто объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах,
являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не
представляла материальной ценности в крестьянской среде.
Жизнь игрушки кратковременна, по"тому и обнаружить её старинные
оригинальные образцы весьма затруднительно. Если ранее и случалось, что
хроникеры и мемуаристы замечали игрушку, то обыкновенно описывали как
курьез . П такой ситуации не стоял вопрос ни о сборе более полной информации,
ни о стремлении изучить её.
Между тем история народной игрушки на Кубани
–
отражение процессов развития, связанных
с условиями жизни мастеров и социально
-
"кономическими изменениями в жизни общества.
Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза
восточноукраинских
и
южнорусских "тнических традиций лишь с конца XVIII в. (в связи с зарождением Кубанского
казачества). Формирование и взаимодействие русской и украинской "тнографической групп
–
при активном участии народов северокавказского региона
–
привело к возникновению новой
региональной "тнокультуры Кубанского казачества, имеющей свои особенности, отличные от
метропольных
.
Скудные письменные сообщения, отдельные находки современных "кспедиций и немногие
музейные "кспонаты позволяют судить о своеобразном художественном языке кубанской
игрушки , в том числе глиняной.
Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах
Полтавской, Холмской, Старощербиновской,
Оаталпашинской
) было связано в первую
очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы
–
хорошей красной глины (реже серой,
синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление
глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые
незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими
сосудами
–
макитрами,
глечиками
, мисками, горшками.
атобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу,
выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились
вылепить фигурку из одного куска. Такой простейший прием формовки и несложный лепной
орнамент (
защипы
и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в
её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему
отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники
подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов
было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики
птицы или зверя. Пусть на чей
-
то взгляд такие глиняные игрушки были "примитивными",
ничем не украшенными, но они были прочны, забавны и недороги.
"Коник" из "кспозиции музея истории ст. Полтавской
Красноармейского р
-
на Краснодарского края
П древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между собой. П них отражались
народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил. Долгое время люди
верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы.
Музыкальные функции игрушки наряду с древнейшей семантикой их орнамента составляют наиболее
архаичный пласт их облика и содержания. С годами религиозное значение было забыто, возвеличенные когда
-
то до символов неба, солнца животные и птицы постепенно утратили свой магический, божественный смысл и,
перейдя в детские руки, стали забавной игрушкой, вовсе не вызывая у детей того почтения, страха, надежды,
которые испытывали далекие предки.
В основе своей свисток имеет одинаковое устройство для всех
центров народной игрушки России. Он состоит из воздушной камеры, канала воздушного потока и
иногда клина, который располагается по центральной оси канала. Несмотря на одинаковый механизм,
свистки в разных центрах и даже у разных мастеров отличаются друг от друга. Свист может быть разным,
в зависимости от свойств местной глины, качества обжига, индивидуальной манеры изготовителя,
объема воздушной камеры и местоположения ее в игрушке. В свистульках кубанских мастеров воздушная
камера входила в основную форму игрушки, находясь в самом туловище того или иного персонажа (см.
рис. 2). Отверстие, в которое подавался воздух для получения свиста, располагалось на конце свистульки
–
в "хвосте" игрушечного животного. Его могли делать сразу или прочищать позже, когда глина подсыхала
и стенки становились крепкими, чтобы не деформироваться под резцом. Тогда же прорезались и другие
необходимые для извлечения звука отверстия (два круглых боковых в боках птицы, коня, барана или
прямоугольное отверстие внизу свистульки). Перед обжигом игрушку хорошо высушивали.
В конце XIX
–
начале ХХ вв. изделия кубанских гончаров оказались не в состоянии конкурировать с
фабричными фаянсовыми, металлическими и стеклянными изделиями. Развитие капиталистических
отношений в Кубанском регионе, переход от натурального хозяйства к фабричному и
крупнопромышленному производству не позволили развиться таким очагам в крупные народные
промыслы, превратиться в специализированную ветвь. С постепенным сокращением производства
гончарной посуды исчезла и глиняная игрушка.