Презентация по Истории кубанского казачества Глиняная игрушка на Кубани


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Презентацию по)(отовила учитель русско(о языка и литературы МАОУ СОШ № 5 (оро)а Кур(анинска Красно)арско(о края Черепова Марина Валентиновна Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке. Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого - либо другого вида декоративно - прикладного искусства региона. жто объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде. Жизнь игрушки кратковременна, по"тому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно. Если ранее и случалось, что хроникеры и мемуаристы замечали игрушку, то обыкновенно описывали как курьез . П такой ситуации не стоял вопрос ни о сборе более полной информации, ни о стремлении изучить её. Между тем история народной игрушки на Кубани – отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально - "кономическими изменениями в жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских "тнических традиций лишь с конца XVIII в. (в связи с зарождением Кубанского казачества). Формирование и взаимодействие русской и украинской "тнографической групп – при активном участии народов северокавказского региона – привело к возникновению новой региональной "тнокультуры Кубанского казачества, имеющей свои особенности, отличные от метропольных . Скудные письменные сообщения, отдельные находки современных "кспедиций и немногие музейные "кспонаты позволяют судить о своеобразном художественном языке кубанской игрушки , в том числе глиняной. Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах Полтавской, Холмской, Старощербиновской, Оаталпашинской ) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы – хорошей красной глины (реже серой, синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами – макитрами, глечиками , мисками, горшками. атобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент ( защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. Пусть на чей - то взгляд такие глиняные игрушки были "примитивными", ничем не украшенными, но они были прочны, забавны и недороги. "Коник" из "кспозиции музея истории ст. Полтавской Красноармейского р - на Краснодарского края П древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между собой. П них отражались народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил. Долгое время люди верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы. Музыкальные функции игрушки наряду с древнейшей семантикой их орнамента составляют наиболее архаичный пласт их облика и содержания. С годами религиозное значение было забыто, возвеличенные когда - то до символов неба, солнца животные и птицы постепенно утратили свой магический, божественный смысл и, перейдя в детские руки, стали забавной игрушкой, вовсе не вызывая у детей того почтения, страха, надежды, которые испытывали далекие предки. В основе своей свисток имеет одинаковое устройство для всех центров народной игрушки России. Он состоит из воздушной камеры, канала воздушного потока и иногда клина, который располагается по центральной оси канала. Несмотря на одинаковый механизм, свистки в разных центрах и даже у разных мастеров отличаются друг от друга. Свист может быть разным, в зависимости от свойств местной глины, качества обжига, индивидуальной манеры изготовителя, объема воздушной камеры и местоположения ее в игрушке. В свистульках кубанских мастеров воздушная камера входила в основную форму игрушки, находясь в самом туловище того или иного персонажа (см. рис. 2). Отверстие, в которое подавался воздух для получения свиста, располагалось на конце свистульки – в "хвосте" игрушечного животного. Его могли делать сразу или прочищать позже, когда глина подсыхала и стенки становились крепкими, чтобы не деформироваться под резцом. Тогда же прорезались и другие необходимые для извлечения звука отверстия (два круглых боковых в боках птицы, коня, барана или прямоугольное отверстие внизу свистульки). Перед обжигом игрушку хорошо высушивали. В конце XIX – начале ХХ вв. изделия кубанских гончаров оказались не в состоянии конкурировать с фабричными фаянсовыми, металлическими и стеклянными изделиями. Развитие капиталистических отношений в Кубанском регионе, переход от натурального хозяйства к фабричному и крупнопромышленному производству не позволили развиться таким очагам в крупные народные промыслы, превратиться в специализированную ветвь. С постепенным сокращением производства гончарной посуды исчезла и глиняная игрушка.