Конспект урока по истории средних веков на тему Средневековый город (6 класс)
План-конспект урока по истории 6 класс
Тема урока: «Средневековый город». «Урта гасыр шәһәре»
Класс: 6
Цели урока:
Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями
Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость
Прививать навыки общения с компьютером
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся
Задачи урока:
Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город"
Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов
Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов
Формирование умения слушать одноклассников
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Методы:
Устный (лекция)
Наглядный (мультимедия)
Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, учебник "История средних веков" и Атлас по истории средних веков.
Этап урока (время) Действия учителя Действия учащихся
I Организационный момент (2 мин.) Здравствуйте ребята, подготовили ручки. Тетради, садитесь Приветствие учителя
II Проверка домашнего задания.
Повторение домашнего задания через ассоциации
На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 2 - 5)
Вопросы к каждой группе картинок: "Кто это? Как вы догадались?"
Проблемные задания:
- "Что объединяет людей в эти группы?" (Сл 6)
Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 7):
Общность происхождения
Общие занятия
Похожий образ жизни
Одинаковые права и обязанности
Учитель предлагает учащимся подобрать символ для обозначения каждой группы (Слайд 8)
Учитель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). (Слайд 9)
Учитель вводит понятие "сословие", о котором разговор пойдет на следующих уроках.
Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 10), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"
- сегодня мы поведем речь о средневековом городе и его жителях и постараемся найти символ для обозначения города и горожанина. Ученики объясняют
Учащиеся называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."
Ученики называют свои символы.
Ученики предлагают свои варианты.
III Объяснение нового материала.
Запишите в тетради число и тему урока - "Средневековый город" (Слайд 11)
- Что такое город?
- Найдите однокоренные слова к слову "город".
- Существовали ли города в древности? Назовите древние города. (Слайд 12)
Первые города в Европе - это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки (на экране - слайд 13 "Римская крепость"). Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 1,5 десятков (на экране - слайд 14 с картой "Завоевания Карла Великого"). Прошло 200 - 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах - иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 - 200 городов! Что же произошло? Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?
Учитель предлагает ученикам заполнить на доске схему "Причины возникновения городов".
Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране (слайды 15-19, 20-й - обобщающий все ранее просмотренные изображения) и прочитать мнение историков по этому поводу - (Приложение 1).
Вопрос прежний: "Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?"
Учитель предлагает проверить правильность догадок учащихся, выводя на экран схему "Почему возникают города?". (Слайд 21)
- Какая из причин будет являться главной, определяющей?
Воцарение спокойствия в Европе.
-Где же возникали города? (Слайд 22)
Учитель выводит на экран (Слайд 23) схему образования названий средневековых городов (Окончания - бург, - берг, - фурт / крепость /, - бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся в атласах "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом.
Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами: "Где же возникали средневековые города?" (Сл 24)
А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу. Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
На экране проходит ряд слайдов (Слайды 25 - 35) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда (Слайды 36 - 38) учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).
Учитель повторяет вопросы: Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
определите, что за сооружения являлись символами города (на экране - слайд 39 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).
Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.
На экране - слайд 40.
- Что за сооружение являлось сердцем города, что - его мозгом и душой? Почему?
- какие еще сооружения были в средневековом городе?
Работа с историческим источником - стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу" - (Приложение 2).
(Слайд 41) Сколько улиц, фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе? Что было предметом особой гордости горожан? Посчитайте, сколько в городе было бань и водяных мельниц, используя формулу (на экране проецируются две формулы:БАНИ = (колодцы - ворота) : каменные мосты + фонтаны : часы с боем
ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ = холмы · большие часы + рынки + фонтаны : ворота)
(Слайд 42) Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?
- Чем занимались горожане?
-А как назывались деревенские жители?
- Каково их основное занятие?
- Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.
Учащимся предлагается тест - один на парту для работы в парах (Приложение 3). Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином (Слайд 43).
Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой (Слайд 44). - Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место". Дети записывают в тетрадь это определение.
Ребята называют. Учитель записывает ответы на доске, выделяя корень.
Ребята называют города, о которых говорилось в курсе истории древнего мира, древнерусские города.
(Ученики (2-3 человека) выходят к доске, делают записи.)
Ученики исследуют предложенные материалы. Дают ответы.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учащиеся называют города Нюрнберг, Франкфурт, Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.
Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.
Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.
Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша - место заседания городского совета, рынок - место постоянной торговли, собор - главная городская церковь".
Ратуша - мозг, рынок - сердце, собор - душа (учащиеся комментируют)
Учащиеся называют колодцы, ворота, каменные мосты, фонтаны и т. д. по источнику.
Учащиеся делают подсчеты и дают ответы: "Бань в Нюрнберге - 13, водяных мельниц - 84".
Горожане.
Ремеслом и торговлей.
Земледельцы, крестьяне.
Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)
Учащиеся находят ошибку. Итоговый вариант на экране - верный (Слайд 45).
Учащиеся проверяют себя.
IV Домашнее задание Параграф 15 и 16 прочитать + стр. 130, 136(1) ответить на вопросы письменно
V Закрепление нового знания. Учитель предлагает учащимся тест по теме "Средневековый город" с вариантами ответа на экране (Слайд 46).
Примерные вопросы:
" 1. Город - это
А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.
2. Города основывались:
А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах
3. Сердцем города являлся:
А) рынок, Б) собор, В) мост".
В заключение вернемся к началу урока. Итак, какой символ вы предложили бы для обозначения средневекового города и горожанина? (Слайд 47)
Это задание может быть задано на дом. Следующий урок начинается с обсуждения символа города. Учащиеся выходят к ноутбуку и сами, работая с компьютерной мышкой, выбирают правильный ответ (не менее 5 - 7 вопросов).
Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя выбор символа.
VI Выводы по уроку РЕФЛЕКСИЯ
Что вам понравилось на уроке?
Что было интересным, запоминающимся, необычным?
Что показалось скучным?
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учащиеся высказываются по желанию и по выбору учителя.
Приложение 1
10801351062990
-423672065405
Приложение 2.
Ганс Сакс
«Похвальное слово городу Нюрнбергу»
Без счета было в нем (в Нюнберге) домов -
Высоких, низких, новых, старых.
Не забывая о пожарах,
Их строили: возведенаБыла защитная стена
Меж каждыми двумя домами;
Резьбой затейливой, зубцами
Украсили там щегольскиИ скаты крыш и их коньки.
Смотри, как стройно и красиво
Тут улицы проведены.
Отсюда все они видны.
Их здесь - ни много и ни мало -
Пять с лишком ныне стало.
А лишек - двадцать восемь точно!
Колодцы - сто шестнадцать счетом
Полны до верха, а еще тамФонтанов дюжина водой
Всех оделяет даровой.
Больших часов у нас шесть штук.
Из них четыре бьют все вдруг.
Двенадцать в городе холмов,
Одиннадцать больших мостов
(И все из камня, все как есть!),
Ворот же - ровным счетом шесть,
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты...
Приложение 3.
Распределите, что характерно для крестьянина, что для горожанина
Новый, свежий взгляд на мир
Зависимость от феодала
Ценность – время
Отсутствие права собственности на землю
Высшие добродетели – трудолюбие и бережливость
Образованность
Неполноправие, приниженность
Свобода, наличие прав и свобод
Выполнение повинностей в пользу сеньора
Безграмотность, необразованность