РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА Тема урока: Обобщение знаний учащихся о частях речи

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА

Тема урока: Обобщение знаний учащихся о частях речи.

Задачи урока:

1) обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся о частях речи;

2) закрепить умения отличать одну часть речи от другой, различать части речи и члены предложения;

3) закрепить умение правильно употреблять в речи им. существительные, им. прилагательные, глаголы;

4) совершенствовать навык грамотного письма, развивать орфографическую зоркость;

5) работать над развитием речи: умение составлять предложения, связанный рассказ;

6) учить работать в группах сменного состава, совместно принимать общие решения, доказывать правильность своего решения и решения группы;

7) воспитывать чувство коллективизма и ответственность за принятые решения.

Оборудование:

Раздаточный материал:
таблички с названиями частей речи и членов предложения,
таблички деформированных предложений, жетоны для деления на группы.

Ход урока

Учащиеся делятся на три группы по желанию.
Каждой группе предлагается задание: таблички с названиями частей речи разбить на группы и занести в таблицу:

Части речи Члены предложения





Сравниваются результаты каждой группы.














2. Работа над деформированными предложениями:

1 группа: Пушистый снег покрыл белым покрывалом землю.
2 группа: Полянка покрылась молодой зелёной травкой.
3 группа: Жёлтые листья укрыли землю разноцветным ковром.

Задание: разобрать предложения по членам предложения и частям речи.

3. Деление на группы по буквам (C, П, Г)
Учащимся выбирают жетоны в форме берёзовых листочков разного цвета (жёлтого, зелёного) и жетоны в форме снежинок синего цвета.

Задания группам:

1гр. Рассказать об им. Существительном по плану (план на доске): 1).Что это такое?
2). На какие вопросы отвечает?
3). Что обозначает?
4). С какой частью речи связано в предложении?
5). Какую роль играет в речи?
6). Как изменяется?
7). Чем является в предложении?

2 гр. Рассказать об им. Прилагательном.
3 гр. Рассказать о глаголе.
Учащиеся каждой группы совместно вспоминают всё известное о частях речи и записывают ответы на вопросы фломастером на плакате.
Заслушивание представителей каждой группы с плакатом у доски.

5. Задание группам (подобрать слова для описания погоды сегодняшнего дня): 1гр. подбирают только существительные, например: снег, тучи, мороз, холод;
2 гр. подбирают только им. прилагательные, например: белый, пушистый, морозный, свежий, голубое, серые:
гр. подбирают только глаголы, например: падает, кружится, летит, покрывает, дует, морозит и т. д
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Понятна ли речь, если использовать только одну часть речи?

6. Деление на группы по цвету.
Участниками этой группы являются представители предыдущих групп (Методика 6х6х6). Задание группам: описать погоду сегодня, используя разные части речи. Учащиеся совместно составляют рассказ и записывают его в тетрадь. Мини-сочинения заслушиваются. Делается вывод: чтобы речь была понятной и выразительной, необходимо в устной и письменной речи использовать все части речи.











7. Учащиеся при помощи жетонов жёлтого, зелёного и синего цвета украшают берёзы, нарисованные на трёх плакатах (плакаты на доске).

8. Деление на группы по новым жетонам с буквами «О» - осень, «З» - зима, «В» - весна. Каждой группе даётся лист со словосочетаниями:

жёлтые листочки
белый сарафан
клейкие листочки
гибкие ветви
словно изумруд
серебристые ветки
зелёный сарафан
пушистая бахрома
золотой наряд
словно алмазы
словно янтарии
похожа на
Задание: выбрать только те словосочетания, которые подходят для описания того или иного времени года (осени, зимы, весны).
Учащиеся по группам совместно составляют устный рассказ-описание об осенней берёзке, зимней и весенней. Затем работы заслушиваются.

9. Итог урока.
-Какую часть речи вам больше всего правиться употреблять в творческих работах?
При помощи разноцветных клейких листочков, наклеивая на плакаты с названиями частей речи, каждый ученик показывают, какая часть речи им больше нравится.









































1. Знаки препинания в конце предложения:
Как хорошо зимой в лесу!
2. Пропуск, замена букв (три раза это слово):
Лампа, лампа, лампа.
3. Перенос (все случаи переноса):
Лужай-ка, лу-жайка.
4. Смягчительный Ь (три разных слова):
Деньки, большой, коньки.
5. Разделительный Ь (три разных слова):
Воробьи, братья, льёт.
6. Разделительный Ъ (три разных слова):
Подъём, объявление, съёжился.
7. Ь на конце существительных после шипящих (три разных слова):
ж.р. ж.р. ж.р.
Дочь, помощь, молодёжь.
8. Ь глагола неопределённой формы (три разных слова):
Что делать? Учиться, бегать, собираться.
9. Жи-ши, ча-ща, чу-щу (три разных слова):
Мыши, ежи, лежит.
или
Час, удача, мочало.
10. ЧК, ЧН, ЧТ (три разных слова):
Точно, ночной, птенчик.
или
Чтобы, учтём, почти.
11. Сочетания –ОЛО-, -ОРО- (три разных слова):
Соловей, молодец, половинка.
или
Корова, порог, морозный.
12. Словарное слово (три раза это слово):
Морковь, морковь, морковь.
13. Имена собственные (три разных слова):
Москва, Светлый, Калининград.
14. Предлоги (три разных слова с тем же предлогом):
В лесу, в классе, в реке.
15. Правописание приставок (три разных слова с той же приставкой):
Побежал, позвонил, поход.
16. Безударная гласная в корне:
Морской - море
17. Парные звонкие и глухие согласные:
Шубка – шубы
18. Непроизносимые согласные:
Сердце- сердечко
19. Двойная согласная (три разных слова):
Одиннадцатое, весенний, класс.
20. НЕ с глаголом (три разных слова):
Не бегает, не растёт, не знаю.
21. Родственные слова. Корень слова (три слова с
одним корнем).
Домашний, домик, домовой.
22. Разбор слова по составу:
Опечатка
23. Соединительная гласная в сложных словах (три
разных слова):
Теплоход, рыболов, мухомор.
или
Мореход, вездеход, пылесос.
24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-.
Горошек – горошки
или
Домик - домики
26. Родовые окончания прилагательного:
ж.р. ж.р.
Весна (какая?) ранняя.
27. Родовые окончания глагола:
ср.р. ср.р.
Поле (что сделало?) пожелтело.
28. Определи:
а) число;
б) род;
в) падеж;
г) время;
д) лицо.
29. Запятая при интонации перечисления:
В парке растут липы, тополя, берёзы.
30. Разбор предложения по частям речи:
прил. сущ. гл. п. сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
31. Разбор по членам предложения:
п. прил. сущ. гл. сущ.
На лесной поляне расцвели подснежники.
32. Связь слов в предложении:
какой? где? что сделали?

На лесной поляне расцвели подснежники.
33. Словосочетания:
Весной зацвела душистая черёмуха.
Черёмуха (какая?) душистая.
Зацвела (когда?) весной.
34. Звукобуквенный разбор:
Лейка – 2 гл., 2 сл.
л [л'] – согл., звон.(непарн.), мягк.(парн.).
е [э] – гл., удар.
й [й'] – согл., звон.(непарн.),мягк.(непарн).
к [к] – согл., глух.(парн.), тв.(парн).
а [а] – гл., безуд.
5 б., 5 зв.















Работа над ошибками.

Памятка для 3 класса.