Урок по русскому языку Путешествие в страну Орфографических знаний


Тема: Орфограммы в корне словаЦели и задачи:
развивать навык правильно писать слова с безударными гласными, с парными согласными в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, повторить и закрепить правила.
Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, компьютер, проектор, предметные картинки, сигнальные карточки
Ход урока
Организационный момент, подготовка к отплытию, набор команд
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов.
Но чтобы оно прошло хорошо, к нему надо сначала подготовиться.
- Запишем в тетради дату и место начала путешествия (число, месяц). Проговорим сегодняшнее число. 
Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа
- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?
Дети отгадывают загадки-задания и записывают в тетради названия каждого овоща:
1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. (Помидор)
2. Название этого овоща произошло от латинского слова “капут”, что означает “голова”. (Капуста)
3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами. (Горох)
4. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут в земле. (Картофель)
5. Про этот овощ сложена загадка “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали”. (Морковь)
- Обозначьте в этих словах ударения и подчеркните, буквы, написание, которых надо запомнить.
- Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?
- В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.
III. На острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными. 
- Мы в Океане Орфографических знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. А освободить их нам поможет только королева, Ударение.
Как вы думаете, почему?
- Давайте, поможем жителям освободиться от злых медуз. В данных сочетаниях слов вы должны убрать медузу и вставить нужную безударную гласную
- Проверить безударную гласную можно ударением.
к..менистое дно
к..лючий ерш
п..тнистый осьминог
п..л..сатый краб
м..рской конек
- Молодцы! Освобожденные вами от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных
Ученики называют каждое слово в словосочетании и доказывают, почему именно эту гласную нужно записать.
На острове Парных согласных по глухости-звонкости
- Наше плавание продолжается. На острове Парных согласных еще утро. Некоторые из звуков еще не проснулись.
- Произнесите звуки парами, и “спящие” тут же проснутся.
Дети произносят звуки:
[д] – [т]
[д`] – [т`] …
Учитель открывает на доске “проснувшиеся” звуки
Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости- звонкости.
- А правит этим островом господин Гласный и его помощники добрые “волшебники” - звонкие согласные [р], [л], [м], [н]
- Кто догадался, почему?
- Сейчас, вы должны доказать умение обозначить буквами парные согласные звуки в слове.
- А задание такое: перед вами предложения, найдите в них слова с парными согласными и напишете в тетрадь.
Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.
- Как же проверить на письме буквы, обозначающий парный согласный на конце слов и в середине перед другими согласными?
- Какие слова вы написали?
Легко, рыбки, селедка, вылез, краб, соседка
Проверка проводится комментировано
Остров пиратов. Самостоятельная работа
- Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает?
- Это же пираты!
- Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы знаем правила орфографии, запишем предложения:
Морские жители – большие хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов.
Дети пишут предложения в тетрадях под диктовку учителя.Подведение итога урока
- Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова?
Учащиеся еще раз вспоминают правила и приводят примеры на эти правила
IX. Домашнее задание