Внеклассное мероприятие по трудовому обучению Мастер своего дела
Внеклассное мероприятие по трудовому обучению Праздник Труда «Мастер своего дела»
Цель:
1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по профессионально – трудовому обучению, выявить лучших.
2. Развивать умение анализировать и обобщать свои действия.
3. Воспитывать чувства товарищества, коллективизма, трудолюбие, уважение к труду, к работающему человеку.
Оборудование, инструменты и материалы: 1.Швейные машины, рубанки, молотки, иглы, ножницы. 2.Гвозди, бруски, нитки, лоскуты ткани, пуговицы.
Оформление:
Плакаты с пословицами о труде.
Картинки с инструментами
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех собравшихся в нашем классе. Наше мероприятие посвящено одному из школьных предметов. Я предлагаю вам попробовать отгадать, какому именно.
Для этой науки важнее нет тем,
Чтобы костюм безупречно сидел,
Чтоб молотком и иглой ты владел
И смастерить всё, что ты хочешь - сумел. ( трудовое обучение)
Одним из основных предметов в нашей школе является трудовое обучение. Девочки обучаются швейному делу, а мальчики – столярному.
Сегодня мы проводим праздник труда под названием «Мастер своего дела»
Вы ещё – не мастера, но мы твёрдо уверены, что им Вы станете, и в очень скором времени.
Наверно, вы не раз задумывались о том, кем вы будете, когда закончите школу, ведь выбор очень большой!
Кем быть? Слесарем, строителем, поваром или Президентом России?
А может – швеёй или столяром?
Знайте одно: кем бы вы ни стали, вы должны быть мастерами своего дела!
Мастер – самый уважаемый человек. На мастерах жизнь держится. Всё, нужное человеку, сделано их золотыми руками.
А чтоб стать мастером, нужно хотеть, знать и уметь.
Вы будете уметь, если будете знать, а знать – если захотите!
Присматривайтесь, как работают другие опытные мастера, учитесь у них, перенимайте их опыт!
Это здорово:
Уметь! –
Сеять хлеб и песню петь
Стог метать,
Дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.
Это здорово:
Строгать! –
Делать стол или кровать.
Платье шить,
Трамвай водить,
Дом на зорьке возводить.
Сталь ковать,
Деталь точить,
Мастерству других учить.
В трудовом празднике примут участие 2 команды: команда «Веселая пчела» и команда «Трудолюбивые муравьи». В каждой команде по 6 человек: 3 девочки и 3 мальчика.
Прошу команды занять свои места. Конкурс будет оценивать жюри. (Представление жюри).
Первое дело «Подготовка инструментов, оборудования к работе».
Мальчики готовят к работе рубанок: сборка рубанка.
Девочки – подготовка швейной машины к работе: заправка верхней и нижней нитей.
Второе дело «Рабочая одежда»
Участвуют от команды мальчик и девочка. Кто быстрее наденет фартук и косынку.
Третье дело « Практическое».
Девочки выполняют машинный шов.
Мальчики забивают гвозди. Кто быстрее и качественнее.
Четвертое дело «Пантомима».
Одна команда показывает, другая отгадывает.
1. Шьет на машине, сильно наклоняется, прошивает палец.
2.Работает с утюгом, включает мокрыми руками, отвлекается, прожигает ткань, дергает за шнур.
3.Работает молотком, забивает гвозди, отвлекается, бьет по пальцу.
4. Строгает рубанком, отвлекается, роняет рубанок на ногу.
Игра для зрителей «Устами младенца»
Зрители отгадывают названия профессий, о которых говорят дети
У этого человека много денег, но он ничего на них не может купить. А, если он и берет эти деньги, то потом где-то должен их взять, чтобы положить на место. Люди, у кого есть лишние деньги, приносят их ему, но не насовсем. Когда им нужно, они могут их забрать. Чаще всего на работу он ходит в галстуке. (Банкир)
Эта профессия, в основном, женская, мужчины встречаются очень редко. Они вежливыми должны быть, но таких мало. У них все есть, правда, это не совсем их. Обычно к ним люди ходят, когда хочется чего-нибудь, или очень нужно. (Продавец)
А эти люди хотят, чтобы мы стали людьми. Они строги, но очень вежливые и культурные. Всегда помогут в трудную минуту. Про них говорят, что они вторые наши мамы. (Учитель)
Там, где эти люди работают – чистота. К ним мы ходим, когда нам очень плохо. Они тоже помогают в трудную минуту. Хоть они нам и помогают, но мы идем к ним с трудом и страхом. (Врач).
Представители этой профессии мы видим в кино, театрах, на телевидении, слышим их голоса по радио и читаем о них в журналах. Люди этой профессии должны обладать хорошей зрительной памятью, ему необходимо выучить текст. (Актер).
Пятое дело «Из истории» Черный ящик
Задание: Один из древнейших видов художественного оформления древесины, который возник еще в первобытнообщинном строе, когда появились первые простейшие орудия труда. (Резьба)
Задание: Точная дата возникновения этого предмета неизвестна, но еще в Древнем Египте хозяйки применяли при нарезке продуктов приспособление, чтобы не испачкать стол. Начиная с 18 века и по сей день применяется очень широко. (разд.доска)
Задание. Это плечевое изделие появилось в эпоху позднего средневековья, до этого люди спали нагими или в чём ходили днём.Первое упоминание об этом появилось в Чехии в 1492 году, но, увы, это изделие было доступно только богатым любителям нижнего белья.Теперь оно есть в гардеробе каждой женщины.(ночная сорочка)
Задание: Вначале он был плиточный, затем угольный, керосиновый, ну а теперь - электрический.(утюг)
Шестое дело «Веселое»
Участвуют девочка и мальчик от команды. Кто быстрее из девочек завяжет 10 резиночек на голове у мальчика.
Седьмое дело «Загадки».
1. В жизни – это женщины преклонного возраста, а в токарном станке – очень важные детали. (передняя и задняя бабка)
2.В столярном инструменте – деталь, а лесу он может быть съедобным, а может быть ядовитым. (грибок)
3. В природе это явление наблюдается во время грозы непосредственно перед раскатами грома. А в швейном производстве так называют один из видов застежки. (молния)
4. В обыденной жизни этим словом характеризуют женщину, стремящуюся своим поведением понравиться кому-нибудь. А в швейном изделии им обозначают отрезную деталь переда или спинки, которая бывает прямой, овальной, фигурной. (кокетка)
5.В жизни это изделие защищает ногу от холода, а в столярной мастерской является острым концом инструмента. (носок)
6.Если он не острый, то столярный инструмент не сможет качественно выполнить свою работу, а человек без них останется голодным, у него в организме их должно быть 32, но бывает и меньше.(зуб)
7. В швейной машине -это деталь. А в одежде их может и не быть. Но если они есть, то они бывают длинные или короткие, узкие или широкие. (рукав)
8. У мелких животных так называется конечность. В швейной машине – это механизм, который прижимает материал к зубчикам двигателя ткани . (лапка)
9.В жизни это приспособление поддерживает на человеке брюки, джинсы, может также служить и украшением в одежде. А в работе деревообрабатывающих станков он выполняет функцию передачи движения, бывает кожаным, прорезиненным. (ремень)
10. В книге, газете, журнале или рукописном тексте – это ряд слов, написанных в одну линию. А в швейном производстве при изготовлении швейных изделий так называют ряд стежков. (строчка)
Восьмое дело« Один ум хорошо, а четыре лучше»
Вопросы 1 команде
1. Широкая часть пиломатериала.(пласть) 2. Брюки, самые короткие по длине?/шорты/
3. Для чего необходим коловорот?(Это приспособление для вращения сверл и отверток.)
4. Инструмент для влажно-тепловой обработке? /утюг/
5 .Рисунок на поверхности среза древесины.(текстура)
6. К какой группе машинных швов относится стачной шов.(соединительные) 7. Рыхлый, мягкий центр дерева. (сердцевина)
8. Операция по временному соединению деталей (сметывание)
9. Школьное помещение для занятий трудовой подготовкой.(мастерская)
10. Нить, расположенная вдоль кромки (долевая, основа) 11.Заготовка из древесины (брусок) 12.Какая игла тоньше № 75 или 90? (№ 75) 13.Для чего служат тиски? (для зажима заготовки) 14.Для чего служит регулятор строчки? (для установки длины стежка)
Вопросы 2 команде
1. Рабочее место столяра для обработки материалов. (верстак)
2. Кусочки ткани, укрепленные на изделии пришиванием либо приклеиванием. (аппликация)
3. Киянка – это представительница народов Азии или что-то другое? (Деревянный молоток.)
4. Из волокон какого происхождения получают льняную и х/б ткань? / растительного/
5. Как называется более толстая часть бревна? (комель)
6. К какой группе машинных швов относится шов вподгибку? (краевым)
7. Конструкционный материал из нескольких слоев шпона.(фанера)
8. Плечевое изделие для сна (н.сорочка)
9. Винты и шурупы можно ввернуть и вывернуть с помощью… (Отвертки).
10. Почему двойной шов еще называют бельевым? /используют при пошиве постельного белья/ 11. Канавка (прорезь) в головках винтов и шурупов для отвёртки называется…(шлиц)
12.При помощи чего можно изменить температуру утюга? (терморегулятор)
13. Столярный режущий инструмент для выборки гнёзд, проушин.(стамеска)
14.Приспособление для распарывания ненужных машинных строчек.(колышек)
Учитель: Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(Жюри подводит окончательные итоги конкурсов)
Командам вручаются грамоты за I и II место.
Учитель: Конкурс прошел интересно. Мы увидели с вами, сколько замечательных мастеров и мастериц в нашей школе. Вы показали, на что способны в деле. Только труд и терпение помогут вам достичь профессиональных вершин. Слова замечательного педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Желаем вам счастья и успехов в труде! Учитель: Сегодняшнее мероприятие мы заканчиваем словами:
Пока в пространстве
Кружится планета,
На ней – пропахшей солнцем –
Никогда не будет дня,
Чтоб не было рассвета!
Не будет дня,
Чтоб не было труда!