Открытый урок по русскому языку на тему:Путешествие по океану Лексика


 Тема : «Путешествие по океану Лексики»
Класс: 6
 Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме
Задачи:
1.формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова, совершенствовать умение работы со словарями разных типов 2.развивать творческое мышление, активность учащихся , совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
3. привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку ,воспитывать бережное отношение к родному языку
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану Лексика. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика». Ведь Лексика – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.
          Давайте сделаем первую запись в нашем «судовом журнале» - тетради: число. Классная работа.
 - Для начала вспомним: Что такое Лексика?
- Что такое лексикон?
Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.Домой придёт мой старший брат,Он мне расскажет всё подряд,Он объяснит мне, что к чему,А я большая! Я пойму.И вот он начал свой рассказ:- Они ползут, а он им – раз!А тут как раз она ползла.А он как даст ему со зла!Они ей – раз! Она им – раз!Но тут как раз её он спас,Он был с ней заодно…Ух, сильное кино!Нет, видно, я ещё мала:Я ничего не поняла!
 
Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.
Итак, в путь по бескрайнему океану Лексики!
СЛАЙД 1 (карта).Познакомимся с картой путешествия.
В пути вам нужна пища, поэтому за правильные, полные ответы я вам буду давать рыбки. Надеюсь, все будут активны и никто не останется «голодным»! (Ученики в ходе урока за каждый правильный, полный ответ получают «рыбку»).
 
Первый остров – Остров однозначных и многозначных слов.
- Расскажите о жителях этого острова!
Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.
Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.
1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)
2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
 
А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения.
 –Что такое прямое и переносное значение? (ответы)
 
СЛАЙД 4.Выполним задание жителей этого острова. Прочитайте предложения.  Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено:
- скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая). А среди почетных пассажиров есть бабушка? Как вы понимаете выражение «золотая бабушка»?
Продолжаем наше путешествие.
 
СЛАЙД 5.Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу.
- Прочитайте их названия и скажите: это слова иноязычного происхождения или нет? («Фортуна», «Скелет», «Айсберг»). По каким признакам вы догадались? (буква «Ф», сочетание «ке», начальная буква «А»). Правильно, это иностранные корабли. Мы должны спасти жителей острова.
- Первое требование пиратов.
 
СЛАЙД 6. Подберите синонимы и антонимы. А что такое синонимы и антонимы? Запишите синонимы и антонимы (друг – приятель, товарищ, - враг, недруг; отважный – храбрый, трусливый; добрый – добродушный, сердечный, гуманный - злой). Молодцы. Мы спасли Синонимы и Антонимы.
Следующее требование пиратов: найти омонимы.
- Что такое омонимы?
Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.
 
 Итак, мы спасли и омонимы. Жители острова благодарят вас за помощь. Продолжаем путешествие.
- Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
на столе.
Найдите в стихотворении С.Маршака многозначное слово. Каково его значение? Зайчик – уменьшительно-ласкательное к заяц.
Приведите примеры употребления этого слова в другом значении.
Почему возникло явление многозначности?
- Правильно, в основе многозначности – сходство по форме, цвету, назначению и т.д.
- У многозначных слов может быть как прямое, таки переносное значение.
 
На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.
- А что такое фразеологизмы?
 
СЛАЙД 7. 1.Прочитайте выразительно стихотворения.
 
1.      За столом сказала мать:- Хватит языком болтать!А сынишка осторожно:- А болтать ногами можно?
2.      За столом, Петрусь, - Говорят, - Прикуси язык, - Говорят!Он язык прикусил…И сильней заголосил.
 
2. Выпишите из этих стихотворений фразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык).
 
3. Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении).
 
Жители острова приглашают вас на выставку картин. Ваша задача – отгадать фразеологизмы.
Последний остров нашего путешествия – Исторический.
. Как вы думаете, кто жители этого острова? (устаревшие слова).
- Что такое устаревшие слова?
- На какие 2 группы они делятся?
- Что такое архаизмы? Историзмы?
 
СЛАЙД 9. 1.Выпишите из этих слов только устаревшие, обращайте внимание на правописание слов: 
Кибитка – крытая дорожная повозка
Ямщик – кучер на ямских лошадях
Кокошник – женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом (на севере)
- Эти слова архаизмы или историзмы? Докажите
2. Задание: показать на себе части тела с помощью архаизмов (чело, уста, ланиты, выя, десница, голени, очи). 
Завершает нашу работу ТЕСТ.
 
1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?
А) каменное сердцеБ) каменное зданиеВ) золотые серьги
 
2. Найдите многозначное слово:
А) звездаБ) самолетВ) композитор
3. Найдите архаизм:                                               
А) врач;                                                     
Б) доктор;                                                  
В) лекарь.                                                                                  
 
4. Найдите заимствованное слово:
А) территория;
Б) земля;
В) пространство.
 
5. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:
 Бросать, кидать, ловить
 
 
6. Найдите лишнее слово:
А) Водный
Б) Водяной
В) Водитель
Г) Наводнение
 Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексики. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
 
ИТОГ.
- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)
Главное, не забывайте:мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!