Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» раздел «Швейное дело» для учащихся 5, 7 классов на 2014-2015 уч.г.
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Расмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
МО учителей труд.обучения Зам.дир. по УЧ Директор БС(к)ОШИ
Протокол №__ от «__»_____ ______ /Хлудеева Л.А./ ______ /Дорохов С.А./
______ /Антоненко Л.Ф./ «___»_________2014г «___»_________2014г
Рабочая программа
по учебному предмету «Трудовое обучение» раздел «Швейное дело»
для учащихся 5, 7 классов на 2014-2015 уч.г.
разработана на основе примерной программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
по трудовому обучению В.В. Воронковой
Составитель:
Просветова Елена Викторовна,
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
р.п. Благовещенка
2014г
Пояснительная записка
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией
по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по формированию навыков выполнения машинных строчек и швов и освоению приемов работы на швейной машине. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.
В 7 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы 7 класса достаточно сложен: изучаются технологии пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают процесс изготовления изделия, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают для выполнения заказы школы.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории. Эти знания им помогают строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т.д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению учащимися общеобразовательных предметов.
При организации учебно-образовательного процесса могут быть использованы различные методы обучения:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся (лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, работа с книгой);
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм);
практические (практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.);
по степени активности познавательной деятельности учащихся (объяснительный; иллюстративный (репродуктивный); метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический метод; исследовательский);
по логичности подхода (индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический).
Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями в швейные ателье, магазины ткани и фурнитуры. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
Формирование доступных учащимся технических и технологических знаний и умений, способствующих их социальной адаптации;
Используя процесс трудового обучения, повышать уровень общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
Развитие у учащихся общетрудовых умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
Обучение профессиональным приемам труда и привитие трудовых навыков;
Воспитание устойчивого положительного отношения к труду, формирование чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, бережного отношения к общественной собственности.
В результате освоения образовательной программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ
УМЕТЬ
- Виды швейного оборудования и
правила безопасной работы на нем;
- устройство швейных машин;
- виды и применение ручных и машинных швов;
- основные сведения о тканях и их свойствах;
- правила построения чертежа;
- ассортимент простейших изделий, способы их обработки и отделки;
- основы моделирования и конструирования швейных изделий, название деталей различных изделий;
- промышленную терминологию и технологию изготовления легкой одежды;
- организацию труда на швейной фабрике.
- Работать на универсальной и промышленной швейных машинах, проводить регулировку ее основных узлов;
- выполнять различные ручные и машинные швы;
- распознавать ткани по внешнему виду и на ощупь;
- строить чертежи деталей, изготавливать выкройки изделия, производить расчет расхода ткани;
- составлять план пошива многодетального изделия;
-самостоятельно кроить и шить несложные швейные изделия, используя промышленную технологию;
- выполнять влажно-тепловую обработку изделия;
- выполнять все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, межоперационный контроль).
Критерии оценки знаний и умений учащихся
на уроках трудового обучения
При оценке знаний следует применять индивидуальный подход, оценивать не
ребенка, а его деятельность, с учетом особенностей развития психических
процессов и работоспособности его на данном уроке, учитывая при оценочном
суждении следующие моменты:
1. Степень умственной отсталости.
2. Уровень патологии органов зрения, слуха, речи.
3. Уровень физического развития ребенка.
4. Качество и правильность выполнения технологических операций.
5. Организация рабочего места.
6. Применение теоретических знаний на практике.
7. Самостоятельность выполнения операций.
8. Соблюдение последовательности выполнения операций.
9. Время, затраченное школьником на выполнение задания.
10. Соблюдение правил по технике безопасности.
Теоретическая часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объеме, изложен без существенных ошибок с применением профессионально терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в ответе теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки. Материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в ответе имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
Практическая часть:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания, и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена при помощи учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Список используемой литературы:
1. Мирский С.Л. и др. , Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под ред. Воронковой В.В. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб.2.-304с.
2. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. «Технология. Швейное дело: учеб. 5,7 кл. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / М.: Просвещение, 2011.
3. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. М., Легкая и пищевая промышленность, 1984.
4. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
5. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
6. Труханова А.Т. Технология изготовления женской и легкой одежды. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
7. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
8. Воспитание и обуч
·ение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой М: Школа-Пресс, 1994.-416с.
9. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. / Науч. - исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика – М.: Педагогика, 1990. - 160с.
10. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224с.
5 класс
1 четверть 54 часа
Тема: Швейная машина (15 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
Введение.
Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской.
02.09.
3
Стенд по ТБ, уч. 5 кл. стр. 3-12, 13-15
Краткие сведения о ткани.
05.09.
3
уч. 5 кл. стр. 15-16
Швейная машина с ручным приводом.
09.09.
3
уч. 5 кл. стр. 68-79
Моталка. Намотка нитки на шпульку.
12.09.
3
уч. 5 кл. стр.79-84
5.
Заправка верхней и нижней ниток. Пробные строчки.
16.09.
3
уч. 5 кл. стр. 79-84
Тема: Работа с тканью (15 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
6.
Сведения о волокнах. Сведения о прядении.
19.09.
3
уч. 5 кл. 13-15
7.
Машинные швы: виды, конструкция, применение.
23.09.
3
уч. 5 кл. стр. 88, 96
8.
Практическая работа: Выполнение краевого шва вподгибку с закрытым срезом..
26.09.
3
уч. 5 кл. стр. 88, 96
9.
-
10.
Изготовление носового платка (салфетки).
30.10.
-
03.10.
6
уч. 5 кл. стр. 22-24, 105 – 110, образец изделия.
Тема: Ремонт одежды (9 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
11.
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.
07.10.
3
уч. 5 кл. стр. 18-19, 50-52, 56
12.
Практическая работа: «Ремонт одежды по распоровшемуся шву».
10.10.
3
уч. 5 кл. стр. 25-26
13.
Практическая работа: «Ремонт одежды в месте разрыва ткани».
14.10.
3
уч. 5 кл. стр. 57-59
Практическое повторение (12 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
14.
-
17.
Пошив головного и носового платков.
17.10.
-
28.10.
12
Технологические карты и образцы изделий.
Самостоятельная работа (3 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
18.
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Пришивание пуговиц.
31.10.
3
2 четверть 42 часа
Тема: Работа с тканью (24 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
19.
Введение.
Хлопчатобумажные ткани.
11.11.
3
Стенд по ТБ, уч. 5 кл. стр. 20
20.
-
21.
Повязка для дежурного.
14.11.
-
18. 11.
6
Технологическая карта и образец изделия
22.
Мешочек для хранения изделий.
21.11.
3
уч. 5 кл. стр. 110 – 112, 32
23.
-
26.
Пошив мешочка.
25.11.
-
05.12.
12
уч. 5 кл. стр.79-84
Тема: Ремонт одежды (15 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
27.
Вешалка к одежде.
09.12.
3
уч. 5 кл. 59
28.
Изготовление вешалки к одежде.
12.12.
3
уч. 5 кл. стр. 61-62, образец изделия.
29.
Заплата в виде аппликации.
16.12.
3
уч. 5 кл. стр. 65
30.
-
31.
Выполнение заплаты в виде аппликации.
19.12.
-
23.12.
6
уч. 5 кл. стр. 66,
Самостоятельная работа (3 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
32.
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
26.12.
3
3 четверть 56 часов
Тема: Швейная машина с ножным приводом (12 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
49.
Введение. Швейная машина с ножным приводом.
13.01.
3
уч. 5 кл. стр. 73-77
50.
Машинная игла.
16.01.
3
уч. 5 кл. стр. 77-78
51.
Регулятор строчки. Выполнение пробных строчек на образце.
20.01.
3
уч. 5 кл. стр. 80-86
52.
Машинная закрепка. Выполнение пробных строчек на образце.
23.01.
3
уч. 5 кл. стр. 86
Тема: Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани (15 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
53.
Электроутюги.
уч. 5 кл. стр. 26-29
56.
Салфетка.
уч. 5 кл. стр. 102-104 и образец изделия.
57.
Правила построения чертежа.
уч. 5 кл. стр. 116-120
58.
Изготовление выкройки салфетки.
уч. 5 кл. стр.116-120
59.
Раскрой салфетки.
уч. 5 кл. стр. 121-122 и образец изделия.
60.
-
62.
Пошив салфетки.
уч. 5 кл. стр. 123, 124 и образец изделия.
Тема: Двойной шов (6 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
63.
64.
65.
7 класс
1 четверть 90 часов
Тема: Вводное занятие (2 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
1.
Введение.
Инструктаж по технике безопасности.
01.09.
2
Стенд по ТБ
Тема: Промышленная швейная машина 22-го класса ПМЗ (8 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
2.
Промышленные швейные машины.
03.09.
2
уч. 7 кл. стр. 4-5
3.
Организация рабочего места швеи. Рабочие механизмы машины.
04.09.
3
уч. 7 кл. стр. 6-10
4.
Практическая работа:
Подготовка машины к работе, выполнение пробных строчек.
05.09.
3
уч. 7 кл. стр. 10-12
Тема: Построение чертежа и раскрой женского и детского белья
без плечевого шва (17 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
5.
Прядильное производство.
08.09.
2
уч. 7 кл. стр. 84
6.
Ассортимент тканей для женского и детского белья.
10.09.
2
Образцы тканей
7.
Ночная сорочка.
11.09.
3
уч. 7 кл. стр. 44
8.
Снятие мерок для построения чертежа сорочки.
12.09.
3
уч. 7 кл. стр. 46
9.
Построение чертежа ночной сорочки.
15.09.
2
уч. 7 кл. стр. 48-53
10.
Моделирование выреза горловины.
17.09.
2
уч. 7 кл. стр. 53-54
11.
Раскрой сорочки.
18.09.
3
уч. 7 кл. стр. 56-58
Тема: Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки (23 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
12.
Неполадки в работе швейной машины.
19.09.
3
13.
Пошив ночной сорочки.
22.09.
-
03.10.
20
уч. 7 кл. стр. 59-64
Практическое повторение (22 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
14.
-
22.
Изготовление ночной сорочки без плечевого шва (или карнавальный костюм).
06.10.
-
20.10.
22
Технологические карты и образцы изделий.
Тема: Пошив однодетального изделия с прямыми срезами.
Пооперационное разделение труда (15 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
23.
Ткацкое производство.
22.10.
2
уч. 7 кл. стр. 86
24.
Льняные ткани. Свойства и уход за ними.
23.10.
3
25.
Пооперационное разделение труда.
Наволочка с клапаном.
24.10.
3
уч. 7 кл. стр. 15, 20
26.
-
28.
Пошив наволочки с клапаном.
27.10.
-
30.10.
7
уч. 7 кл. стр. 20 - 23
Самостоятельная работа (3 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
29.
Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою.
31.10.
3
2 четверть 70 часов
Тема: Вводное занятие (2 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
30.
Введение.
Инструктаж по технике безопасности.
10.11.
2
Стенд по ТБ
Тема: Понятие о ткацком производстве (5 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
31.
Ткацкое производство.
12.11.
2
уч. 6 кл. стр. 9, уч. 7 кл. стр. 86
32.
Простые виды ткацких переплетений.
13.11.
3
уч. 6 кл. стр. 12-16
Тема: Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника (10 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
33.
Пододеяльник. Раскрой.
14.11.
3
уч. 7 кл. стр. 23
34.
Раскрой обтачек для пододеяльника.
17.11.
2
уч. 7 кл. стр. 27
35.
Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.
19.11.
-
20.11.
5
уч. 7 кл. стр. 29
Тема: Бригадный метод пошива постельного белья (15 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
36.
Лабораторная работа: «Определение х/б и льняных тканей»
21.11.
3
уч. 6 кл. стр. 22
37.
Постельное белье. Стандартные размеры.
24.11.
2
уч. 7 кл. стр. 15
38.
-
41.
Пошив постельного белья бригадным методом.
26.11.
-
01.12.
10
Технологические карты, образцы
Тема: Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия (8 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
42.
Пижама.
03.12.
2
уч. 7 кл. стр. 64
43.
Построение чертежа брюк.
04.12.
3
уч. 7 кл. стр. 66
44.
Раскрой пижамных брюк.
05.12.
3
уч. 7 кл. стр. 76
Тема: Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой (7 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
45.
Пижамная сорочка.
08.12.
2
уч. 7 кл. стр. 64
46.
Изготовление выкройки пижамной сорочки.
10.12.
2
уч. 7 кл. стр. 68
47.
Раскрой пижамной сорочки.
11.12.
3
уч. 7 кл. стр. 75
Тема: Соединение основных деталей в изделии поясного белья (13 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
48.
-
52.
Пошив детской пижамы.
12.12.
-
19.12.
уч. 7 кл. стр. 77-81
Тема: Ремонт одежды (7 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
53.
Эстетические требования к одежде. Виды ремонта.
22.12.
2
уч. 7 кл. стр. 32, 169
54.
Наложение заплаты накладным швом.
24.12.
2
уч. 7 кл. стр. 169
55.
Выполнение штопки.
25.12.
3
уч. 6 кл. стр. 165
Самостоятельная работа (3 час)
№ урока
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
Примечание
56.
Пошив наволочки с клапаном (по готовому крою).
26.12.
3
15