Классный час. «Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)


Классный час.
«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)
Ход классного часа
Организационно-мотивационный момент.
Я читаю стихитворение (Слайд2)
Однажды предрассветною порой                                         Три мудреца склонились надо мной,И я спросила их, поднявши веки:– Что главное, скажите, в человеке?..
Учитель: Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?
Я вам предлагаю по работать по структуре ДЖОТ ТОТС , то есть один листочек делится на 4 части и на время каждый вписывается слова и кладет на центр)( 3)
Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др. Учитель:Ученик под номером 1 читает слова, которые написали ученики, Если у вас совпадения? Интересно у кого они совпали?
Учитель:Далее продолжаю читать стих (4)
– Конечно, разум – первый мне ответил.                                С ним каждый путь и правилен и светел. – Благодарю, что просветил меня.Я поклонилась, голову склоня.Второй ответил: – Воля на пути,Которой нужно с гордостью пройти,Чтобы достойно подойти к концу.Я поклонилась в пояс мудрецу.Да нет, не то, – заволновался третий.Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…Невелика моя об этом повесть,                                               Но главное у человека – совесть!
Учитель:Почему автор стихотворения считает главным в каждом – совесть.
(Ответы учеников)И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многое считают что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. (с- 5 )
Тема нашего классногочаса: «Совесть-это наш внутренний судья»
Учитель:Ребята, как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?
Учитель: Давайте послушаем учащихся под номером 3. (выслушиваются ответы учеников). А теперь давайте обратимся к словарю и посмотрим, правы ли вы были?
Работа со словарями(читает ученик)
В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.(6)
Учитель:Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).
В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».(7)Учитель: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем решить ребус. На каждом столе лежат файлы, в них отдельные слова и словосочетания, ваша задача составить пословицы.
1. Как не мудри, а совести не перемудришь.1 группа
2. От человека утаишь, от совести не утаишь
3. Волосом сед, а совести нет.2 группа
4. Платье черненько, да совесть беленька.
5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.3 группа
6 Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь
7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. 4 группа
8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.
9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.5 группа
10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.
Учитель:Разъясните смысл получившихся пословиц.( 8)
(Ответы учеников)
Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни?И почему? На столе представлены слова. Вычеркните лишнее и дополните получившийся список, работаем структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, обсуждаете в команде (9)
- бедность своих родителей;
- неряшливый вид;
- аккуратная, но не модная одежда;
- пренебрежение к окружающим;
- высокомерие;
- физические недостатки;
- некрасивые поступки;
- непрестижная работа родителей;
- твое «простое» происхождение;
- невежество, необразованность, безграмотность;
- вульгарная внешность;
-нецензурные выражения.
Проверяем совместно, отвечают ученики под номером
Учитель:У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?
Учитель: На зеленных листочках у вас написаны ситуации ваша задачаобсудить и аргументировать свою позицию по поводу данной ситуации,работаем по структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН(слайд9)
Ситуация 1.  В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?(10)
Ситуация 2.  Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.(11)
Ситуация 3.  Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем
автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.(12)
Ситуация 4.  Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?(13)
Ситуация 5.  На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.(14)
Обсуждение с детьми(15)Учитель: Можно ли развивать свою совесть?.. Конечно. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы(Санина)(16)
Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал... 
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть! 
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь! 
Притворился тогда человек совсем больным и говорит: 
- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка! 
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее! 
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. 
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй! 
А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек: 
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце: 
- Здесь я... 
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!