Классный час Совесть — главный судья.


Совесть – внутренний судья человека
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».
Фома: классный час – размышление.
Участники: учащиеся класса, классный руководитель.
Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, учащиеся могут подобрать поговорки, пословицы высказывания о совести.
Оформление: в качестве эпиграфа классного часа можно взять слова П. А. Гольбаха: «Совесть – это наш внутренний судья».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «Совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.
Далее учитель предлагает учащимся высказать свою точку зрения на определения совести, например:
В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица)
Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)
Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж.Ж.Руссо)
Уместно будет выслушать и заранее подготовленные учащимися высказывания о совести.
Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?
Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяется совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.
Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говориться в народе: есть стыд, есть и совесть.
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?
❖ Бедности своих родителей?
❖ Неряшливого вида?
❖ Аккуратной, но не модной одежды?
❖ Пренебрежения к окружающим?
❖ Грубости по отношению к людям?
❖ Высокомерия?
❖ Чего-то еще?
У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
А что значит – поступать по совести?
Упражнение «Нравственная дилемма»
(работа в микрогруппах по 5 – 6 человек)
Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точу зрения:
1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Сережа тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.
3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?
Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировки совести – это глубокая работа ума и сердца.
Закончить классный час можно строками Булата Окуджавы.
Совесть благо, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Совесть, благородство и достоинство…
Подводя итоги классного часа, предложите учащимся высказать свою точку зрения о том, что нового они узнали, обсуждая эту тему, над чем задумались впервые, что им помог понять классный час?
Цель: способствовать расширению нравственного опыта подростков, их познанию себя через познание и понимание своего друга.
Форма: час общения.
Участники: учащиеся класса, классный руководитель.
Подготовительный этап:
1. Совет дела распределяет поручения и назначает ответственных за оформление классной комнаты, музыкальное сопровождение классного часа.
2. Учащимся необходимо подобрать пословицы, поговорки, высказывания известных людей о дружбе.
Оборудование, оформление: для оформления классной комнаты можно подготовить фотовыставку «Я в кругу друзей», «Мой лучший друг» и т. д.
Эпиграф классного часа: « Настоящая дружба правдива и отважна»
Ф. Шиллер
Ход классного часа.
Вступительное слово классного руководителя.
С помощью методики «Незаконченное предложение» учитель предлагает учащимся выразить свое мнение о том, что такое дружба. «Дружба – это…», «Я ценю в своем друге…».
Поблагодарив учащихся за высказанные суждения, учитель продолжает разговор.
Во все времена и у всех народов высоко ценились дружба, верность, преданность. Но что такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей? Для того чтобы понять это, давайте обратимся к народной мудрости и мнениям известных людей.
Учащиеся читают заранее подготовленные поговорки, пословицы, высказывания о дружбе.
Например,
Дружба от дружбы близко живет. (Русская пословица)
Настоящая дружба правдива и отважна. (Ф. Шиллер)
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. (Цицерон)
Нет друга – ищи, а нашел – береги. (Русская пословица)
Товарищество, дружба – это удивительное отношения, возникающие между людьми, а вот какое определение дружбы дается в «Толковом словаре» В.И. Даля: «Дружба – бескорыстная, стойкая приязнь». На первое место В.И. Даль поставил бескорыстие, как вы думаете, почему?
Выслушав ответы учащихся, учитель обобщает: бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Настоящий друг поддержит тебя в трудную минуту, проявит сочувствие, поможет решить проблемы, разделит заботы и радости.
Далее учитель продолжит обсуждение темы по вопросам:
Какие качества вы больше всего цените в друге?
Может ли быть у человека много друзей?
Дружба и приятельские отношения это одно и то же?
Если мы хотим встретить друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос, готов ли он встретить друга.
И если у кого-то нет друга, может, это происходит оттого, что он сам не готов стать настоящим другом, требует от друга многого, ничего не давая взамен?
Предложите учащимся с помощью теста оценить свою готовность быть настоящим другом.
Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).
Настоящий друг:
❖ Делится новостями о своих успехах;
❖ Оказывает эмоциональную поддержку;
❖ Добровольно помогает в случае нужды;
❖ Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе;
❖ Не завидует другу;
❖ Защищает друга в его отсутствие;
❖ Терпим к остальным друзьям своего друга;
❖ Хранит доверенные ему тайны;
❖ Не критикует друга публично;
❖ Не ревнует друга к остальным людям;
❖ Стремится не быть назойливым, не надоедает;
❖ Не поучает, как нужно жить;
❖ Уважает внутренний мир друга;
❖ Не использует доверенную тайну в своих целях;
❖ Не стремится переделать друга по своему образцу;
❖ Не предает в трудную минуту;
❖ Доверяет свои самые сокровенные мысли;
❖ Понимает состояние и настроение друга;
❖ Уверен в своем друге;
❖ Искренен в общении;
❖ Первым прощает ошибки друга;
❖ Радуется успехам и достижениям друга;
❖ Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения);
❖ Помнит о друге, когда того нет рядом;
❖ Может сказать другу то, что думает.
За каждый ответ «да» поставьте по 2 балла, за ответ « не знаю» - по 1 баллу за ответ «нет» - 0 баллов.
Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Ситуативный практикум

Чтобы помочь ребятам осознать цену истинной дружбы, можно предложить им обсудить в микрогруппах следующие ситуации:
1. Откажетесь ли вы от посещения дискотеки, если у друга нет материальной возможности пойти вместе с вами?
2. Ваш друг пригласил вас, человека некурящего и непьющего, в компанию ребят, где без выпивки находиться не принято. Как вы поступите?
3. Как вы поступите, если вы знаете, что ваш друг прогуливает школу?
4. Как вы поступите, если о вашей тайне, которую знал только ваш друг, узнали одноклассники?
В заключительной части классного часа учитель предлагает учащимся обсудить «Закон дружбы», который выработали ученики Павлышской школы (на Украине), где директором был выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
8. Настоящий друг не может быть равнодушным.
«Недруг поддакивает, а друг спорит» (русская пословица).
О плохих и хороших друзьях
Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живется туго,
Кто сердце не готов отдать
Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно
У друга первого его –
Достоин только одного:
Неутомимого презренья.
Добрый друг не тот,
Кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая лживым!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою
Воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведет и не обманет.
А. Дюрер

Игра-упражнение «Поделись своей улыбкой»
(выполняется парой)
Дружба начинается с улыбки, так поется в известной песне В. Шаинского. А почему? В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого начинаются дружеские отношения.
Часто ли мы в нашем классе видим улыбку расположения, доверия? Улыбку, которая может поднять настроение, подбодрить одноклассника?
Учащимся предлагается повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, сказать друг другу приятные слова.
Надеюсь, что теперь улыбка и приятные добрые слова навсегда поселятся в нашем классе.