Технологическая карта занятия по химии на тему Гидролиз солей (11 класс)
Технологическая карта занятия по дисциплине Химия
(Технология проблемного обучения)
Тема занятия: «Гидролиз солей»
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Этап I. Создание проблемной ситуации для решения образовательной задачи, которая
определяет мотивацию учебной деятельности обучающихся на основе их конкретного опыта и постановка проблемного вопроса.
Проведение лабораторного опыта, иллюстрирующего изменение цвета индикаторов (лакмуса, фенолфталеина и метилового оранжевого) в нейтральной среде и в растворах кислот и оснований.
Постановка проблемного вопроса: «Будут ли изменять свою окраску индикаторы в растворах солей? Проведение лабораторного опыта, в ходе которого определяют, меняется ли цвет индикатора в растворах солей: карбоната натрия, хлорида алюминия, хлорида натрия.
Приходят к выводу, что не всегда меняется цвет индикатора. Студенты подходят к проблемному вопросу: «Почему индикаторы, изменяющие свой цвет в кислотах и щелочах изменяют свою окраску в растворах карбоната натрия и хлорида алюминия и не изменяют свой цвет в растворе хлорида натрия.
Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них
Преподаватель формулирует свою гипотезу, выслушав предположения студентов:
• Возможно, ответ на вопрос в рассмотрении природы процесса растворения; •Возможно, только в растворах карбонатанатрия и хлорида алюминия меняет свой цвет индикатор;
•Возможно, только в растворе хлориданатрия индикатор не меняет свой цвет;
•Возможно, исследуя индикатором растворы других солей, мы увидим закономерность;
•Возможно, мы объясним происходящее,если выясним. Что происходит междусолью и водой в процессе растворения;
•Возможно, мы что-то неправильно сделали в ходе лабораторного опыта и индикатор в растворах всех солей должениметь одинаковый цвет.
Этап III. Опытная проверка принятых гипотез
Проведение лабораторных опытов с растворами солей карбоната калия, хлорида меди, нитрат натрия.
После наблюдений, сделанных студентами, преподаватель объясняет сущность процесса гидролиза, используя презентацию, таблицу «Гидролиз солей». По изменению цвета индикатора в растворе других солей выясняют, что растворы одних солей имеют щелочную среду, растворы других - имеют кислую среду, растворы некоторых солей имеют нейтральную среду.
Объясняют какими по силе кислотами и основаниями образованы рассмотренные соли.
Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике
Формулировка основных закономерностей протекания и алгоритмом составления процесса гидролиза солей, образованных:
сильным основанием и слабой кислотой,
слабым основанием и сильной кислотой,
слабым основанием и слабой кислотой,
сильным основанием и сильной кислотой
Выполнение заданий на определение солей, подвергающихся гидролизу.
Определение, по какому из ионов будет протекать процесс гидролиза, основываясь не на записи самого процесса, а только на формуле соли.
Этап V. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, ме-тапредметных и предметных результатов обучения
Беседа о том, как содержание различных солей в природных объектах могут определять среду данного объекта и влиять на его качества.
Беседа о том, какую среду имеют вещества, используемые в быту (мыло и другие моющие средства, дезодоранты, лаки) и как это может отразиться на коже и ее производных в частности и на здоровье человека в целом. Выполнение тестовых заданий, содержащих вопросы по знаниям, полученным в ходе проведенного занятия.
Взаимопроверка выполненных заданий с использованием ключа ответов.
Объяснение с учётом знаний, полученных на уроке, почему в таблице растворимости солей, в ячейках, соответствующих некоторым солям стоит прочерк.
Этап VI. Подведение итогов урока
Формулировка основных закономерностей, изученных на занятии.
Объявление оценок, полученных студентами на занятии.
Запись домашнего задания.
Сообщение тем для творческих работ.
Выбор творческих заданий для оформления в виде сообщений, презентаций, схем