Технологическая карта урока по теме Гидролиз солей(11 класс)
Технологическая карта урока (технология проблемного обучения)
«ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы
На уроке «Гидролиз солей» проведение лабораторного опыта, иллюстрирующего изменение цвета индикатора фенолфталеина не только в щелочах и кислотах, но и в растворах солей на примере раствора карбоната натрия. Постановка проблемного вопроса «Почему фенолфталеин, изменяющий свой цвет в щелочах на малиновый, приобрел малиновую окраску в растворе карбоната натрия»?Проведение лабораторного опыта, в ходе которого определяют, меняется ли цвет индикатора в растворе другой соли на примере раствора хлорида натрия. Приходят к выводу, что не всегда меняется цвет индикатора. Учащиеся подходят к проблемному вопросу «Почему фенолфталеин, изменяющий свой цвет в щелочах на малиновый, приобрел малиновую окраску в растворе карбоната натрия и не изменил своего цвета в растворе хлорида натрия?»Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них.
Учитель формулирует свою гипотезу, выслушав предположения учащихся:
Возможно, ответ на вопрос в рассмотрении природы процесса растворения; Возможно, только в растворе карбоната натрия меняет свой цвет индикатор;
Возможно, только в растворе хлорида натрия индикатор не меняет свой цвет;
Возможно, исследуя индикатором растворы других солей, мы увидим закономерность;
Возможно, мы объясним происходящее, если выясним, что происходит между солью и водой в процессе растворения;
Возможно, мы что-то неправильно сделали в ходе лабораторного опыта и индикатор в растворах всех солей должен иметь одинаковый цвет.
Этап III. Опытная проверка принятых гипотез
После проведения учащимися лабораторных опытов, учитель объясняет сущность процесса гидролиза, используя учебный фильм, таблицу «Гидролиз солей». Проведение лабораторных опытов, в ходе которых определяют, меняется ли цвет индикатора в растворе других солей (на примере 3-4 растворов солей). В ходе чего выясняют, что растворы одних солей (таких, как карбонат калия, сульфид натрия) имеют щелочную среду, растворы других солей (таких, как сульфат железа (II), хлорид меди (II)) имеют кислую среду. Растворы некоторых солей (таких, как хлорид калия, нитрат натрия) имеют нейтральную среду.
Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике.
Формулировка основных закономерностей протекания и правилами записи уравнений процесса гидролиза солей, образованных
сильным основанием и слабой кислотой
слабым основанием и сильной кислотой
слабым основанием и кислотой
сильным основанием и кислотой Выполнение заданий на составление уравнений гидролиза солей.
Определение, по какому из ионов будет протекать процесс гидролиза, основываясь не на записи самого процесса, а только на формуле соли.
Этап V. Рефлексия
Фронтальный опрос по теме. Выполнение тестовых заданий, содержащих 10 вопросов.
Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Беседа о том, как содержание различных солей в природных объектах могут определять среду данного объекта и влиять на его качества;
Беседа о том, какую среду имеют предметы, используемые в быту (мыло и другие моющие средства, дезодоранты, лаки) и как это может отразиться на коже и её производных в частности и на здоровье человека в целом. Объяснение с учетом знаний, полученных на уроке, почему в таблице растворимости солей, в ячейках, соответствующих некоторым солям, стоит прочерк.
Подведение итогов урока
формулировка основных закономерностей, изученных на уроке;
объявление отметок, полученных учащимися на уроке;
запись домашнего задания.