Доклад на МО воспитателей: Профессиональное самоопределение, как условие успешной реабилитации несовершеннолетних
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №16
Доклад на тему:
Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации несовершеннолетних.
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бабенко В.А.
Коррекционная школа VIII вида – это специальное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами школы являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
Вопрос профессиональной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья занимает особое место на современном этапе развития общества, так как социально-экономические преобразования в условиях рыночной экономики не всегда позволяют людям этой категории трудоустроиться в соответствии с полученной профессией и специальностью. Такие подростки, не имея достаточного социального опыта, не всегда могут самостоятельно найти себе работу, именно они являются менее защищенными, неконкурентоспособными. Такие дети попадают в разряд безработных, а значит, склонны к правонарушениям. В основу профессионально-трудовой реабилитации детей в нашей школе положено обучение трудовым и профессиональным навыкам по специально разработанным и утвержденным программам.
Накопление трудовых знаний и умений идет постепенно, последовательно и систематично. Примером комплексности в работе служит система педагогических мероприятий проводимых в школе, это:
- уроки трудового обучения, на которых осуществляется формирование знаний и умений учащихся;
- внеклассная воспитательная работа, где идет закрепление полученных знаний и умений;
- использование средств наглядности: выставки технического творчества (работы выполняемые на уроках трудового обучения), выставки прикладного искусства (работы выполненные на кружках), тематические стенды;
По окончании 9-го и 11-го класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Экзамен состоит из устного ответа и практической контрольной работы по специальности. Не секрет, что выходя из стен школы, многие учащиеся испытывают страх, психологический дискомфорт перед тем, что их ждет впереди. Многие учащиеся после окончания профессионально-технического училища не могут устроиться на работу по специальности. Выбор профессии – сложный и длительный процесс! Основной задачей по профориентации учащихся на всем протяжении учебы является расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду Главная цель такой работы – формирование здорового образа жизни, трудовых навыков, включающих рационально построенный режим трудового дня, отдыха и физической нагрузки. В весенний и осенний периоды, учащиеся со своими воспитателями выходят на субботники, на пришкольную территорию. В субботнике принимают участие все ребята начальных классов, и старшего звена. В работу по профориентации включается практически весь педагогический состав школы. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя. Помощь классному руководителю в организации профориентационной работе оказывают социальный педагог, психолог, преподаватель СБО, учителя трудового обучения.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
Составляет план педагогической поддержки для самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы;
Организует индивидуальные и групповые беседы, диспуты;
Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
Организует посещение учащимися дней открытых дверей в ПУ;
Организует тематические экскурсии учащихся на предприятия и в учреждения города и района;
Оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и родителей по проблеме самоопределения;
Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
Организует встречи учащихся с людьми разных профессий, мастерами ПУ.
Задача школьного психолога дать необходимые знания о различных моделях поведения, формах общения. При поведении бесед обращает внимание на значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к ней.
Основные направления деятельности психолога школы:
Изучение профессиональных интересов и склонностей уч-ся;
Осуществляет мониторинг готовности уч-ся к профессиональному самоопределению через анкетирование уч-ся .Проведение тренировочных занятий по профориентации учащихся;
Проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов;
Осуществляет психологические консультации с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся
Деятельность социального педагога по профориентации – это организованная, управляемая, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников. Общая цель профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии.
Успешная реализация поставленной цели в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям:
Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию (это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, профориентационные игры, приглашение мастера – профессионала, мероприятия, конкурсы и т.д.)
Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Изучение учащихся в целях профориентации – это важнейший фактор профориентации воспитанников.На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, черты характера, мотивы выбора профессии, состояние здоровья.
Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии.
Организация взаимодействия с ПУ с целью определения дальнейшего образовательного пути учащегося.
В кабинете социального педагога накоплен объемный материал по профориентации. Его работа включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе.
Работа социальный педагог:
Способствует формированию школьников адекватной самооценки поскольку, как правило, у таких детей она снижена;
Оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
Осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке профессиональных интересов и склонностей учащихся.
Школьная библиотека проводит подбор и комплектование книг по вопросам профориентации, оформление тематических стендов и подборок литературы о труде, организацию диспутов по прочитанным книгам, обзор литературы.
Регулярно подбирает литературу дляпедагогов и учащихся в помощь по профориентационной работе;
Изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу;
Организовывает выставки книг по профориентации.
Огромная ответственность лежит на учителях трудового обучения, их задача не только дать представление о профессиях, но и сформировать трудовые умения и навыки. Цель педагога – подготовить учащихся, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
«Социально – бытовая ориентировка» -это дисциплина в программе коррекционной школы. Она необходима и важна для детей с умственными недостатками. Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни, но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать навыки общения с людьми, поведения в обществе. Важнейшей итоговой задачей является подготовка подростка к самостоятельной жизни, хозяйственно – бытовому труду.
На занятиях СБО большая работа проводится по профориентации:
- организовываются экскурсии (на предприятия и учреждения города: хим.чистка, автовокзал, железнодорожный вокзал, почта, мастерская по ремонту обуви, ателье, центр занятости и др.
- проводятся внеклассные мероприятия : «Все работы хороши!», «Мир профессий», «Кем стать?» и др.
Задача школьного врача в этом направлении сводится к оказанию профконсультативной помощи в выборе профессии с учетом здоровья, физического развития и особенностей характера.
Используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формирование у школьников установки на здоровый образ жизни;
Проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
Оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Перед коллективом школы стоит задача помочь ребятам в выборе профессий, овладеть ею, трудоустроиться. Только работа в социуме может принести положительный результат.
Большая работа по вопросу профориентации ведется с семьями учащихся. Большинство родителей учеников школы имеют низкий образовательный уровень, не могут адекватно оценивать возможности своего ребенка и, как следствие, не могут оказать реальную помощь в их трудоустройстве. Педагогический коллектив пытается поддержать родителей, обеспечить их педагогическими знаниями, нужной информацией. С этой целью проводятся:
Родительские лектории;
Тематические общешкольные и классные собрания;
Привлечение родителей к проведению совместных праздников, организации экскурсий
Консультации специалистов: школы, центра занятости.
Работа по профессионально – трудовой реабилитации детей с умственными недостатками также как и любая работа школы не приносит сиюминутных результатов. Необходимые условия – это обеспечение непрерывности, целостности, постоянства, взвешенные подходы к каждому учащемуся и его родителям, заинтересованность в работе всего педагогического коллектива, слаженная работа в социуме.