Курсовая работа по теме Профессиональное самоопределение старших школьников как проблема педагога и школьника
Коми государственный педагогический институт
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра педагогики и методики начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Профессиональное самоопределение старших школьников
как проблема педагога и школьника
Выполнила
студентка 633 группы ФПМНО
Филиппова А.Г.
Научный руководитель:
Осипова М.Н.
Сыктывкар, 2008 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения старших школьников..
1.1. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическая проблема
1.2. Особенности старшего школьного возраста
1.3. Субъект профессионального самоопределения.
1.4. Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы
1.5. Типы профконсультации..
Глава 2. Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников
2.1.
2.2.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
На современном этапе развития нашего общества, как никогда ранее возникает актуальнейшая проблема управления таким социальным процессом, как выбор профессии. Над данной проблемой работало много ученых, педагогов, таких как Климов Е.А., Пряжников Н.С., Зеер Э.Ф. и другие.
Выбор и принятие профессии - всегда критический момент в развитии личности. Этот процесс связан с решением комплекса противоречий, в основе которых лежит развивающая оппозиция между индивидами и социальными потребностями.
Вопросы участия педагога и образовательного учреждения в проектировании будущего профессионального пути молодежи, учет различных социальных, экономических, правовых и других аспектов её развития стали особенно актуальны в настоящее время.
По требованиям государственного стандарта основной школы «должна произойти подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории», а по требованиям государственного стандарта полной школы - «обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующих профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».
С другой стороны остался актуальным вопрос мотивированности обучающихся на профессию. Число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих устойчивого профнамерения, по оценкам специалистов сейчас составляет около 50%. По данным опросов 67% выпускников испытывают существенные затруднения при выборе профиля обучения, по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личных качеств и о потребностях рынка труда.
Таким образом, как мы уже увидели, эта проблема стоит очень остро. В связи с этим целью нашего исследования будет выявить уровень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников.
Объектом данного исследования являются учащиеся 11 класса.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы профсамоопределения старшеклассников.
Подобрать методические инструментарии, позволяющие определить особенности профсамоопределения старшеклассников.
Проведение исследования по данной проблеме.
Количественный и качественный анализ.
Формулировка выводов и рекомендаций.
Для определения уровня сформированности профессионального самоопределения старшеклассников нами были выбраны следующие методики:
Активизирующий опросник «Перекресток».
Анкета.
База исследования: республиканский очно-заочный лицей-интернат для одаренных детей при КГПИ, учащиеся 11 класса.
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения старших школьников
1.1. Профессиональное самоопределение как педагогическая проблема.
«Профессиональное самоопределение» в последние годы получило очень широкое распространение в отечественной педагогической науке. Это связано с разработкой концептуальных основ высшего образования в соответствии с перспективами развития науки, экономики, культуры.
Интерес к понятию профессионального самоопределения определяется в наши дни многими обстоятельствами. Важнейшим критерием осознания и продуктивного становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения в выборе профессии, специальности и месте работы. Эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.
Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии профессиональных достижений, принятия решения в выборе профессии или ее замене, уточнения и коррекции карьеры. Весь этот комплекс проблем и объясняет обостренный интерес к вопросам профессионального самоопределения.
Термин «профессиональное самоопределение» используется в различных областях человекознания для обозначения процесса взросления личности, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии.
Профессиональное самоопределение личности изучается с различных позиций: как способность, возможность и готовность человека строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью; как способность к саморегуляции и как способ взаимодействия личности и общества. В психологической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как акт, момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида.
В процессе профессионального самоопределения человек перестает ощущать себя только объектом воспитательных воздействий, так как начинает действовать как субъект.
Профессиональное самоопределение понимается Е.А. Климовым «как частный случай включения человека в группу с вытекающими отсюда последствиями (принятие, усвоение целей, ценнностей, норм, образа жизни, способов поведения и действий). Такое включение можно рассматривать и как процесс постепенного приобщения к профессиональной группе, имеющей свои этапы, закономерную последовательность,и как уровень и степень этого приобщения.
Обобщая данную проблему, Е.А. Климов пришел к выводу, что профессиональное самоопределение - не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возврастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание.
Многие специалисты, поддерживая точку зрения Е.А.Климова, также считают, что профессиональное самоопределение личности не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
С.П. Крягжде, рассматривая характеристики профессионального самоопределения, отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения он носит двойной характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ранга; профессиональной школы - социальный выбор. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, С.П.Крягжде Указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Таким образом, по мнению С.П. Крягжде, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя кругом профессий, это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения, неполное, незавершенное профессиональное самоопределение.
Ф.Р.Филиппов, также понимающий социальную ориентацию на определенные виды труда. Подчеркивает самостоятельную значимость этой ориентации для формирования жизненного плана. По-видимому, здесь следует говорить не только об ориентации на характер труда, но о более широкой и личностно значимой ориентации на определенное место или, точнее, уровень в системе «социальный статус».
Таким образом, наиболее общим в педагогической науке является понимание профессионального самоопределения как способности к самостоятельному построению собственной стратегии профессионального роста, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентациями.
По мнению Г.А.Мелекесова, вопросы профессионального самоопределения занимают особое место в системе жизнедеятельности человека, в новых условиях общественной жизни, когда человек от стихийного способа жизни может перейти к такому, который он будет определять сам.
М.Р.Гинзбург считает, что основой профессионального самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, то есть определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции. Ценностное самоопределение порождает и обуславливает самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества.
Мы рассматриваем ценностные ориентации личности как базовый компонент профессионального самоопределения, включающего ценностное отношение к миру, которое выражается в осознании, переживании и присвоении общечеловеческих ценностей, ценностей современного мира, ценностей профессии и подразумевающего осуществление студентом выбора на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами.
В науке к настоящему моменту накоплена достаточная совокупность знаний, раскрывающая как содержательную, так и процессуальную сторону формирования ценностных ориентаций личности как базового компонента профессионального самоопределения личности.
В психологической литературе достаточно хорошо изучен начальный этап профессионального самоопределения - этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы. Как показывают многочисленные исследования, стремление найти свое место в жизни, потребность в профессиональном самоопределении являются одним из важнейших психологических новообразований старшего школьного возраста. Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личностные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формируют самооценку собственной профессиональной пригодности. Содержанием последующих этапов профессионального самоопределения личности, совпадающих во времени с соответствующими стадиями профессионального становления, является формирование ее отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности. Именно эти этапы представляются наиболее важными как с точки зрения понимания основных механизмов и динамики профессионального становления личности, так с точки зрения педагогического влияния на ее дальнейшую судьбу. Так, в процессе профессионального обучения отношение «человек-профессия», до сих пор определявшееся лишь представлениями субъекта об избранной профессии, начинает опосредоваться его участием в специально организуемой деятельности, достаточно высокой степенью, приближающейся к реальному профессиональному труду. Участие в этой деятельности, с одной стороны, способствует развитию адекватных представлений о профессии, а с другой - формированию операциональной основы профессионального самоопределения, то есть системы профессиональных знаний, умений, навыков, элементов профессионального мышления, памяти. Развитие операциональной основы профессионального самоопределения наряду с мотивацией обуславливает качественные изменения в структуре самосознания личности.[]
Профессиональное самоопределение личности старшеклассников проходит несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. В этом смысле для нашего исследования является важным ряд основных положений концепции ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:
Познание мира ценностей общества;
Осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей;
Построение своей жизненной перспективы.
Фаза присвоения личностью ценностей по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение, ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентаций. Продукт фазы- ОБРАЗ МИРА.
Фаза преобразования личности на основе ценностей, базируясь на присвоенных личностью ценностях, обеспечивает преобразование ОБРАЗА «Я», которое развивается во взаимодействии «Я - реальное» - «Я – идеальное» - «жизненный идеал». Фаза преобразования является центральным компонентом ориентации.
Фаза прогноза – завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации. Это фаза проектирования, поскольку результатом здесь является «ОБРАЗ БУДУЩЕГО».
Применительно к нашему исследованию, продуктом первой фазы процесса ориентации – присвоения личностью ценностей – является мир ценностей профессий.
Во второй фазе ориентации осуществляется формирование образа «Я».
В качестве образа будущего в третьей фазе процесса ориентации личности в мире ценностей в нашем исследовании будут выступать цели дальнейшей деятельности, нормы поведения, иными словами, перспектива жизненного выбора. На наш взгляд, четко обозначенная перспектива может послужить критерием эффективности процесса ориентации. Это важная фаза профессионального самоопределения личности.
Возможности познания будущего, по мнению Л.А.Регуш, заключены в активной, преобразующей сущности человеческого сознания. Отмеченное свойство сознания теснейшим образом связано с познанием будущего, где связующим звеном выступает целеполагание.
Прогнозирование и целеполагание имеют общие корни – профессиональную деятельность человека. В целеполагании заложен элемент предвидения будущего результата профессиональной деятельности, а прогнозирование целенаправленно. «Именно благодаря активному, целенаправленному преобразованию знаний о прошлом и возможно получить новое знание – знание будущего. Тем более значимой оказывается преобразующая сила человеческого сознания в моделировании образов будущего. Будущее конструируется, проектируется, создается самим субъектом на основе преобразования».
Исходя из методологии деятельностного подхода, основные направления профессионального самоопределения старшеклассников определяются структурой и функциями предстоящей профессиональной деятельности. В русле данного подхода, основываясь на теоретическом анализе психологической и педагогической литературы, мы понимаем под профессиональным самоопределением многоступенчатый процесс конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущей или уже выполняемой профессиональной деятельности, проявляющейся во внешнем плане в виде многократных выборов и принятия решений относительно планирования, осуществления и коррекции своего профессионального развития.
Исследуя проблемы профессионального самоопределения, следует отметить. Что при существенной содержательной взаимосвязи теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в общей педагогике и психологии, возникает необходимость определения состава и структуры профессионального самоопределения, обнаружения особенностей взаимосвязи его структурных компонентов.
Таким образом, как мы сейчас убедились школьная профориентация переживает у нас сейчас не самые лучшие времена. Хотя в ряде школ администрация и педагоги прекрасно понимают, что именно профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация понимается, как социально – организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения должны школьнику помочь в ответе на вопрос, « Зачем я вообще учусь!». Сейчас у исследователей нет сомнений в том, что если учащийся понимает «зачем он учится», то успешность его учения более высока, чем у того, кто еще не определился.
1.2. Особенности старшего школьного возраста.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Школьнику необходимо создать жизненный план: кем быть, и каким быть. Старшеклассник должен не только представлять себе будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленной цели.
Профессиональное самоопределение школьника предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, основываясь на чужом опыте - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач, СМИ и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, а главное, свои способности и склонности.[12;178]
На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? Сейчас одним из наиболее важных фактов становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем. Такие ценности как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству современных старшеклассников.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотношением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Устремление в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.
В это время начинает формироваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого жизненного опыта.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. В подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально - логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизаций знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.
Еще один момент, связанный с самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу будущей профессиональной деятельности.
Решая вопросы профессионального самоопределения, выбора жизненного пути, старшеклассник исходит из складывающихся у него основных жизненных идеалов, позиций, убеждений, ценностных ориентаций.
Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Проявляется страстность к политическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к общениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами.
Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность.[10;56]
Американский психолог Э. Эриксон считает, что формирование идентичности – это главный барьер, который должны преодолеть юноши и девушки, чтобы совершить успешный переход к своей зрелости. Решение этих задач приходится на подростковый и ранний юношеский возраст, совпадающий с последними годами обучения в школе.
Анализируя возможные варианты формирования идентичности, Эриксон пришел к заключению, что они различаются между собой тем, прошел ли подросток через период принятия собственных решений и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. В результате подросток может оказаться в одном из четырех статусов или положений.
Первый статус подростка Э. Эриксон назвал статусом предрешенности. Находящийся в этом статусе подросток принял на себя обязательства, не переходя через кризис идентичности, т.е. процесс принятия собственных решений. Эти решения, например, относительно будущей профессии или способа получения образования могли быть определены за подростка значимыми для него людьми, приняты им в силу сложившихся обстоятельств. Обычно подростки не прошедшие через кризис идентичности, но принявшие свои жизненные решения, достаточно спокойны и уверенны в себе, отличаются последовательностью и стабильностью.
Второй статус – диффузия – указывает на то, что ребенок не прошел через стадию птиринятия решений и не принял их. У ребенка, находящегося на этом статусе, не хватает мотивации для решения проблем своего самоопределения. Этот статус характеризуется напряжением и повышенной тревожностью подростка относительно своего будущего.
Этот статус чаще характерен для детей из семей, где родители не уделяют необходимого внимания ребенку: не интересуются его проблемами и даже отвергают его, т.е. там, где ребенок представлен сам себе. «Застревание» подростка в данной стадии может приводить к отрицательным последствиям.
Однако при благоприятном развитии статус переходит в статус предрешенности и затем достижения идентичности.
Третий статус – это статус моратория. Находясь в данном статусе, человек занят поиском себя, своего места в жизни. Продолжает выстраивать свои собственные жизненные планы, планировать карьеру и т.д.
Юноши пребывающие в этом статусе, демонстрируют самоуважение, девушки, наоборот, часто испытывают тревогу. У девушек чаще могут возникнуть внутренние конфликты, затрудняющие принятие окончательных решений и переход в следующий статус.
Четвертый статус – это достижение идентичности, т.е. самоопределение. Для этого статуса характерен переход подростка к взрослости, принятие им на себя ответственности за собственные решения. Наблюдаются наиболее гармоничные отношения в семье: с родителями и другими представителями старшего поколения, спокойствие, самоуважение и уверенность в себе.[6;76]
1.3. Субъект профессионального самоопределения.
Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения связан с тем, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы сильное влияние оказывают родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и др. Поэтому зачастую довольно трудно ответить на вопрос: какова же доля участия самого человека в его жизненном выборе?
Сложная, многоуровневая организация субъекта самоопределения проявляется в том, что выбор обычно растянут во времени (он должен еще как бы «созреть»). Кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения.
Противоречивость субъекта самоопределения обусловлена тем, что выбор – это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив. Между этими альтернативами всегда существуют определенные (прежде всего внутренние на уровне сознания и отношения самоопределяющегося человека) противоречия, которые и должен разрешить субъект.[2;34]
Е.А.Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии.
В наше время очень многие исследователи занимаются проблемой профессионального выбора старшеклассников, и, несмотря на это, проблема стоит очень остро. Очевидной причиной того являются ошибки, допускаемые старшеклассниками во время выбора будущей профессии. Вот некоторые из них:
1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий. Это порождает ощущение «фатальности» выбора, ведь неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь – это постоянно чередующиеся выборы. Еще К.Маркс выступал против «призвания», закрепляющего человека за определенной трудовой функцией, и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваивал все новые и новые виды деятельности, и именно это обеспечивает его «гармоничное развитие». Он даже писал, что природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы», когда «каждые пять лет работник вынужден менять профессию», что связанно с изменением и развитием самого производства. Частично прогнозы К.Маркса подтвердились, и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии.
2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества.
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они, - это называется выбор «за компанию». И если сам товарищ обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. Все – таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.
Перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди. В действительности в творческих профессиях работают разные люди, зачастую с очень непростыми характерами. Что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах. Кроме того, далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей, а прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии.
Увлечение внешней или какой – то частной стороной профессии. Например, в профессии геолога школьника может увлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутиной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.
Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но реально многие учебные предметы слишком акадамично и фактически оторваны от практики.
Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Многие технические профессии ранее включали значительный элемент «ручного» и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями( повышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.). На многих современных предприятиях работники работают в гораздо более комфортных условиях. На современном производстве все большее количество технологических процессов автоматизируется и не требует, как раньше. Больших физических и психофизиологических затрат.
Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это не простое, но явный неучет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку.
Незнание и недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости, может не только вызвать у неподготовленного человека нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.
Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой – то активности результат может оказаться неудачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентационная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.
В поиске консультантов и советчиков люди нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов(школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.
Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но не всегда удачно это делают. Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам.
Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). Часто выборы делаются с ориентацией на сегодняшний день, однако в дальнейшем востребованные ныне профессии могут оказаться избыточными или появится потребность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов социально – экономического развития общества связана часто с боязнью реально взглянуть на ситуацию в нашей стране. Поэтому полноценное самоопределение – это часто преодоление в себе страха размышлять о проблемах того общества, в котором человек и собирается найти свое место. [1;105]
1.4. Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы.
В связи с обилием ошибок в области профориентации и необходимостью их ликвидации, предлагается рассмотреть стратегии и методы профконсультирования.
Традиционно выделяют две основные стратегии в профессиональном самоопределении: диагностическую и развивающую. Можно представить и диффиринцированные направления работы, разбив их на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные.
Допустимые стратегии.
Тестологическая. В ее основе - стандартизированные испытания профпригодности. Основные преимущества данного подхода:1) при грамотном использовании тестов (при наличии корректных норм, при проведении обследования) можно получить достоверные результаты; 2) с помощью тестов легко создавать видимость большой и наукообразной работы (важно для утверждения себя как специалиста);3) тесты позволяют формировать у школьников мотивацию на самопознание.
Основные недостатки тестов:1)сложно стандартизировать процедуру обследования и сами тесты; 2) некачественность тестов;3) часто тесты не позволяют учитывать меняющиеся способности школьника.
Информационно-просветительская. Главная задача - вооружить школьника необходимой информацией.
Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны разработка и использование компьютерных методов при принятии решения.
«Глубинная», психоаналитическая стратегия. Она основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направлении этих стремлений в позитивное русло.
«Гуманистическо - психотерапевтическая». Эта стратегия базируется на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. Самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры.
Организационно-управленческая. В основе этой стратегии - работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, учебных заведений, что облегчает работу профконсультанта. Такая система предполагает жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами.
«Частичные услуги». Стратегия предполагает ограниченную помощь: например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения.
Идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе этой стратегии - предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи.
«Принудительная». Подобная стратегия - для особых случаев. В ряде случаев это выбор профессии и места работы. На первый план в этой стратегии выходит помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных и даже унизительных выборах.
Активизирующая стратегия. В основе лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта.
Нежелательные стратегии.
Стратегия «обмана». В практике нередко возникает проблема: кого «обманывать»- клиента или начальника-заказчика.
Стратегия самообмана. Психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом. Часто оправданием служит «полное удовлетворение» клиентов.
Варианты стратегии «самообмана»:
1)директивное консультирование. Наиболее коварна его форма, когда психолог лаского улыбается клиенту. Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия, клиент же при этом пребывает в заблуждении, что работает со «знающим» и «приятным» специалистом;
2) игра в «терапию».
3) деструктивно - рекомендательная. Выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом самому;
4) адаптивно-манипулятивная. Главная проблема: как профконсультанту не позволять манипулировать собой.
Отдельно можно выделить формальную и неформальную стратегии профориентационной помощи. При формальной профориентации клиентов подталкивают к тем выборам, которые поощряются данным правительством или местными органами власти. На первый план выходит проблема отчетности перед различными проверяющими структурами и инспекторами.
Реальная профориентация исходит из потребностей клиентов. Возникает проблема соотнесения различных «реальностей»: сегодняшней и предполагаемого будущего.
Так или иначе осознание доминирующей стратегии, которой консультант придерживается в каждом конкретном случае, помогает психологу-профконсультанту лучше рефлексировать свой труд, а также лучше рефлексировать свое развитие (или деградацию) в своей нелегкой работе.[1;160]
Можно условно выделить (перечислить) группы методов профориентационной работы в соответствии с задачами профориентации: информационно – справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента и методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
Информационно – справочные, просветительские методы:
Профессиограммы – краткие описания профессий (проблема в том, что профессиональные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
Справочная литература
Информационно – поисковые системы (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы).
Профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
Встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
Профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
Учебные фильмы и видеофильмы;
Использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно перспективным, но при обязательном учете их специфики.
Различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ. На этих «ярмарках» безработные и незанятые люди встречаются с представителями различных фирм и учреждений и нередко делают важные выборы.
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании):
Беседы – интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
Открытые беседы – интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
Опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
Опросники профессиональных способностей. Их нужно применять очень избирательно; для их использования для интерпретации результатов требуется особая подготовка профконсультанта; эти оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий профпригодность формируется в самой трудовой деятельности;
«Личностные» опросники. Требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании – понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации.
Проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
Методы наблюдения – это один из основных научно-практических методов работы психолога.
Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов ( при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение доносчиков);
Психофизиологические обследования ( в широкой практике они имеют смысл для профессий, связанных с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
«Профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе. Они обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.д.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ;
Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности. Это позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
Исследование и наблюдение за клиентом непосредственного в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с испытательным сроком);
Использование для исследования работников различных тренажеров, где не только обрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
Методы морально – эмоциональной поддержки клиентов:
Группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобразной формой развития подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где в благоприятной психологической атмосфере удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
Тренинги общения (иногда позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии. Иногда они помогают клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; эти методы требуют особой подготовки профконсультанта.
Пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, такие выступления при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов.
Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.
Личное обаяние профконсультанта;
Различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
«Праздники труда»,повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, то есть чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественно – организованное мероприятие).
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно (на бумаге)представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
Построение системы различных вариантов действий клиента, ведущих к определеннойцели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;
Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.[1;181]
Итак, мы рассмотрели группы методов применяемых в профсамоопределении. Знание и владение ими не только во многом обеспечат эффективность профессионального самоопределения консультируемого человека, но и будут способствовать лучшему пониманию смысла выполняемой работы самого профконсультанта, т.е. будут способствовать и его собственному самоопределению.
1.5. Типы профконсультаций.
Рассмотренные нами выше параграфы позволяют выделить типы профконсультаций, применяемых в данной области.
Ранняя, детская консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также по выбору кружка или спецшколы для детей, проявивших раннюю одаренность. Реально пока такую помощь родителям оказывают воспитатели и преподаватели этих спецшкол, опираясь, скорее, на свою профессиональную интуицию и опыт. Для психологов- профконсультантов этот тип консультирования является, скорее, перспективным, потенциально очень продуктивным. Ведь ведущая деятельность дошкольника (а частично и младшего школьника) – игровая, и с учетом того, что играют дети больше в профессии, имитируя деятельность взрослых, данное обстоятельство становится решающим не только для будущей социализации ребенка, но и для формирования основы для будущего профессионального самоопределения.
Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе (подготовка к выбору , формирование ценностно – смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализациисвоих жизненных целей). Также важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения, при этом начинать надо с профессий, которые изначально интересны школьникам, но потом постепенно расширять их кругозор, создавая системную ориентировку в мире профессионального труда. Делать в этом возрасте акцент на определении «профпригодности», на наш взгляд, ошибочно, ведь ребенок еще до конца не сформировался и работа должна носить диагностико – корректирующий (не диагностико – рекомендательный) характер. Хотя если школьник будет интересоваться своей готовностью к каким – то профессиям, то можно провести с ним определенные диагностические методики, не делая при этом окончательных выводов и рекомендаций.
Профконсультация учителей учащихся. Часто прежде чем начинать разговор о проблемах детей некоторые учителя хотят немного рассказать о себе, поэтому важно уметь выслушивать и собственные проблемы учителей, иначе возникнет риск, что с ними так и не сформируются доверительные отношения. В целом же важно организовать реальное сотрудничество с учителями, при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.
Профконсультация родителей учащихся. Так же как и в работе с учителями, важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предпологающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.
Профконсультация старшеклассников и выпускников школ (главная особенность этого типа профконсультации – помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора). Консультация данного типа должна быть максимально прагматичной, и здесь важную роль играет не только просчет и осмысление реальных обстоятельств (факторов) выбора, но и волевая готовность клиента сделать конкретный выбор.
Помощь абитуриентам в уточнении специальности (или факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения. Главная проблема – школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений, поэтому важно либо обеспечить взаимодействие с представителями этих заведений, либо найти и подготовить профконсультантов в самих этих заведениях.
Таким образом, данные методы и типы профконсультаций помогут нам определить выбор профработ, помогающих старшекласснику самоопределиться;
Заключение.
Нами было проведено данное исследование. В рамках этого исследования нами были изучены теоретические основы, в которых мы рассмотрелиразличные точки зрения на определение «профессионального самоопределения», рассмотрели профсамоопределение старшеклассников как педагогическую проблему, особенности старшего школьного возраста; ошибки, допускаемые старшеклассниками во время выбора профессии; основные стратегии, методы и типы профконсультаций для предотвращения этих ошибок. Также нами были проведены 2 методики. Целью которых является выявление профессионального самоопределения старшеклассников. Из данных методик видно, что профессиональному самоопределению в школах уделяется недостаточное внимание, ученики плохо информированы о профессиях. О плохой информированности говорит также несоответствие между желаемой профессией и профессией, полученной нами по предложенным старшеклассниками признакам, критериям. В связи с этим, мы предложили преподавателям некоторые рекомендации по работе со старшеклассниками в целях избежания допущения учениками ошибок профсамоопределения.
Литература.
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М., 2005.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М,2005.
Батаршев А.В. Учебно-профессиональный мотив и ее значение в профессиональном становлении учащихся базовой профессиональной школы// Методист2007 №3-с.41-44.
Захаров И.Н. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.1989г.
Зеер Э.Ф. Профориентология. - М.,2005.
Калугин Н.В. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. СимоненкоН .1983.
Орлов Ю.М. Потребностно- мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов в Вузе. М.1984г.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М. 1996.
Пряжников Н.С. Пространство самоопределения: как помочь подростку найти себя и профессию//Воспитательная работа в школе2007 №3.
Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников/Н.С.Пряжников, Е.Ю. ПряжниковаМ: Первое сентября.,2004.-223с.
Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения. - М,2004.
Профессияучитель: учебное пособие/под ред. А.С.Роботовой.- М.:Академия,2005.-386с.
Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. – М,1988 - с.118.
Селье Г.От мечты к открытию.- М,1987
Столяренко П.Д. Основы психологии. - Ростов-на Дону,2006.
Тарасов В. Персоналтехнология/ отбор и подготовка менеджеров.- М,1989с.301
Фадеева Е.И. Ясюкович М.В. От выбора профессии к успеху жизни//Учебное пособие --М.2008. 125с
Шеховцова.Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - С-П. «Северо-Запад», 2006г
Глава II.
Нами было проведено исследование, целью которого было выявить уровень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников. В исследовании принимали участие 20 учеников 11-х классов. Им были предложены 2 методики:
1. Методика «Перекресток», разработанная Пряжниковым Н.С.
2. «Опросник» (Зеер Э.Ф.)
Целью первой методики «Перекресток» является выявить наиболее привлекательные для испытуемых сферы и средства труда.
По данной методике испытуемые оценивали в пятибальной шкале предложенные им выражения [Приложение 1] и ответы вписывались в «Бланки ответов» [Приложение 2]. Далее подсчитывались результаты каждого испытуемого [Приложение 3] и, выбирая наибольший результат по сфере труда и по средствам, находили профессию, подходящую данным испытуемым по выбранным ими критериям [Приложение 4].
Второй методикой был «Опросник». Данная методика показывает наиболее близкие испытуемым профессии и уровень их определенности, качество подготовки к будущей профессии и другие. Испытуемым были предложены 22 вопроса, касающиеся данной проблемы и «бланки ответов», анализируя ответы которых видим, что:
50% старшеклассников после обучения в школе думают продолжать обучение в ВУЗе; 15% - поступить в колледж; 25% - учиться и работать и 10% - не определились.
30% старшеклассников хотят стать врачами; 20% - быть инженерами; 15% - педагогами-психологами; 10% - юристами; по 5% - экономистами, милиционерами, футболистом или геологом, дизайнерами; и 10%-еще не определились.- В основном преобладают оптимальные профессии: врачи, педагоги, инженеры, юристы; Но не мал и процент неопределившихся. 25 % утверждают, что мешает им в осуществлении профессионального самоопределения плохая информированность, 20% - отсутствие устойчивого интереса.
45% - хорошо представляют условия работы по выбранной профессии; 40% - имеют некоторое представление; 15% - совсем не представляют.-
40% учащихся при подготовке к будущей профессиональной деятельности развивают и систематизируют знания, необходимые для работы по профессии; 30% - овладевают навыками, формируют умения;10% - развивают в себе качества, необходимые представителю данной профессии; 10%занимаются формированием качеств, компенсирующих недостающие способности; 10% - развивают, систематизируют знания и качества, необходимые представителю данной профессии.
У 25% старшеклассников профессионально важные качества проявляются в процессе учебной деятельности; у 10% - на семинарах, факультативах; у 25% - во время самостоятельной работы и 30% - не выявили проявлений.
65% - знают, где можно получить подготовку по избранной профессии и 35% - не знают. – можем говорить о недостаточной информированности со стороны учителя.
35% учащихся читали о выбранной профессии в специальной литературе; 20% - в научно-популярной; 5% - в интернете; остальные берут информацию из других источников. – Это может говорить о том, что старшеклассники замотивированны в самостоятельном познании своей будущей профессии.
35% - беседовали об избранной профессии с родителями; по 15% - со сверстниками и с преподавателями; 20% - со всеми перечисленными выше; 5% - с родственниками; и 5% - ни с кем не беседовали об избранной профессии. – большинство все же прислушиваются к мнению родителей и учителей, так как трудно еще сделать самостоятельный выбор.
50% старшеклассников утверждают, что имеются профессии, родственные ими выбранной профессии; 20% - что нет профессий; но 30% - не знают имеются ли такие профессии. – Это еще один повод говорить о том, что старшеклассники, не смотря на их стремление познать профессию, в полной мере владеть информацией о ней, не информированы.
15% учащихся осуществили свой профессиональный выбор в 7-м классе; 15% - в 5-6 классе; 10% - в 8-м классе; 25% - в 9-м классе; 15% - в10-м; 5% - в 11-м; 10% - не определились. – процесс самоопределения начал протекать с 5-6 классов; самое большое число старшеклассников определились в 9-м классе, возможно у них уже был после 9-го класса опыт поступления.
20%-м учащихся мешает в осуществлении профессионального самоопределения отсутствие устойчивого интереса к чему-либо – однако, все читали и входили в интернет в поисках информации о профессии; 25% - плохо информированы – возможно здесь повлияло то, что они недостаточно занимаются самостоятельно или в школе мало времени уделяется ориентации; 15% - неуверенны в себе; 10% - неуспешны в выполнении многих дел; 5% - здоровье; 10% - не знают.
45% учащихся решение о выборе данной профессии считают окончательным;5% - воздержались от ответа; 50% - не окончательно определились. окон
На вопрос «Кто в большей степени повлиял на Ваш выбор профессии?», 40% ответили, что приняли решение самостоятельно; 25% сказали, что на их выбор повлияли родители; 15% - что учителя; 15% - сверстники.
На вопрос: «Что для Вас было наиболее важным при выборе профессии?» 25% старшеклассников ответили «желание принести пользу обществу»; лишь 5% ответили, что их волнует представление о высоком статусе; 25% - «интерес, творчество в работе»; 25% - соответствие работы личным возможностям;
По мнению 50% учащихся, чтобы стать хорошим специалистом, нужно получить профессиональную подготовку в вузе; 35% - попробовать себя в выбранной профессии; 10% - окончить колледж; 5% - окончить техникум.
На вопрос о том, как часто преподаватели рассказывают на занятиях о профессиях: 20% ответили часто; 45% - изредка; 20% - очень редко; 15% - не рассказывают. – в основном как таковой целенаправленной профориентации не прослеживается со стороны учителей;
65% учащихся предпочитают работать коллективно; 30% - индивидуально; 5% - не определились.
45% хотят быть организаторами; 30% - исполнителями; 20% - руководить; 5% - не определились.
Природу предпочли 3, искусство – 3, технику – 5, о человеке – 15, об экономике – 3.
Таким образом, учитывая профессии, получившиеся у данных испытуемых по методике «Перекресток», и, выбранные самими испытуемыми (определенные в «Опроснике») [Приложение 5], видим, что 60% испытуемых правильно определили свой профессиональный выбор. Однако, у 40-ка % процентов испытуемых можно выявить недостаточное соответствие между тем, кем они хотят стать, и тем, что получилось в рамках данной методики. Поэтому, данным ученикам необходима профессиональная помощь педагогов.
Также, жизненные планы половины опрошенных старшеклассников состоят в том, чтобы продолжать обучение в вузе, так как считают, что хорошим специалистом можно стать лишь после окончания вуза. Хотя 10% еще не определились в будущей профессии, а для этого большинство (70%) развивают и систематизируют знания, овладевают навыками, формируют умения. Но все же для осуществления профессионального выбора многим мешает плохая информированность.
Увлечения и профессиональные намерения: большинство испытуемых предпочитают работать с людьми, т.е. это такие профессии как врачи, юристы, педагоги, психологи; хотят работать в коллективе, организовывать профессиональную деятельность.
Представление о выбранной профессии в основном имеется: 90% опрошенных представляют себе условия работы по выбранной профессии, дополняют уже имеющиеся знания; знают, где можно получить подготовку по избранной профессии.
Профориентационная работа проводится не достаточно эффективно, т.к. старшеклассники плохо информированы о профессиях, половина опрошенных не окончательно определились в выборе профессии, на занятиях учителя редко рассказывают о профессиях.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, приходим к выводам, что старшеклассникам необходима профессиональная помощь и, в связи с этим, мы можем предложить следующие рекомендации учителям по работе с учащимися:
Бланковая карточная игра «Комплимент». Игра проводится в группе, состоящей из 8-12 человек.ведущий просит учащихся назвать восемь различных качеств человека, которые могли бы проявиться в самых различных профессиях. Ведущий предлагает каждому игроку 4-5 качеств, ему присущих, т.е. сделать самооценку. Далее участники обмениваются комплиментами и отмечают в своем бланке качество, сказанное ему товарищем. После подсчета результатов делаются итоги.
Игра «День из жизни профессионала»
Цель игры – повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного спецалиста. Участники с ведущим определяют, о какой профессии им хочется узнать как можно больше.
Игра «Профконсультация: планирование жизненного пути». Главное предназначение данной методики – формирование у подростков готовности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и умения делать обоснованный выбор.
Упражнение «Советчик». Цель: получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами – одноклассниками.
Игра «Достойная эпифатия». Цель: сформировать у учащихся готовность к осознанному планированию жизненной и профессиональной перспективы.
Игра «Страшный суд». Цель: помочь подростку увидеть свои возможности и в соответствии с ними выбрать профессиональные и жизненные цели.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143815
®ђЗаголовок 115