Выступление на тему: Использование современных педагогических технологий в музыкально-эстетическом развитии дошкольников
Выступление
на тему: «Использование современных педагогических технологий в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»
старшего воспитателя
МБДОУ «Детский сад №20» Баевой Елены Владимировны
Основное направление развития нашего детского сада, которое заявлено в лицензии на осуществление образовательной деятельности нашего ДОУ – художественно-эстетическое. Музыкальная деятельность занимает одну из ведущих ролей в развитии творческой личности ребенка.
Основная образовательной программа дошкольного образования нашего ДОУ была разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В вариативной части программы в музыкальной деятельности мы используем парциальную программу «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Мир скоротечен. И нам необходимо идти в ногу со временем. Основной принцип ФГОС ДО – интеграция образовательных областей. Осуществление образовательной деятельности не возможно без современных педагогических технологий: «проектная деятельности» - познавательно-экспериментальная, познавательно-поисковая деятельность; «командная технология» - «Один в поле не воин», поэтому необходимо четкое распределение обязанностей; образовательная «паутинка»- одна тема недели, «модель трех вопросов» - Что я знаю? Что я хочу узнать? Что я должен сделать?; «стена выбора» - побуждать к мыслительной деятельности, формировать образ компетентного дошкольника; «стратегические средства индивидуализации» - раскрытие способностей, талантов, право делать выбор, но в тоже время социализация в группе сверстников; «выбор-действие-следствие» - развитие эмоциональной отзывчивости, фантазии; «команда вокруг группы»- взаимодействие педагогических работников, «групповой сбор», «утренний сбор» - взаимодействие с родителями, социальными институтами. Автором является Л.В.Михайлова-Свирская.
Музыкальный руководитель Мирзоян Элеонора Владимировна имеет высшую квалификационную категорию. Является активным участником всех мероприятий, которые проводятся в ДОУ. В 2015-2016 учебном году участвовала во Всероссийском конкурсе «Топ - 100 лучших воспитателей России», в краевом детском конкурсе «Зеленая планета» воспитанница Элеоноры Владимировны заняла почетное III место в номинации «Природа. Культура. Экология»». В мае 2016года наш детский сад стал победителем Всероссийской акции «Дерево-память». Элеонора Владимировна пригласила ветерана Великой Отечественной войны Кастрюлина Николая Ивановича, подготовила праздничное мероприятие в честь 71 годовщины окончания ВОВ. Элеонора Владимировна тесно сотрудничает с Детской музыкальной школой. Один раз в квартал они выступают с концертом. Многие учащиеся являются воспитанниками нашего музыкального руководителя. Мы надеемся, что такая преемственность обеспечит в дальнейшем новые педагогические кадры.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.Выполнять эту задачу эффективно помогает метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения. Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому цель работы музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
С появлением современных педагогичесих технологий - авторы Т.Э.Тютюнникова, О.П.Радынова, Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, Карла Орфа - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства.
Применение инфомационных компьютерных технологий позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
На сайте «Музыкальный руководитель в детском саду» (адрес http://eleonora61.rusedu.net) музыкальным руководителем Мирзоян Элеонорой Владимировной представлены материалы праздника «Казаки на Ставрополье», рекомендации родителям «Музыкальное воспитание детей в семье».
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
В музыкальной деятельности с детьми считаем необходимым использование элементарное музицирование. Детские музыкальные инструменты, прежде всего шумовые, наиболее просты и доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для детей дошкольного возраста в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Методика Карла Орфа «Рисование картины звуками» открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, цветка которые можно так просто изобразить – карандашами, красками, мелками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству. Восприятие классической музыки позволяет показать ребенку красоту, выразительность и изобразительность лучших примеров музыкальных произведений композиторов – классиков, воспитывать любовь к музыке, увидеть ее красоту и научиться ее понимать.
Игровой стретчинг, в переводе с английского растяжка, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг- это методика комплексного оздоровления дошкольников, специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. С помощью включения в динамические паузы движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка. Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в досуги, праздники.
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.
Музыкальный руководитель нашего ДОУ разработала и реализовала проект «Коммуникативные танцы и игры как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников».В этом году музыкальным руководителем реализуется долгосрочный проект «Воспитание экологической культуры дошкольников с помощью классической музыки» с детьми подготовительной группы №2 и их родителями.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
Анализ работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения современных технологий музыкальной деятельности позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Исходя из результатов исследования статистики поступающих выпускников ДОУ в Детскую музыкальную школу, можно сказать, что выпускники ДОУ (30%) ежегодно поступают в ДМШ, успешно обучаются, продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность в нашем детском саду.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
-повысилась выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;
-сформировано умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;
-появилась способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели работы и музыкального воспитания в нашем детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Список использованной литературы:
Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10
Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4