Конспект урока литературы Черты сходства и различия народной и литературной сказки. Пролог к поэме Руслан и Людмила (5 класс).
5 класс.
Тема урока
Черты сходства и различия народной и литературной сказки.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
Учитель – Мелентьева Л.Н.
Цель:
выявить сходства и различия народной и литературной сказки;
выявить идею поэмы "Руслан и Людмила";
развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Проблемный вопрос: (Слайд 1) на экране – портрет А.С. Пушкина. Вопрос для учащихся:
- творчество какого великого русского поэта мы с вами изучаем?
- вспомните, что вы знаете о нем?
Выступление заранее подготовленных учеников (презентация, сопроводительный текст к слайдам). Класс делает краткие записи важных или интересных событий из жизни А.С. Пушкина, на которые обращает внимание или докладчик, или учитель помогает верно расставить акценты докладчику, также следит за своевременной записью в тетрадях учащихся.
Примерное содержание презентации, приведенное ниже, было заранее обговорено с учащимися.
(Слайд 2) А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе: в Московском доме Пушкина бывали известные литераторы (Карамзин, Жуковский, Батюшков).
( Слайд 3) Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).
( Слайд 4) Яковлева Арина Родионовна – няня А. Пушкина – настоящий кладезь русской народности. В год, когда родился Александр Пушкин, его отец дал Арине Родионовне вольную, но она отказалась и до конца жизни оставалась ангелом-хранителем для своего любимца.
- Что он писал? (сказки)
- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
- А какие сказки бывают? (волшебные, сказки о животных, бытовые). (Слайд 5)
- А совсем недавно мы с вами узнали, что еще бывают сказки.. (народные и литературные).
- Сформулируйте тему урока: Черты сходства и различия народной и литературной сказки. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». (Слайд 6)
- Сформулируйте задачи урока: повторить знания о поэте.
И еще одну задачу я попрошу вас сформулировать чуть позже.
2. Проверка домашнего задания.
Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» - стр. 132 -133, ч.1
- Назовите виды сказок (стр. 132)
- Почему писатели стали обрабатывать народные сказки? (стр. 132)
- Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок? (стр. 132)
- Назовите авторов литературных сказок (стр. 133)
- В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке (присказка, зачин, концовка); в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость; самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма).
- В чем различие и сходство сказки народной и литературной?
3. Откройте стр. 134 учебника.
- С чем мы будем знакомиться?
- Как вы думаете это что? (стихотворение, сказка, поэма)
4. Может сейчас вы мне назовете вторую задачу урока?
- Правильно, в ходе урока мы узнаем что такое пролог, поэма, в чем особенность поэтического мастерства Пушкина и как оно проявилось именно в прологе. Вспомним, кто привил А. С. Пушкину любовь к русскому слову, к русской старине. (Слайд 7)
Слово учителя. Событием, предопределившим жизненный путь будущего гения, стало зачисление в Царскосельский императорский Лицей. Здесь Пушкин изучал разнообразные науки, здесь сформировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и на общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей – А. Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера. Именно в лицее А.С. Пушкин начал писать стихи. И именно здесь, в Лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Эта поэма-сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1920 году.
5. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
А) Выступление с сообщением заранее подготовленного ученика.
Примерный текст сообщения: Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Поэма имела большой успех. Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». В 1828году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане». Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» уже примыкает к пушкинским сказкам. Эта пушкинская сказка – «Пролог» - совершила большое дело: открыла народной поэзии доступ в литературу, внесла в литературу новую живую струю, сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Записи в тетрадях учеников: цитата Жуковского; большое дело «Пролога»: открыл народной поэзии доступ в литературу, внес в литературу новую живую струю, сблизил литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
- В.А. Жуковский, которого Пушкин считал свои учителем, признал, что талант его ученика намного превосходит талант учителя (он был в восторге от поэмы, понял, что из его ученика получится настоящий мастер своего дела).
- В жизни русского поэта, к счастью, были люди, которые смогли привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.
-Кто это? ( Яковлева Арина Родионовна- крепостная крестьянка).
- Чтобы узнать значение слов пролог и поэма, как вы думаете, к какому словарю мы должны обратиться? (толковый словарь, словарь литературных терминов).
- Может кто - то из вас может сказать, что такое поэма?
(Слайд 8) Поэма - это произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах.
- А пролог?
(Слайд 8) Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.
Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. Многие актеры исполняли, исполняют и будут, я уверена, исполнять известные нам строки пролога. Но я выбрала исполнение пролога А. Фрейндлих.
Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения пролога актером.
-Прослушайте пролог и ответьте на вопросы:
-О чём пушкинский пролог? Какова его тема? ( О лукоморье и чудесах, происходящих там)
- Почему я выбрала именно эту запись? Понравилось ли вам исполнение пролога А. Фрейндлих? Что в этом исполнении было необычным?
(пролог исполнялся мелодичным спокойным голосом, немного по-старинному, с особой « северной» интонацией, волшебным, как будто сама Арина Родионовна это рассказывает)
-Что еще, кроме голоса замечательной актрисы, помогло почувствовать, увидеть Древнюю Русь?
( фоном была игра на балалайке)
-Как вы думаете, почему у лукоморья растет не береза, а дуб зелёный?
(Древо Жизни (символ духовный), самое крепкое, коренастое, мощное, долговечное. Дуб -священное дерево на Руси, потому что самое долговечное(1000 лет)
-Выделите в прологе сказочных героев, которые нам встретились..Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему (Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря)
Словарная работа (в тетради): (Слайд 9)
- Каким вы представляете кота ученого? Как он «говорит» свои сказки? (мудрый, образованный, дрессированный, кот, который знает песни и сказки. Здесь нужно уточнить ответы детей и вспомнить кота Баюна).
- Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами? ( Леший – хозяин леса и зверей, воплощение леса),
Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».
-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? – Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега, бухты. Согласно славянской мифологии, Лукоморье заповедное место, где стоит мировое древо ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово?
(Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.
В прологе много других устаревших слов. Найдите их. Выпишите по словарям определите значение.
На неве
·домых доро
·жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.
Неви
·данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол – доли
·на.
Виде
·ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре
· – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
богатырь, воин.
Чредо
·й (чередо
·й) – друг за другом
Дя
·дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо
·дом – идя войной.
Пленя
·ет – берет в плен.
Сту
·па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча
·хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
Тужить – горевать, кручиниться.
Поведаю – расскажу.
- Для чего Пушкин их употребляет?
(Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.
- В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волныи тридцать витязей выходят)
(Слайд 10) -Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.
(Слайд 10) Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.
-Обратите внимание на слово Кощей. Вас не смутило его написание? К какому обратимся словарику?
Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?
Современные словари рекомендуют писать Кощей:
Кащей – (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок.
Кощей – 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.
- Как относится Пушкин к Кащею?( Пушкин презирает жадного и злого Кащея -чахнет
- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» – видна тонкая насмешка над царём.
-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
-Каким словом показывает свое отношение к волку Пушкин? ( верно служит)
- Ребята, наш ученый кот приготовил вам задание в конвертах.
Группа №1
Пушкинский прологКакой жанр устного народного творчества он напоминает?
– Сказку.
-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба ЯгаИ кот волшебный говорящий, есть страшный колдун
- Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить
-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.
-Рассказ о чудесных героях.
-И концовку
-Вспомним традиционную сказочную концовку.
-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
-Что изменил в ней Пушкин и зачем?
-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.
-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог? – Торжественно-приподнятым, радостным – от встречи со сказочной Русью.
(Слайд 11) «Пролог» Пушкина называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора. А почему? (Учащиеся, отвечая на этот вопрос, во многом опираются на предыдущий: заимствование ключевых сюжетов и мотивов из народных сказок, и здесь же – возврат к теме и к задачам, которые были сформулированы).
Группа №2.
-Вспомним, что такое идея (основная мысль художественного произведения)
-В каких строчках заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» – это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
Там русский дух
Там Русью пахнет-
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.
Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части.
Найдите эти части. Какой новый герой появляется в последней части?
( автор, рассказчик)
- Чтение 1 и 2 части, обращаем внимание на знаки препинания.
Работа по группам
(Слайд 12) - подобрать 7 прилагательных-определений к словосочетанию стихи Пушкина
( какие?): добрые, легкие, простые, живые, народные, мелодичные, талантливые, русские, точные, загадочные.
Рефлексия на конец урока
Что нового узнали на уроке? Что произвело на вас особое впечатление? О чем можете рассказать друзьям и родителям?
(Слайд 13) Продолжите фразу:
-Когда я слышу имя Александра Сергеевича Пушкина, то испытываю чувство
- Александра Сергеевича Пушкина называют гением ( великим русским поэтом, солнцем русской поэзии, великим сказочником, великим сыном России)
Но гений это не только творчество и талант, но и огромный труд.
Стремитесь к творчеству, познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас.
Или! Рефлексия: тест по биографии Пушкина, стихотворениям, которые были озвучены на уроке, и по вопросам беседы. Выполняется в тетради, оценку ребенок выставляет себе самостоятельно в виде смайла (веселый – 5, легкое недоумение – 4, досада – 3). Критерии: все верно – 5, 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3. ( Оцените свою работу в виде смайлика:
- улыбающийся – хорошее настроение, все понятно на уроке;
-легкое недоумение - грусть, что – то недопонял, пропустил по теме урока;
- досада – печаль, ничего не понял.
Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание: Выразительно чтение наизусть «Пролога». Нарисовать чудесный мир, описанный в пушкинском прологе. На следующем уроке (в начале или в конце) можно устроить конкурс рисунков. Самостоятельно найти и подготовить сообщения о Кощее, Русалке, Лешее, Коте.
IV. Подведение итогов урока.
(Слайд 14) - В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики сближают её с народной сказкой. Однако есть черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)
Дополнительное задание:
Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная
Примерный текст сообщения:
Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Поэма имела большой успех. Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». В 1828году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане». Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» уже примыкает к пушкинским сказкам. Эта пушкинская сказка – «Пролог» - совершила большое дело: открыла народной поэзии доступ в литературу, внесла в литературу новую живую струю, сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Группа №1
Пушкинский пролог. Какой жанр устного народного творчества он напоминает?
-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
- Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить
-Вспомним традиционную сказочную концовку.
-Что изменил в ней Пушкин и зачем?
-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?
Группа №2.
-Вспомним, что такое идея?
-В каких строчках заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
13PAGE 15
13PAGE 14115
15