Доклад Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.
Технология развития познавательной активности средствами интеллектуальной игры
Мендикулова У.Б. , Садыкова Б.М.
Актюбинская областная специальная ( коррекционная) школа – интернат для детей с нарушением слуха
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные игры – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучения – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное привидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые , с точки зрения науки или здравого смысла системами не является».
Например, игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовым правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры - упражнения, игры – тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Проблема использования игр в обучении возникала уже давно. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20века.
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский : «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».
Итак, игра воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторения социальной практики, доступной пониманию. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок и ученик, и учитель одновременно.
Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
А что игра дает детям?
Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха совершенства в игре.
Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.
Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, миров, ситуации, правил игры.
Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир прочитать предварительно о других.
Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
Радость общения с единомышленниками.
Умения ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с собой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Литература
Выготский Л.С. \Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /
Эльконин Д. Б. \Психология игры.\ – М., 1999. С.175.
КатаеваА.А. СтребелеваЕ.А.\Дидактические игры в обучении детей с отклонениями в развитии\Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
АндрущенкоТ.Д. Карабекова Н.Л.\ Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет \ Издательский центр Академия , 2004
Ольга Ершова\Развиваем мышление\ Издательство Сова, 2008
НикифороваО.К.\Учимся думать, играя.\ Издательство Учитель, 2008.
Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.
Мендикулова У.Б. , Садыкова Б.М.
Актюбинская областная специальная ( коррекционная) школа – интернат для детей с нарушением слуха.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляют на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико – синтетическую деятельность мозга.
Основная функция воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. Однако по мнению Л.С. Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6 –го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое».
При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество ( Ф.А. Сохин), поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?».
Если ребенок, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно тактично остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у ребенка формируют критическое мышление.
Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установление логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа.
Таким образом, психологическая и речевая деятельность, включающая переработку и комбинирование детских представлений, создание на их основе новых образов, структурирование замысла, а также точное, последовательное, грамотное его оречевление, представляют для детей немалые трудности. Некоторые авторы (О.С. Ушаков, М.М. Алексеева и др.) считают подобную деятельность детей сравнимой по сложности с литературным творчеством взрослых.
Но в нашем случае мы говорим о детях с нарушенным слухом. Однако навык творческого рассказывания для глухих школьников крайне важен.На нем будут строиться ответы учеников, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений, и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов воображения позитивно отразится на познавательную деятельность и личностные качества. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.
Из всех возможных вариантов творческого рассказывания, отправным моментом представлены только сюжетные картинки.
Во - первых, дети любят рассматривать такие картины: с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых
Во – вторых, сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, положительного диалога взрослого и ученика, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности учащихся.
В – третьих, рассматривая сюжетную картину, неслышащий ученик легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, он может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении ( мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному . Выполнить это задание с наглядной опорой глухому ребенку гораздо легче, чем придумывать историю целиком.
Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у учащихся нового замысла.
Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызывать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослыми, это не исключение и для глухого ребенка. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т. п. Стало бесспорным мнение Ф. А. Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляются под влиянием или в процессе эмоционального всплеска.
Учитывая изложенное, для картин, представленных вниманию неслышащего ребенка, нужны такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого; отражали интересное событие или конфликтную ситуацию. Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:
интереса,
внимания,
памяти,
инициативности,
воображения,
мышления.
С языковой точки зрения рассказы сознательно упрощены, так как предлагаются детям не только для слушанья, но и для пересказа. Они не содержат сложных оборотов, образных сравнений. Я считаю, что только в таком адаптированном виде тексты соответствуют уровню их восприятия, мышления и речевого развития неслыщащих детей и могут служить для них действенными образцами при составлении самостоятельных творческих рассказов.
І вид работы с картиной по составлению рассказа по сюжетным картинам:
Сюжетная картина с несложным сюжетом для составления, слушанья и пересказа, например:
Зимой дети во дворе слепили снеговика.
Вопросы:
- Кто слепил снеговика?
- Кого слепили дети?
- Где дети слепили снеговика?
- Когда дети слепили снеговика?
ІІ вид работы с картиной по составлению рассказа по сюжетным картинам:
Составление рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
Воспитатель выставляет знаковую схему (последовательность картинок – символов: солнце, небо с дождевыми тучами, трава на земле, деревья, вешалка для одежды, силуэт животного, птицы, портфель.)- Посмотрите на знаковую схему, она нам поможет составить рассказ о каждом времени года.
- О чем мы будем рассказывать по первой картинке?
(О солнце)
- О чем мы будем рассказывать по второй картинке?
(О небе)
- О чем мы будем рассказывать по третьей картинке?
(О земле)
- О чем мы будем рассказывать по четвертой картинке?
(О деревьях)
- О чем мы будем рассказывать по пятой картине?
(Об одежде людей)
- О ком мы будем рассказывать по шестой картинке?
(О животных)
- О ком мы будем рассказывать по седьмой картине?
(О птицах)
- О чем мы будем рассказывать по восьмой картине?
(О занятиях детей)
- О каком времени года мы составим рассказ?
- Об осени.
Коллективное составление рассказа об осени с опорой на графические (знаковые) схемы.
Важно не простое воспроизведение ранее отработанных конструкций, а ориентировка на выражение главной мысли и установление межфразовых связей. Последовательность и дробность в работе над рассказом обуславливает необходимость детального оречевления действий ( по сюжетной картине, демонстрации) Дается возможность высказаться каждому ребенку, и воспитатель, подытоживая, должен подвести детей к выбору лучших вариантов для конструирования рассказа. Детям рекомендуется запомнить эти предложения. Так поэтапно оречевляются явления, эпизоды и т. п. Отработанные для рассказа в качестве речевых образцов предложения предлагаются детям для хорового произнесения. При этом отрабатывается логическое ударение, соответствующая интонация, четкость и внятность произнесения. Затем воспитатель подводит детей к осознанию того, что все выполненные ими задания дали возможность решить основную речевую задачу – составить последовательный связный рассказ по заданной теме. Приведем пример
Тема занятия: составление рассказа по теме «Осень».
В начале необходимо актуализировать лексический запас по данной теме. С этой целью можно составить предложение по опорным словам; повторить цепочки слов, например: желтеть – вянуть – усыхать; собираются в стаи- улетают; багровый – пурпурный – ярко –красный.
Далее проводится беседа об осени . Дети подбирают определения к слову осень (какая?) – холодная, золотая, теплая.
Воспитатель предлагает составить предложение о наступлении осени «Наступила холодная ( теплая) осень».
Предложение проговаривается хором, и дети должны его запомнить. Затем уточняются: какой первый признак осени?
- Солнышко поднимается невысоко и греет слабо.
- Как оно греет?
- Солнышко слабо греет землю.
Воспитатель, рассуждая с детьми вслух, привлекает их внимание к причинно – следственным зависимостям.
Становится холоднее. Что происходит в природе? ( с деревьями, погодой, птицей)
- Что происходит с погодой?
Составляются соответствующие предложения. Выбирается одно, которое проговаривают хором. Воспитатель показывает соответствующую картинку. Аналогичным образом раскрывается характер других природных изменений
- Что появляется на дорогах? (лужи)
- Что происходит с листьями на деревьях? ( желтеют, опадают)
- Куда улетают перелетные птицы? ( в теплые края)
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на характерные признаки осени, изображенные на картине, последовательно соотнося составленные предложения с разными сюжетами. Например:
« Наступила холодная осень. Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо. Становится холоднее. Идут моросящие дожди. На дорогах появляются лужи. Листья на деревьях пожелтели и опадают Перелетные птицы улетают в теплые края».
ІІІ вид работы с картиной по составлению рассказа по сюжетным картинам:
Установление последовательности предметных картинок для последующего пересказа
-С чего началась история?
-Что произошло дальше?
-Кого испугал хруст ветки?
-Что сделала белка?
-Куда угодила шишка?
-Что сделал заяц?
-Что сделала сорока?
-Кто услышал сороку?
-Что сделали лоси?
-Что услышал медведь?
-Что подумал медведь?
Что сделал медведь?
Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально – речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки в связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:
- целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемая детьми окружающая природа и жизнь);
- овладение содержанием;
- овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.
Творческое рассказывание – самый сложный, но и исключительно важный для глухого школьника вид связной речи. Оригинальная система упражнении позволит воспитателю эффективно совершенствовать речь и творческие способности ребенка; развивать детское воображение, логическое мышление, внимание и память - процессы, необходимые для школьного обучения.
Литература
Т. А. Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинам, М, 2005
Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников. М, 2006
Ольга Ершова Развиваем мышление. В.2008
Т . Идилова Логика Алматы 2005
,