Консультация для педагогов «Развитие речевых способностей и обучение детей творческому рассказыванию»
Консультация для педагогов
«Развитие речевых способностей и обучение детей творческому рассказыванию»
Составила: воспитатель
Микрюкова П.Г.
Пермь
2008Развитие речевых способностей и
обучение детей творческому рассказыванию
Формирование творческой личности – одна
из главных задач дошкольного воспитания
Речевое развитие осуществляется в результате разрешения противоречий, возникающих в практической деятельности детей, противоречий между потребностями в общении и имеющимися в наличии средствами, между формой и содержанием речи. Выражается оно в овладении новыми языковыми средствами, развитии форм и функций речи, расширении сферы общения.
Развитие художественно-речевых способностей в специфических видах деятельности проявляется не только в репродуктивных видах литературно-художественной деятельности (заучивание стихов, пересказ и т.д.), но и в собственно-продуктивных компонентах литературно-художественных способностей (сочинительство сказок, рассказов и т.д.).
Развитие речи осуществляется в творческих видах деятельности (словесное творчество, театрализованные игры, творческо-художественная деятельность).
Безграничны возможности ребенка в развитии способностей и склонностей в первые годы жизни. Умелое, продуманное и педагогически тонкое руководство творческими возможностями дошкольника способствует умственному, речевому развитию личности. Огромную роль в развитии этих качеств играет обучение детей родному языку и, в частности, творческому рассказыванию. Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию в дидактике не нова. Постоянное внимание к ней объясняется тем, что творческое рассказывание является высшей формой монологической речи и предполагает как сравнительно высокий уровень мышления, так и творческого воображения. Творческое рассказывание в условиях методически правильного руководства является эффективным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение этот вид рассказывания имеет для развития творческих способностей. Умение сочинять, придумывать рассказы стимулирует творческую мысль и в других видах деятельности, влияет на развитие общих способностей ребенка.
Творческое рассказывание приближает ребенка к тому уровню развития монологической речи, какой потребуется ему для перехода к новой учебной деятельности.
Практика показывает, что проведение занятий по обучению рассказыванию представляет большую трудность как для опытных, так начинающих воспитателей. Педагогу необходимо уметь слушать отвечающего ребенка, следить за его речью, одновременно поддерживать интерес слушающих детей, учить анализировать сочинения товарищей и т.д. Иногда занятия идут вяло, непродуктивно. Этого можно избежать, если умело и методически грамотно использовать современные приемы обучения рассказыванию.
Современные приемы обучения рассказыванию
Образец рассказа воспитателя
Творческий рассказ воспитателя создается на базе его личного жизненного опыта, знаний, почерпнутых из научно-познавательной литературы, периодических общественно-политических изданий, радио, телепередач, спектаклей и художественной литературы. Творческим этот вид рассказа называется потому, что воспитатель из разрозненных фактов, событий создает завершенную картину жизни, живую ситуацию, в которой решается жизненно важный, доступный пониманию ребенка вопрос. Он и будет главной мыслью, идеей произведения. Воспитатель-рассказчик создает сюжет, образы героев, для этого широко использует слово. Носителем идеи рассказа является главный герой и другие действующие лица.
Образ героя создается описанием внешнего вида (портрета), обстановки, в которой живет и действует герой, описанием отношения других персонажей к нему, но главное средство создания образа – поступки и речь героя.
Образец рассказа воспитателя показывает детям, какую речевую задачу будут решать в данном виде рассказывания. Языковая задача – определить объем рассказа-образца, его содержание и сюжет, стиль повествования.
Образец рассказа воспитателя предлагается детям на первых занятиях, чтобы они уяснили суть работы, при введении новых (ранее неиспользуемых) видов творческого рассказывания. Исходя из цели использования данного приема (показать детям, как надо рассказывать), образец рассказа используется, как правило, в начале занятия. Использование образца рассказа в конце занятия нецелесообразно, так как дети не могут его использовать в данный момент, а обращать внимание на использование его в последующих занятиях, в силу психологических особенностей, бесполезно.
План рассказа
Умелое применение данного приема позволяет развивать у детей самостоятельность, логичность и осознанность повествований.
План рассказа включает 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих весь ход сочинения. Это стержень композиционных элементов, на которые нанизываются описание портрета, место действия, более существенные фрагменты сюжета и т.п. Обучение рассказыванию по плану дисциплинирует мысль, делает ее логичной, структурно оформленной. Обучаясь работе по плану, заданному взрослым, у дошкольника постепенно формируется самостоятельность мышления, умение найти образное слово, обдумывать будущее высказывание. Включение в обучение плана рассказа как одного из ведущих приемов предполагает использование его во всех видах творческого рассказа и на всех занятиях в течение года. В первую половину года план рассказа дает детям воспитатель и, как усложнение мыслительной деятельности, предполагает составление плана каждым ребенком самостоятельно при наличии заданной воспитателем темы. Бытующее среди воспитателей мнение о том, что план повествования в творческом рассказывании, предложенный воспитателем, будет задерживать творческие речевые проявления детей, не дает простора творческому воображению, - сомнительно. Ребенок имеет огромный запас сведений об окружающей действительности, но все они разрозненны. Чтобы умело отобрать факты, характерные для той или иной ситуации повествования, необходимо их вспомнить «к месту», строить согласно структуре повествования. В этом неоценимую помощь оказывает планирование рассказа. Например, детям близок и понятен образ щенка. О нем у детей много сведений, но составить рассказ на тему: «Как мы нашли щенка» без плана, предложенного до начала сочинений, очень трудно. Ребенок начинает вспоминать разрозненные факты из жизни и отрывочно, но эмоционально воспроизводить их без учета предложенной темы сочинения.
План рассказа, сформулированный в пунктах:
в какое время года и где вы нашли щенка?
Опишите, как вы его нашли и как он выглядел?
Что вы с ним сделали?,
безусловно дает возможность каждому ребенку выделить нужный материал для повествования и выстроить его в определенной последовательности.
Коллективный разбор вопросов плана рассказа
Данный прием обучения оказывает влияние на самостоятельность, творческую инициативу детских сочинений.
Суть работы с этим приемом обучения заключается в том, что перед началом работы воспитатель задает один вопрос плана и дети, отвечая на него по-своему, учатся отбирать необходимый материал. Затем кратко разбираются остальные вопросы плана.
Составление рассказа, сказки по частям
Принцип работы в этом случае несложен. Воспитателю необходимо по ходу занятия внимательно следить за развитием сюжета, чувствовать законченность, логическую завершенность каждой части и умело и вовремя остановить ребенка, чтобы дать возможность включиться в повествование другому.
В тоже время составление рассказа по частям требует не только умелого, профессионально грамотного руководства со стороны воспитателя, но и сформированности у дошкольников определенных навыков: умение принимать общую задачу, удерживать ее длительное время и умело включиться в повествование, продолжая развитие сюжета, сохраняя первоначальный замысел, героев и т.п. Следовательно, прием составления повествования по частям надо использовать тогда, когда у детей есть определенные умения в придумывании рассказов и сказок, когда дети имеют некоторое представление о структурных элементах повествования.
Анализ детских сочинений
Такой прием имеет большое значение в практике обучения творческому рассказыванию.
Правильное его использование оказывает влияние не только на самочувствие ребенка, его комфортность, желание работать, но и способствует улучшению детской речи, повествования в целом. Анализ рассказа, сделанный воспитателем, показывает детям, чему они научились, чем овладели, на что надо еще обратить внимание. В практике работы в оценке воспитателя отражается, чаще всего, личностное отношение его к ребенку, к рассказыванию, анализируются элементы учебной деятельности. «Ты Алеша, был внимательным сегодня, хорошо работал», или «Ты, Света, сегодня плохо справилась с работой, много крутилась. Постарайся в следующий раз быть внимательной, и расскажешь лучше». В данных оценках рассказа воспитатели упускают важный момент – анализ речи детей. В оценку детских повествований воспитатель может включить такие показатели, как:
самостоятельность;
целенаправленность;
композиционная целостность сочинения;
художественная выразительность.
Только в этом случае предметом обсуждения станет детская речь. Например, «Сережа, ты сегодня молодец, все рассказал сам, я тебе не помогала. Рассказ твой не похож на рассказы, уже придуманные и рассказанные до тебя. Ты рассказал именно о том, как медведи лакомились малиной, и название твоего рассказа было «Медведи-лакомки». Очень интересно начинается твой рассказ с описания летнего, теплого утра. Забавные события удалось тебе раскрыть в рассказе. А какие красивые выражения ты использовал: «медвежата-шалунишки», «тихо-тихо было в лесу».
Образец оценки, даваемой воспитателем, постоянно оказывает воспитательное воздействие, дети стараются выделять в своем анализе рассказов сверстников все моменты, о которых говорит воспитательница, затем постепенно сами дают оценку рассказам товарищей.
Таким образом, приемы обучения сравнительно рано формируют осознанность деятельности рассказывания.
Постепенно детские повествования становятся самостоятельными, целенаправленными, композиционно-оформленными и выразительными.
15