Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы.
Учебный предмет: Окружающий мир
УМК: «ГАРМОНИЯ»
Тема урока: Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о том, как правильно сравнивать предметы и объединять их в группы.
Планируемые результаты:
Личностные: желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
Предметные: умение использовать отобранную информацию для решения проблемы. В игровой форме выделять сходство и различие предметов.
Познавательные: научить рассматривать предмет, анализировать, выделять главные существенные признаки предметов.
Регулятивные: умение действовать по плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя. Умение допускать возможность у людей точек зрения.
Коммуникативные: развивать умение слышать и слушать доносить свою позицию, понимать других. Умение сотрудничать, работать в группе. Действовать согласно плану.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс О.Т. Поглазовой.
Наглядные пособия:
- презентация к уроку Power Point
Раздаточный материал:
- геометрические фигуры
-конверты с заданиями
- сигнальные карточки
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
Формы работы
Формируемые УУД
1
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(2 мин)
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
Закройте глаза, протяните ладошки под солнечный свет и почувствуйте ласку солнышка. Как солнышко радо вас согреть, так я рада видеть вас .
- А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите друг другу частичку хорошего настроения. Я всем желаю удачи и успеха! Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия.
Фронтальная
-Организация своего рабочего места.
Регулятивные УУД
- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (Личностные УУД)
2
Актуализация знаний.
Цель: осознание потребности к построению нового способа действия.
- Вспомните, какое важное открытие вы сделали на предыдущем уроке.
(Каждый предмет имеет свои признаки: цвет, форма, размер, вкус, запах, материал, назначение и т.д.)
- Сегодня мы будем учиться работать в группе.
Давайте подумаем, какие правила нам сегодня пригодятся?
(1.В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Каждый должен работать на общий результат).
У вас на столах лежат фигуры. Рассмотрите их. Чем они похожи и чем различаются?
1 группа- предметы одинаковые по цвету, но разного размера.
2 группа - предметы одинаковые по цвету, но разной формы.
3 группа - предметы одинаковые по форме, размеру, но разного цвета.
4 группа – Форма, цвет и размер у фигур разные.
Какой можно сделать вывод: описать предмет – это значит назвать несколько его признаков.
-Молодцы! Вы хорошо научились описывать предметы.
(Ответы учеников.)
Фронтальная
Групповая
-Умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)
(Коммуникативные УУД)
-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
(Познавательные УУД)
Стремление преодолевать возникающие затруднения. (Личностные УУД)
3.
Выявление места и причины затруднения в пробном учебном действии.
Целеполагание.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Скажите, знаете ли вы правило, по которому можно сравнивать предметы?
Да Нет
(Прикрепляется знак вопроса)
- Какую цель поставите перед собой?
Проверить, верно ли наше предположение?
Узнать, как правильно сравнивать предметы.
Фронтальная
Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД)
Развитие умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Регулятивные УУД)
4.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
- Откройте учебник по закладке, стр. 59. Посмотрите на рисунки и проверьте, правильно ли ребята сравнивали эти предметы. Найдите ошибки и предложите свои варианты.
(Ответы детей)
- Как же нужно правильно сравнивать предметы? Сделайте вывод.
(Чтобы сравнивать предметы, надо найти их сходство и различие по определённому признаку)
Объясните грамотно, по какому признаку распределены картинки в учебнике. (стр. 59)
Сделайте вывод, продолжив фразу.
Предметы можно объединить одну группу, если у них есть
( общие признаки)
Фронтальная
Групповая
Развитие умения строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД)
Физминутка
Цель: соблюдение санитарно - гигиенических норм
5.
Реализация построенного проекта.
Цель: Организовать мыслительную деятельность учащихся, достаточную для построения новых знаний.
Посмотрите на экран и скажите, правильно ли данные предметы объединили в группу?
Работа в группах.
(Наша группа считает, что)
Групповая
Умение сотрудничать, формирование интереса к познанию окружающего мира. (Личностные УУД)
Умение вычленять нужную информацию из общей информации; проводить классификацию; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (Познавательные УУД)
Умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. (Коммуникативные УУД)
6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Рассмотрите группу предметов. Зачеркните лишний предмет. Объясните свой ответ.
Слайд с правильным ответом на экране.
Работа в парах.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
(Познавательные УУД)
7
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
.
Давайте вспомним, какую цель вы ставили перед собой?
Какое открытие вы сделали на сегодняшнем уроке?
Проверьте свой вывод. Если вы согласны со мной, поднимите зелёный сигнал светофора, если не согласны – красный.
Фронтальная
Саморегуляция, как способность к волевому усилию.
(Регуляционные УУД)
8.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Вам понравилось, как вы работали на уроке?
Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко работать и тема понятна – зелёный сигнал светофора.
Если испытывали небольшие трудности – жёлтый сигнал.
А если вам было трудно – красный.
Молодцы, ребята, вы хорошо работали на уроке и в очередной раз сделали новое открытие.
Урок окончен! Спасибо за внимание!
Индивидуальная
Рефлексия способов и условий действия контроль процесса и результатов деятельности
(Познавательные УУД)
Умение оценивать результат своей работы (Регулятивные УУД)
15