Урок литературы в 9 классе с применением обучающих структур Сингапурского образования.
МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа № 2» Заинского муниципального района РТ
Урок литературы в 9 классе с применением обучающих структур Сингапурского образования.
Тема: А.С. Пушкин.
Отражение людских достоинств и пороков
в трагедии «Моцарт и Сальери».
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Кузнецовой В.А.
Заинск, 2013
Цель: создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Задачи: совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения; развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков; формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приемы: Эвристическая беседа, работа с текстом художественного произведения, Quiz-Quiz-Trade, Corners,Simultaneous Round Table, Round Robin
Timed-Pair-Share
Материалы к уроку: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», аудио и видео записи, презентация.
Ход урока
Орг.момент.
Актуализация знаний.
Слово учителя.
«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». Мы горды тем, что у нас есть Пушкин. А значит, у нас есть такие произведения художественной литературы, к которым хочется возвращаться и которые хочется читать и читать.
Ребята, до ухода на каникулы мы познакомились с замечательными стихотворениями А.С.Пушкина. И сейчас, применяя структуру Quiz-Quiz-Trade ( КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД), мы вспомним с вами наиболее важные моменты. Придумайте вопрос по пройденному материалу по творчеству А.С.Пушкина. Например, кому было посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье»? Анне Керн. На придумывание вопросов 1 минута.
Проделаем Round Robin (Раунд Робин) и поделимся вопросами и ответами для того, чтобы убедиться, что вопросы не совпадают. 1 мин.
А сейчас встаньте, задвиньте стулья, поднимите руку и найдите ближайшую пару и проделайте структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД.
(Далее партнеры по очереди задают вопросы, показывая карточки, затем называют ответы, затем меняются ролями. Благодарят друг друга. В конце обмениваются карточками. 7 - 10 минут. Затем садятся.)
- Опрос. Чьи вопросы показались наиболее интересными? А ответы наиболее содержательными?
Формирование новых знаний.
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский сказал : «Пушкин умер в полном расцвете сил и, бесспорно, унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем...» (Ф.М. Достоевский). Сегодня мы будем говорить о замечательном и таинственном произведении А.С.Пушкина – трагедии «Моцарт и Сальери».
- Какой период творчества Пушкина стал наиболее плодотворным? Болдино, 1830 г.В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы. Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. И назвал их Пушкин как? «Маленькие трагедии». Какие пьесы вошли в этот цикл? «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
– Какая тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)
Подумайте 5 сек. (Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.)
- Кто являются героями трагедии? (Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).
Работа с текстом.
-Обратимся к тексту трагедии.
- В сцене 1 появляется Сальери. Что мы узнаем из его монолога?
(Я стал творить; СлаваМне улыбнулась; я в сердцах людейНашел созвучия своим созданьям.Я счастлив был: ныне сам скажу я нынеЗавистник. Я завидую; глубоко,)
- Кому завидует Сальери?
- Когда появляется Моцарт? Что принес с собой МОЦАРТ?
(безделицу. Намедни ночьюБессонница моя меня томила,И в голову пришли мне две, три мысли.Сегодня их я набросал)
- О чем думает Сальери после ухода Моцарта?
(Вот яд, последний дар моей Изоры.Осьмнадцать лет ношу его с собою )
В сцене 2 мы узнаем, что тревожит Моцарта?
(Мой Requiem меня тревожит.)
- Как вы понимаете значение слова Реквием ?
«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.
Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)
- Почему же столь жизнерадостный Моцарт сочиняет Реквием?
Недели три тому, пришел я поздноДомой. Сказали мне, что заходилЗа мною кто-то. Отчего не знаю,Всю ночь я думал: кто бы это был?И что ему во мне? Назавтра тот жеЗашел и не застал опять меня.На третий день играл я на полуС моим мальчишкой. Кликнули меня;Я вышел. Человек, одетый в черном,Учтиво поклонившись, заказалМне Requiem и скрылся.
Мне день и ночь покоя не даетМой черный человек. За мною всюдуКак тень он гонится. Вот и теперьМне кажется, он с нами сам-третийСидит.
-Вы заметили, что Моцарт уже не беззаботен?
- Что говорит ему Сальери?
И, полно! что за страх ребячий?Рассей пустую думу. БомаршеГоваривал мне: «Слушай, брат Сальери,Как мысли черные к тебе придут,Откупори шампанского бутылкуИль перечти «Женитьбу Фигаро».
-Моцарт произносит роковые слова:
Он же гений,Как ты да я. А гений и злодейство Две вещи несовместные. Не правда ль?
-Как вы понимаете, чем талант отличается от гениальности? (учащиеся высказывают предположения)
-Давайте зачитаем определения из толкового словаря.
Талант – выдающиеся способности.
Гениальность - высшая творческая способность, вдохновение.
-А что делает Сальери?
(Бросает яд в стакан Моцарта.)
- Трагичен последний монолог Сальери:
Ты заснешьНадолго, Моцарт! Но ужель он прав,И я не гений? Гений и злодействоДве вещи несовместные. Неправда:А Бонаротти? Или это сказкаТупой, бессмысленной толпы и не былУбийцею создатель Ватикана?
- Что указывает на то, что Сальери не в бешенстве отравил Моцарта, а долго к этому шел?
(Яд – носил с собой 17 лет)
Какова же сущность этого человека, если даже любовь его пропитана ядом?
-Давайте прослушаем отрывок из бессмертного «Реквиема» Моцарта.
Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть как темная сторона человека пробивается сквозь века. Вслушиваясь в музыку невольно возникают ассоциации. ГЕНИЙ,ЗЛОДЕЙСТВО, СЛАВА,ПАМЯТЬ,ЗАВИСТЬ.
А сейчас мы ,используя структуру Corners (КОНЭРС), поразмышляем, с какой из этих ассоциаций вы согласны? Подумайте 5 сек. и запишите в тетради.
Встаньте в выбранный вами угол в пару с участником не из вашей команды.
- Почему вы выбрали именно этот угол? Подумайте 5 сек. А сейчас, используя Timed-Pair-Share ( ТАЙМД-ПЭА-ШЭА), поделимся своим мнением. (Участники парами делятся мнением, благодарят друг друга.)
Опрос нескольких участников, о том, что сказал им их партнер.
- Кто –нибудь думает также, как и вы?
- Заметили ли вы, что некоторые сделали неожиданный выбор?
- Садитесь, пожалуйста, на места.
- Вернемся к тексту.
- Какими вам показались герои трагедии? Я лишь отмечу, что Пушкин очень объективен в оценках.
- Посмотрим небольшой фрагмент из спектакля с участием наших замечательных актеров. (ПРОСМОТР ОТРЫВКА).
Я думаю, этот фрагмент поможет вам в выполнении следующего задания. Итак, опираясь на текст трагедии, используя Simultaneous Round Table (СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ), заполним таблицу положительных и отрицательных черт Моцарта и Сальери. (Отрицательные черты Моцарта: несерьезность, пренебрежение своим талантом, наивность; положительные: одаренность, легкость, чувство юмора, доброта. Отрицательные черты Сальери: зависть, коварство, злоба, гордыня, способность на предательство, механическая рассудочность, положительные: чувство прекрасного, трудолюбие, сила воли, самоотречение, терпеливость и т.д).
- Что же объединяло двух композиторов? (любовь к искусству)
( Учащиеся записывают только в свой квадрат, передают по кругу 4 раза по 1 минуте.)
Опрос.
- Получает ли удовлетворение Сальери, совершив преступление? Какими строками заканчивается трагедия? Как их понять? (Сальери сам себе доказал, что он не гений. Убив Моцарта, он не заглушил голос его великой музыки, а остался с терзаниями, убив в себе человека, он стал просто преступником. "А гений и злодейство – две вещи несовместные").
- Подумайте 3 сек. и ответьте, в чем же заключается идея трагедии?
Моцарт был убежден в этой вечной, непреходящей истине, он – гений. Совершивший убийство Сальери – злодей. Так раскрывается идейный смысл трагедии А.С. Пушкина.
Вывод: Истины, преподнесенные нам Пушкиным, неоспоримы Но верится всегда в лучшее.
Домашнее задание:
На выбор:
1. Напишите отзыв на прочитанное произведение.
2. Подготовьте презентацию.
3. Посмотрите телеспектакль и напишите рецензию
iђЗаголовок 2iђЗаголовок 315