Девиантное поведение подростков — как его избежать?
Девиантное поведение подростков - как его избежать?
В данной работе выясняются в причины возникновения «девиантного» поведения молодежи. В развитии социологии девиантного поведения большая заслуга принадлежит академикам В.Н. Кудрявцеву. Афанасьеву, А.Г. Здравомыслову, И.В. Маточкину, Я.И. Гилинскому.
Для начала давайте выясним, что же обозначает понятие – девиантное поведение.
Под девиантным поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». Норма –это предел, мера допустимого.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность».
Главный признак маргинализации - это разрыв социальных связей,
Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании Опасен этот паразитизм в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.
Основные формы девиантного поведения – это преступность, алкоголизм, проституция, наркомания.
Преступность среди подростков – одна из самых острых проблем современного общества. Основная масса преступлений, совершаемых подростками, носит имущественных характер.
Среди основных причин подростковой преступности:
- социально-неблагополучная ситуация в семьях;
- досуговая занятость подростков;
- вовлечение в неформальные объединения;
- СМИ;
- недостаточная информированность подростков по вопросам профилактики девиантного поведения.
С целью выявления причин подростковой преступности был проведен соцопрос подростков в возрасте с 13 до 16 лет. Всего приняли участие 25 человек, 11 из которых состоят на внутришкольном учете или входят в группу риска.
По данным соцопроса выяснили, что родители недостаточно уделяют времени своим детям, часто отсутствуют дома, много работают, общаются со своими друзьями, полностью доверяют детям и не задумываются, к чему может привести бесконтрольная свобода.
При этом подростки развлекают себя сами, смотрят телевизор, в среднем по 3-4 часа в сутки. То есть можно сделать вывод, что 93% подростков не имеют конкретной цели в жизни и, не задумываясь, тратят время. Но где гарантия, что от скуки не возникнут идеи более экстремального времяпровождения.
Радует, что на вопрос о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность, 97% дали правильный ответ ( с 14 лет). Делаем вывод, что все хорошо информированы по поводу ответственности.
По мнению подростков, основные причины преступности: желание выделиться среди сверстников, самоутвердиться, незнание закона, действие алкоголя, наркотиков. В принципе ответы соответствуют возрастным особенностям психологии подростков и статистике УВД.
Изучив данные результаты, следует задуматься и родителям, и детям, как предотвратить детскую преступность и избежать проблем с законом.
Следующая проблема алкоголизм.
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов. Данные анкетирования подростков ( из 25 опрошенных ) : 16 чел. - не видят вреда от одного стакана вина или пива, 15 чел. – попробовали «Шампанское» в кругу семьи на Новый год в возрасте от трех до семи лет, 18 чел. - знают о вреде алкоголя, но не верят в столь страшные последствия.
Еще одной проблемой общества является проблема наркомании. Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента наркоманов. В России средний возраст детей впервые употребивших наркотики 12 лет.
Среди опрошенных: 34% считают, что наркотики бывают «всерьез» и «невсерьез», 21% - что «наркотик как и сигарета делает человека свободным», 42% уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться.
Другой формой проявления девианта является суицид, т.е намерение лишить себя жизни, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети.
По данным Всемирной организации здравоохранения суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Надо отметить, что девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения, но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
«Трудный» ребенок – это тот, перед кем в прах рассыпаются наставления педагогов и родителей. Девиантное поведение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:
- делинквентное поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым. Это своего рода балансирование на грани закона.
- аддитивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, наркомания, алкоголизм, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);
- скрытая форма, например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью.
Начинать воспитание ребенка надо c воспитания родителей. Родители плохо знают возрастные психологические особенности детей. Отсюда непонимание их поступков, развитие конфликтных ситуаций, разногласий в семье и как следствие - девиантное поведение с вытекающими негативными последствиями.
Существует несколько моделей общения с детьми-подростками:
- принуждающая, вытекающая из возможности наказания ("придешь поздно - на дискотеку не пойдешь");
- вознаграждающая (окончишь год на "5" - куплю модную модель телефона»);
- легитимная ("кто в доме хозяин?" «я мать или ты»).
Учитывая мнение детей, можно сделать следующие выводы:
1. Соблюдение принципа диалогизации, когда позиции взрослого и ребенка считаются равноправными, т.е. отказ от оценивания со стороны взрослых «хорошо – плохо», необходимо понятие и уважение точки зрения подростка, дипломатичная корректировка его решений;
2. Оценивание мероприятий должно быть не количеством, а качеством отношения и доверия между детьми и окружающими их взрослыми;
3. Организация системы детского самоуправления должно стать связующим звеном между детьми и взрослыми;
4. Обеспечение надлежащих условий воспитания в семье.
5. Организация родительского лектория по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Хорошая, воспитанная, креативная молодежь - задача нашего века.