Урок литературного чтения по теме: ВОЛШЕБНАЯ СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»
Литература 2 класс, развивающая система Занков Л.В.
ТЕМА: ВОЛШЕБНАЯ СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ А.ТОЛСТОГО
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»
Цели: - совершенствовать навык осмысленного чтения
- воспитывать послушание по отношению к родителям и взаимовыручку
по отношению к товарищам
- развивать способность грамотно высказывать свою точку зрения
- развивать воображение, творческое взаимодействие
- способствовать овладению средствами устного общения (голос, жест, мимика, движения)
Подготовка к уроку: за неделю до урока был объявлен конкурс для детей и их
Родителей - сделать, нарисовать, вышить, вылепить и т.д.
«Золотой ключик»
подготовить ученика в роли Буратино
(в течение дня выбрать победителя в номинациях «Самый волшебный », «Приз зрительских симпатий», «Современный взгляд»)
Ход урока:
1.Организационый момент
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что такое сказка?
- Откуда берутся сказки?
- Давайте вспомним особенности сказки…
(на доску вывешиваются таблички: «жили-были», число 3, повторы, победа добра, оживление животных, волк и лиса – злые, девицы-красавицы…и т.д.)
- Сказка о приключениях Буратино народная или авторская?
- Давайте сравним, что взял Алексей Толстой из народных сказок…
-(краткое сообщение об Алексее Толстом, подготовленный ученик)
3. Проверка домашнего задания
(детям раздаются отрывки текста по абзацам с ошибками и пропусками)
«Карло вошел в каморку, сел, повертел полено и стал ножом вырезать из него вазу…»;
«Вдруг нос начал вытягиваться, расти и получился такой длинный, что Карло сказал: - Отлично получилось…» и т.д.
4.Физ/мин (под музыку из спектакля, с движениями)
(в конце ф/мин в класс вбегает Буратино)
Буратино: - Наконец-то я в школу попал! А моих друзей вы не видели?
- Один немного похож на таракана, с головой как у кузнечика, с выпуклыми глазами, живет за очагом…
- Другой – маленький, в длинной белой рубашке с длинными рукавами и белым лицом…
- А кудрявую хорошенькую девочку с приподнятым носиком?
- У одного из них был черный бант на конце хвоста и серебряные часы…
- А нашу медицинскую команду, которая меня вылечила?
- Видать, опять объявился этот страшный с выпученными глазами и нечесаной бородой, такой злой, что можно окоченеть от ужаса…(ответы детей)
Буратино: - Зря мы в школу пошли. Правильно говорили мне: «Не доведет тебя до добра это учение». Вот надежные ребята - кот Базилио и лиса Алиса, приглашали меня на волшебное Поле чудес…
5. Открытие нового.
Учитель: - Да ты что, Буратино, так ничего и не понял?
- Ребята, как можно назвать кота Базилио и лису Алису? (мошенники, лгуны)
- Почему им не стоит доверять?
- У нас есть видеозапись твоего страшного приключения. Хочешь посмотреть?
(просмотр видеофрагмента, как лиса Алиса и кот Базилио водили Буратино на поле Чудес)
Учитель: - Какие правила нарушил Буратино, ведь он еще ребенок?
Постановка учебной задачи:
- Какой урок из этой сказки должны усвоить дети?
(слушай родителей, не разговаривай с незнакомцами на улице, не говори, что у тебя есть деньги, не убегай далеко от дома)
- Кого можно назвать надежным?
- Сейчас ребята покажут, как ведут себя настоящие друзья.
6. Театрализация по мотивам сказки (отрывок)
Буратино: - Наверное, мне действительно необходимо поучиться в школе.
Пойду, отыщу своих друзей и обязательно вернусь (убегает).
7. Работа с текстом
- Ребята, прочитайте пословицу и объясните:
«Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».
- Найдите и прочитайте отрывок из сказки, который вам хотелось бы изменить на свой лад. Почему?
(выборочное чтение)
8. Итог: 1. Назовите особенности авторской сказки.
2. Чему может научить сказка?
9. Рефлексия: - Кому понравилось влиять на ход событий и самостоятельно
решать небольшие проблемы?
10. Домашнее задание: - Придумать продолжение сказки о том, как Буратино пришел
учиться в наш класс.
(подвести итог голосования по номинациям)