Конспект урока на тему Химическая связь. Строение вещества.
Тема «Химическая связь. Строение вещества»
(Повторение и обобщение знаний)
Цель урока: закрепить полученные знания по теме химическая связь; обратить внимание на те вопросы, которые возникли у учащихся в ходе изучения новой темы.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление учащихся о единой природе химической связи;
закрепить раннее полученные знания учащихся по данной теме
Развивающие:
продолжить развивать устную речь учащихся, умение применять знания в новой ситуации;
способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету химия;
Воспитательные:
способствовать росту инициативы и самостоятельности;
формирование культуры общения, чувства уважения друг к другу.
Тип урока: обобщающий урок, закрепление пройденного материала.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, листы с заданиями для учащихся.
Подготовка к уроку: На уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальные формы работы учащихся. Каждый вопрос сначала обсуждается фронтально и в парах, а затем индивидуально работает. У каждого на столе должен лежать индивидуальный лист работы.
Ожидаемый результат:
учащиеся должны усвоить понятие химическая связь;
знать о том, какие типы химической связи существуют;
уметь определять тип химической связи в различных соединениях.
План урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Актуализация знаний.4. Закрепление.5. Итоги урока6. Задание на дом.
Подготовка к уроку: На уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальные формы работы учащихся. Каждый вопрос сначала обсуждается фронтально и в парах, а затем индивидуально работает. У каждого на столе должен лежать индивидуальный лист работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (слайды №1-3)
Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
2. Повторение пройденного материала. (слайд № 4)
2. Актуализация знаний
1. Ученики работают самостоятельно, а затем вместе с учителем выполняют проверку (слайд №5).
Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите правильный ответ цветным карандашом. Сложите полученные цифры и у Вас должен получится порядковый номер химического элемента марганец.
Формула
Ковалентная неполярная
Ковалентная полярная
ионная
О2
2
4
6
NaCL
1
3
5
MgO
7
3
1
HCL
2
4
7
N2
5
2
6
P2O5
3
8
1
Покажите механизм образования химической связи в молекуле аммиака.
Учащиеся выполняют самостоятельно. (Проверяем на слайде №4)
Игра «Крестики – нолики»: Учащиеся вычеркивают прямой линией три вещества, в которых хлор имеет одну и ту же
4.Закрепление
На этом этапе урока ученики тренируются в определении типа химической связи. Предлагается выполнить несколько заданий:
Задание «Крестики-нолики» (слайд №9): «Соедините прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи»:
а) ковалентная неполярная
CF4
KI
O3
C
I2
Mg3N2
Cl2
NaCl
NaNO2
Ответ: Cl2 – I2– O3.
б) ионная
KNO3
Se
H2S
MgF2
Cs2O
NaF
SO2
HCl
N2O
Ответ: MgF2 – Cs2O – NaF.
в) металлическая
K
C2H5OH
NO2
O2
C
F2
Zn
Au
Rb
Ответ: Zn – Au – Rb.
г) ковалентная полярная
Cl2O
H3PO4
Na2O2
Li3N
N2O3
LiOH
H2Se
P4
CS2
Ответ: Cl2O – N2O3 – CS2.
д) смешанный тип связи
PH4OH
Na3N
Sr(OH)2
H2SO3
KClO
HNO2
Ca(ClO)Cl
Cl2O7
As
Ответ: Ca(ClO)Cl – KClO – Sr(OH)2.
Это задание ребята могут выполнить самостоятельно, а затем вместе с учителем выполнить проверку.
Задание «Кроссворд» (слайд № ): «Решите кроссворд:
1 – образование химической связи обусловлено взаимодействием атомных частиц и сопровождается электронных оболочек (орбиталей) внешнего энергетического уровня;
2 – вид химической связи, образующийся в сложных веществах между атомными частицами неметаллов;
3 – количество теплоты, поглощаемое при разрыве связи или выделяемое при ее образовании;
4 – вид химической связи, образующийся в простых металлических веществах;
5 – вид химической связи, образующийся в простых веществах между частицами неметаллов;
6 – в виде свободных (изолированных) атомов существуют только благородные газы (гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон), что обусловлено высокой их электронных структур;
7 – вид химической связи, образующийся в сложных веществах между атомными частицами металлов и неметаллов;
8 – расстояние между ядрами связываемых атомных частиц».
Ученики выполняют задание все вместе под руководством учителя, тут же осуществляется проверка.
6. Итоги урока
Учитель и учащиеся подводят итоги урока, оценивают работу друг друга, говорят о том, что нового они узнали на уроке (ввели понятие химическая связь, выяснили какие типы связей существуют и научились определять тип связи в различных соединениях).
7. Домашнее задание: §9
Литература:
1. Денисова В.Г. Открытые уроки по химии VIII-XI классы: Учебное пособие для учителя химии. – Волгоград: Учитель, 2002.-63с.2. Исаев Д.С. Химический тренажёр (упражнения, задачи, решения): Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – Тверь: Седьмая буква, 2008. – 68 с.3. Исаев Д.С. Химия – наука о превращениях: Учебно-справочное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Тверь: Седьмая буква, 2008. – 200 с.
Рисунок 4Описание: http://festival.1september.ru/articles/649399/img2.jpg15