Семинар-практикум для педагогов Детская одаренность и проблема ее развития
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 11
села Золотое Красноармейского района Саратовской области»
412 825 Саратовская область, Красноармейский район, село Золотое ул. Красноармейская, 8Тел/Факс: 8(84550) 3-60-42 E-mail: krassclszolotoe@yandex.ru
Семинар-практикум для педагогов
«Детская одаренность и проблема ее развития»
Подготовила и провела:
педагог-психолог Ляхова Е.В.
Дата проведения: 28 октября 2016 года
Присутствовали – 17 педагогов
с. Золотое
Цель: формирование научного мировоззрения, позволяющего осуществлять психологическое обеспечение индивидуальной траектории развития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
Получение теоретических знаний о потенциально одаренных учащихся и их развитии.
Ознакомление с особенностями работы с одаренными детьми.
Овладение развивающими упражнениями для работы с одаренными учениками.
Развитие профессиональных навыков, необходимых для работы с одаренными детьми.
План
Цели и задачи семинара.
Теоретический блок.
1.1.Лекция на тему « Одарённый ребёнок»
1.2. Психологические особенности одаренных детей.
1.3. Гендерные особенности развития одаренности.
1.4.. Особенности работы с одаренными детьми.
Практический блок.
. Эвристическая беседа.
. Создать портрет одаренного ребенка (таблица заполняется по группам).
. . Упражнение «Значение слова».
. Упражнение «Психологический душ».
. Притча.
Итоги семинара. Обратная связь. Памятки.
I Теоретический блок.
Лекция на тему « Одарённый ребёнок»
Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих их одарённости, такие дети достигают высокого уровня развития и результаты их деятельности имеют уникальный характер.
Детская одарённость.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, однако не все они демонстрируют реальные незаурядные результаты. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
При этом выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
Виды одаренности.
1) По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» к основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:
- в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная иорганизационная;
- в познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
- в художественно-эстетической деятельности:хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
- в коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная одаренность; (аттракция - возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого)
- в духовно-ценностной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным. Тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы проявления одаренности.
Как распознать одаренность ребенка?
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".
Как живется одаренным детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.
Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
1.2.Психологические особенности одаренных детей
Каждый ребенок по-своему неповторим. Он приходит в этот мир, чтобы творить свою жизнь, найти себя: кто-то способен к музыке, изобразительному искусству, художественному труду, кто-то к математике, кто-то пишет стихи, рассказы. Сколько детей столько и способностей, которые зависят от психофизиологических особенностей человека, социального окружения, семьи и школы. Но если для ребенка не создать условий, одаренность в большинстве случаев теряется.
Одаренным детям присущи такие черты:
- сильно развито чувство справедливости, которое проявляется очень рано;
- очень яркое воображение, где проявляются выдумка и реальность;
- очень хорошо развито чувство юмора;
- пробы решать сложные для них проблемы;
- преувеличенные страхи и чрезмерное восприятие невербальных проявлений чувств, повышенная впечатлительность;
- неуемная заинтересованность, разносторонность интересов;
- иногда перебивают взрослых, не дослушивают ответы на поставленные вопросы, поэтому не всегда любят самостоятельно «докапываются» до сути.
Различают шесть сфер одаренности детей:
Интеллектуальная
Одаренный ребенок отличается хорошей памятью, гибким мышлением, любознательностью, хорошо решает разные задачи, связно высказывает свои мысли, может иметь способности к практическому применению знаний.
Академическая
Это успехи по чтению, математике, природоведению и другим учебным предметам.
Творчество (креативность)
Ребенок очень любознателен, проявляет независимость и оригинальность мышления, высказывает оригинальные идеи.
Коммуникативная
Хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается со взрослыми и детьми, проявляет лидерские и организаторские способности, инициативен, берет на себя ответственность за свои действия.
Художественная деятельность
Ребенок проявляет большой интерес художественным занятиям, увлекается оригинальными творческими замыслами. Проявляет интерес к музыке, легко отображает мелодию, охотно поет, пробует сочинять музыку.
Спорт
Хорошо развита общая и мелкая моторика, четкая зрительно-моторная координация, широкий диапазон движений, хорошо владеет телом, высокий уровень развития основных двигательных навыков.
1.3.Гендерные особенности развития одаренности
Рассматривая проблему одаренности необходимо помнить об аспектах особенностей у детей разного пола. В обществе существует определенный «образ мужчины» и «образ женщины», т.е. то, какими они должны быть, какими чертами обладать, какие профессии выбирать. Стереотипизация по половым признакам особенно вредна для одаренных детей, т.к. у них в большей мере выражены свойства, характерные для обоих полов. Часто оказывается, что творчески продуктивные молодые люди имеют «женскую» направленность, способности, черты, а девушки наоборот. Такое соединение, как правило, расширяет диапазон интересов и раздвигает рамки стереотипов. Мальчиков учат достигать успеха, а девочек демонстрировать лишь интерес к домашним делам и семье.
Особенно сложно в этом случае одаренным девочкам. Чтобы развивать свои способности им нужна активность, страсть к знаниям, мотивация, самоуверенность, готовность к успешной карьере, в то время, как в них вкладывают пассивность, зависимость, покладистость.
1.4.Особенности работы с одаренными детьми
Основными направлениями в работе психолога с одаренными детьми является:
Работа с родителями
Работа с учителями
Работа с одаренными учениками
К работе с родителями относится просвещение и консультативная работа по поводу принятия родителями одаренности своего ребенка, особенностей его поведения, мировоззрения, интересов и склонностей. Понимание взрослыми особенностей школьника позволяет решить ряд проблем и трудностей на пути развития одаренности.
Консультативная, методическая работа со взрослыми также направлена на организацию социальной жизни одаренного ребенка, представлений о мире, который находится за переделами его познавательной деятельности.
Работа с педагогами в первую очередь направлена на устранение трудностей, которые возникают при обучении одаренного школьника и взаимодействия с ним.
Существует три основные причины возникновения этих трудностей:
- психологическая неготовность учителя принять факт одаренности определенного ученика.
- отсутствие у педагога соответствующих профессиональных методов и способов работы.
- эксплуатация одаренности учащегося для повышения престижа школы.
Психологу необходимо предоставлять психологическую поддержку педагогам в формировании профессиональной позиции. Предоставлять методическую помощь в построении психологически адекватных программ обучения, воспитания и развития одаренных детей на разных этапах обучения.
При работе с одаренными учениками не обойтись без психотерапевтической, психокоррекционно-развивающей работы, направленной на разрешение внутренних конфликтов, снижение тревожности, страхов, агрессивных защитных механизмов.
Помимо этого, одаренным школьникам необходима помощь в социально-психологической адаптации, развитии разных особенностей, усовершенствовании своих способностей. Психолог должен обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу при обучении и развитии одаренных детей.
II. Практический блок.
Эвристическая беседа.
Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?
Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ)
Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?
Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?
Продолжите фразу «Ученик для меня это»
Создать портрет одаренного ребенка (таблица заполняется по группам).
Положительные качества
Отрицательные качества
Упражнение «Значение слова».
Значение слова – это те ассоциации, которые конкретная личность с ним связывает.
Разбить по группам:
Группа№1 –Что означает слово «творчество» на ваш взгляд?
- Назовите несколько вещей, которых слово «творчество» не касается.
Группа№2 – С чем связанно слово «творчество»?
-С чем не связанно слово «творчество»?
Группа №3 –На что похоже слово «творчество»? – В чем его особенность?
Упражнение «Психологический душ»
Участникам раздаются картинки, необходимо дорисовать то, что хотелось бы. Интерпретация.
Притча
О призвании и таланте - Маленький художник
Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома. - Ах, негодник! – раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем. - Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец.Мальчик умел рисовать красивые картинки, и отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу. Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи. - Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник. - Как красиво! - ахнули родители. - Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах, - сердито объяснил сапожник и ушел. Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все опять повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя. За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар. Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил: - Кто нарисовал этого чудесного петуха? Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал: - Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником? - Больше всего на свете хочу! – закричал мальчик. - Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, - пожаловалась мать. - Огонь в бумагу не завернешь, - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.
3.Итог семинара.
На семинаре были рассмотрен такой вопрос, как «Одарённость детей, её особенности и проблема ее развития»
Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это, прежде всего: - желание работать нестандартно - увлеченность своим делом - поисковая активность - любознательность - интеллектуальность - нравственность - эрудированность
- потребность в научной и творческой деятельности, - знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися, - знание всех областей человеческой жизни. Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности.
ПАМЯТКИ
ОСНОВНЫЕ МИФЫ ПО ПОВОДУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
одаренные дети такие же, как обычные, только намного лучше;
одаренный ребенок не является одаренным, если он плохо учится;
учитель должен знать по своему предмету много больше, чем любой ученик, даже одаренный;
одаренный ученик обязан хорошо учиться по всем предметам;
Учитель не имеет права на ошибку.
Что собой представляет одаренный ребенок:
Доминирование познавательной деятельности;
Исследовательская творческая активность;
Достижение оригинальных решений;
Способность прогнозировать;
Способность создавать эталоны, которые помогают формированию высоких эстетических,
моральных, интеллектуальных оценок;
КАК НАДО вести себя учителям с одаренным ребенком
Быть внимательными к детям: ведь одарённость может проявиться в любой деятельности.
Уважать ребёнка, его творческие проявления, не судить строго первые шаги, ведь ваша критика может разрушить желание заниматься любимым делом
Создать условия для "поощрения" таланта.
Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
Учить терпению и поощрять за все старания.
Тактично, деликатно помогать ему.
Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребёнка.
Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
Все время ободрять его.
Развивать любознательность и наблюдательность.
Сотрудничайте с родителями одаренных детей.
КАК НЕ НАДО вести себя учителям с одаренным ребенком
Нельзя специально возвышать его все время до небес.
Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность ребенка.
Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам ребенку.
Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
Драматизировать все неудачи.
Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ребенок физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Рисунок 1Рисунок 2!ђЗаголовок 1]ђЗаголовок 215