Урок литературы Сон Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (10 класс)


Урок литературы. 10 класс
Тема: Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф Достоевского «Преступление и наказание»), 2 ч.
Цель:
познакомить учащихся с термином «эпизод художественного произведения», с его составляющими компонентами;
продолжить работу по закреплению изобразительно-выразительных средств, использованных автором в тексте;
проанализировать анализ эпизода «Сон Раскольникова».
Организационный момент.(1 минута).
Вы уже знакомы с сочинениями разных жанров. С анализом эпизода художественного произведения вы столкнулись впервые. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы.
В сочинении-анализе эпизода нужно показать:
умение объяснять микротекст художественного произведения,
видеть за отдельными сценами картины жизни взаимоотношения людей,
видеть драматизм ситуаций и характеров,
определять, зачем введена та или иная сцена автором.
Чтобы определить тему, идею, значение произведения в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.
Работа с теорией литературы. (1 минута).
ПЧто такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение этого слова?
В толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений следующее:
эпизод — это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.
Но, несмотря на свою самостоятельность и завершённость, эпизод — это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно-художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.
ПМожно ли в сочинении на подобную тему слово “эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения?
Да, в толковом словаре С.И. Ожегова: сцена — это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.
Работа в парах (5 минут):
ПЧто же значит проанализировать сцену, эпизод художественного текста? Продолжите фразу: «Проанализировать эпизод – это значит…»
Проанализировать эпизод — это значит:
—определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
—показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;
—сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
—определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
—понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Определив, что значит проанализировать эпизод художественного произведения, можно выстроить логику сочинения такого типа, то есть составить общий план сочинения-анализа эпизода.
План сочинения-анализа:
Вступление:
Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица.
Самостоятельно определяются границы эпизода!!!
(Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности).
Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
основная часть:
Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.
2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.
Проанализировать содержание эпизода: герои, их поступки, авторские размышления!!!
В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):
а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”;
б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;
в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.
3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).
Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности, особенности композиции!!!
Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найдите в них сходные темы, мотивы, размышления автора!!!
4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.
5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия.
(Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)
3. Вывод:
Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую концепции!!!
Характерные ошибки в творческих работах такого типа:
1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.
2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М.Горьким в одном своём очерке: “Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят”.
3. Многие не знают, как оценить роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.
4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения.
Работа в парах сменного состава. (5 минут).
Чтобы успешно проанализировать п.3 плана анализа эпизода, нам необходимо повторить такие определения и термины, как: метафора, синекдоха, градация, антитеза, эпитет, литота, парцелляция, синтаксический параллелизм. (Учащимся предлагается в парах сменного состава вспомнить вышеперечисленные определения, а также практическая работа по определению изобразительных средств на примере лирических произведений).
Работа в парах сменного состава.О-ОО ОО-О
О-ОО ОО-О
Дайте определение:
Метафора – это…
Синтаксический параллелизм – это…
Назовите термин:
… - это перенос значения по смежности.
… - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.
Назовите средства выразительности:
А) Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть. (П. Антокольский)
Б) И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминает. (А. Твардовский)
В) Не то на серебре – на золоте едал! (А Грибоедов)
Работа в парах сменного состава. О-ОО ОО-О
О-ОО ОО-О
Дайте определение:
Синекдоха – это…
Градация – это…
Назовите термин:
… - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.
… - это образное определение.
Назовите средства выразительности:
А) Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.
И всё – равно, и всё едино.
Но если не дороге куст
Встаёт особенно – рябина… (М. Цветаева) Б) Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
В) Земля, земля! Весенний сладкий зов!
Ужель есть счастье даже и в утрате?
(И. Бунин)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Работа в парах сменного состава.О-ОО ОО-О
О-ОО ОО-О
Дайте определение:
Антитеза – это..Эпитет – это…
Назовите термин:
… -это увеличение количества союзов в предложении.
… -это неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.
Назовите средства выразительности:
А) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко)
Б) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено. (А. Толстой)
В) Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт. (Пушкин)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…
Работа в парах сменного состава.О-ОО ОО-О
О-ОО ОО-О
Дайте определение:
Литота – это…
Парцелляция – это…
Назовите термин:
… - это пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося.
… - это перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Назовите средства выразительности:
А) Третий класс. Температура.
Значит, в школу не идти.
Апельсин. Лимон. Микстура.
Сладковатая почти. (В. Соколов) Б) Мужичок с ноготок…
В) Стеклянный, редкий и ядрёный,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зелёный
Затих, прохладою дыша. (И. Бунин)
Работа в парах сменного состава.
Дайте определение:
Метафора – это скрытое сравнение; сближение явлений по зависимости их значений.
Синтаксический параллелизм – это однородное синтаксическое построение предложений.
Назовите термин:
Метонимия - это перенос значения по смежности.
Анафора - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.
Назовите средства выразительности:
А) Ни дымных кухонь. Ни анафора бездомных улиц.
Двенадцать бьёт эпифора. Четыре бьёт синт. паралл.. И шесть. (П. Антокольский)
Б) И грустный запах метафора молодого сена метафора,
И отголосок поздней бабьей песни метафора,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминает. (А. Твардовский)
В) Не то на серебре – на золоте метонимияедал! (А Грибоедов)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Работа в парах сменного состава.
Дайте определение:
Синекдоха – перенос с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части (Начальство приехало = начальник)
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое значение.
Назовите термин:
Анафора - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.
Эпитет - это образное определение.
Назовите средства выразительности:
А) Всяк дом мне чужд, всяк анафорахрам мне пуст.
И всё – равно, и всё анафораедино.
Но если не дороге куст
Встаёт особенно – рябина олиц.… (синекдоха)
(М. Цветаева) Б) Не жалею анафора, не зову, не плачу градация.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым сравн.. (С. Есенин)
В) Земля, земля! анафора Весенний сладкий зов эпитет!
Ужель есть счастье даже и в утрате? оксюморон (И. Бунин)
Работа в парах сменного состава.
Дайте определение:
Антитеза – это противопоставление..Эпитет – это образное определение.
Назовите термин:
Многосоюзие -это увеличение количества союзов в предложении.
Повтор (рефрен) -это неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.
Назовите средства выразительности:
А) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил многосоюзие куда-то в бесконечность (Короленко)
Б) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешеноэпитет. (А. Толстой)
В) Тыанафора богат, я очень беден антитеза,
Ты прозаик, я поэт. (Пушкин)
Работа в парах сменного состава.
Дайте определение:
Литота – это преуменьшение.
Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. (С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.)Назовите термин:
Умолчание - это пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося.
Олицетворение - это перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Назовите средства выразительности:
А) Третий класс. Температура.
Значит, в школу не идти.
Апельсин. Лимон. Микстура.
Сладковатая почти парцелл.. (В. Соколов) Б) Мужичок с ноготок литота…
В) Стеклянный, редкий и ядрёный эпитет,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь олиц., и лес зелёный
Затих олиц., прохладою дыша. (И. Бунин)
Работа в группах: «Анализ эпизода». (40 минут).
— С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и литературе. Гомер различает вещие и ложные сны. Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь.
В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:
Мы сами созданы из сновидений,
И эту нашу маленькую жизнь
Сны окружают…
Романтикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова (особенно в стихотворении «Сон», которое, кстати, любил Достоевский). Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского «Светлана».
После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.
— В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?
(Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров.)
Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.
— Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?
(Сны Отрепьева в «Борисе Годунове» — ему снится падение с высоты; мотив падения с высоты в метафорической форме входит и в «Пиковую Даму», где Германн оступается и падает со ступенек у гроба старухи; сон Германна с видением старухи.)
— В чём особенности использования снов в творчестве Гоголя?
(Сновидения у Гоголя ещё более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он вставляет одно сновидение в другое, как матрёшки. Гоголевское влияние на Достоевского в области передачи сновидений было, по всей видимости, определяющим*.)Исследователь творчества Достоевского М.М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.
Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познаёт себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.
У Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живёт стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.
Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведём сжатый анализ сновидений в романе «Преступление и наказание».
1 группа: Сон о забитой лошади. (Учащиеся в группе обсуждают сон Раскольникова, в случае затруднения им даётся план анализа данного эпизода по нижеприведённым вопросам).
— О чём этот сон? (Краткий пересказ.)
Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».
Читается отрывок из стихотворения Некрасова.
— В чём различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?
(У Некрасова рассказчик — посторонний, повествование в тонах скорбного негодования. У Достоевского — детализация картины этого зверства, резко усилена реакция наблюдателя, бросающегося с кулаками на мужика и целующего лошадь.)— А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?
(Детство героев.)
— Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?
(Идиллии барского детства в сонной Обломовке противопоставлена другая провинция и другое детство — темнота, варварство, жестокость.)
— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?
(Кабак и церковь.)
— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?
(Атмосфера города-кабака, равнодушие людей друг к другу; пьяные, страшные рожи — следствие безумного мира, в котором утеряны все связи с Богом.)
— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?
(Кабака он страшится, а церковь любит…)
— Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?
(Было письмо матери —> в нём рассказ о Дуне —> свадьба Дуни (намёк на венчание, то есть на церковь) = жертва Дуни = жертва Сони —> цена и сущность сострадания.Церковь — это ещё и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак — напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.
И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он расколот надвое.)— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого? Каковы точки соприкосновения?
(1. Когда Раскольников “идёт на пробу” (связь с убийством), то встречает огромную телегу с ломовой лошадью и какого-топьяного.
2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” молитвы у отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)— Какова роль этого эпизода в романе?
(Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, не приемлющего кровопролития. “Гуманное подсознание” сталкивается с озлобленным разумом героя. Сон драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе, от него тянутся нити к другим событиям — Катерина Ивановна кричит о себе: “Уездили клячу”; Миколка из сна и Миколка-маляр. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума.)2 группа: Сон о повторном убийстве старухи.
— Перескажите (кратко) этот сон.
— Проанализируйте звуковую палитру сна… (тишина — смех).
— Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?
(Подмигивающая в гробу графиня и подмигивающая пиковая дама на карте в «Пиковой Даме».)
— Раскольников бьёт эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?
(Толпы народа, молча глядящие на него.)
— Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?
(«Борис Годунов» — троекратный вещий сон Отрепьева с массами народа на площади, осмеянием самозванца и его падением с высоты.)
— Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?
(Внутреннее поражение Раскольникова и предчувствие всенародного осуждения и позора. Герой подсознательно понял, что он — не Наполеон. И этот сон повлияет на его дальнейшее поведение.)3 группа: Последний сон Раскольникова о трихинах.
— Как вы считаете, почему этот сон называют “философским” итогом романа? (Краткий пересказ.)
— Что привело человечество к гибели?
(Отказ от общих критериев истины, от сверхличного морального единства.)
— Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?
(Этот сон — единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвёл решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла своё логическое завершение — отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведёт за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.
Достоевский даёт возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности — к этической действительности, к воссоединению с народным бытием.)После выступления групп на доске появляется примерный опорный конспект урока.




Вывод:
Сны в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку.
Эпизоды снов – не только увлекательное чтение. Сны помогают понять героев, проникнуться в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяют их дальнейшие поступки, а, значит, и последующие события произведения.
Рефлексия.
Приложение 1.
В помощь учителю: материалы для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание»
Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку, и это очень важно донести до учащихся. Подросткам следует показать, что эпизоды снов — не только увлекательное чтение. Сны в романе не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяет их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.
Первый сон, который снится Раскольникову, — сон об убийстве лошади. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его клетушке, похожей на гроб, а на природе, на Петровском острове, где герой в изнеможении засыпает. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета, необустроенность и безысходность.
В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие Савраску.
Контраст читатель видит уже в описании городка, являющемся началом эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, стоящей посреди кладбища; и эту церковь семилетний Раскольников любит. Ребёнок не боится кладбища, могилки родных вызывают у него религиозное чувство. Не случайно то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу, который попытается стать равнодушным, потому что “сильные мира сего”, по мнению героя, не должны подвергаться мукам совести.
Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (“чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (белое блюдо, белый рис) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский, возможно, уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая следующие страницы романа, мы увидим, что зелёный цвет — цвет жизни, обновления — Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Сонечка Мармеладова, притягивает молодого человека, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.
Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, в его палитре становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда). Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами (лошадёнка, клячонка, кобылёнка), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.
Миколка совершает жестокий поступок, убивая существо, неспособное ему противостоять, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“…а кобылёнка эта только сердце мне надрывает… даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”). Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо. Но доводы разума сильны, поэтому люди из толпы, даже те, кто осуждает Миколку и жалеет лошадь, понимают формальную правоту Миколки и выражают свой протест лишь словами.
По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё, в силу возраста, не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку. Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз в душевном порыве помогать слабым и беспомощным (он попытается спасти пьяную девочку, он же отдаст последние деньги семье Мармеладовых). Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади — конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, — станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова — конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.
Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется несчастное животное, тем в большую ярость приходит Миколка. Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации: сначала убийца испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство, оттого что не может убить с одного удара; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Образ измученной клячи появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза навалившихся проблем, от жестокого отношения мира к её страданиям. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”
Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы вещного мира, о которых случайно на первый взгляд упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, возможно, потому что Раскольников ужесознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.
И сам герой верит этому предупреждению: поэтому он, проснувшись, отрекается от “проклятой мечты своей”…
Подводя итоги, приходим к следующим выводам.
Во-первых, в этом эпизоде Достоевский показывает сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого существа.
Во-вторых, в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова: противостояние мужика, логически оправдывающего убийство, и мальчика, душой протестующего против злодеяния, становится в дальнейшем внутренним конфликтом Раскольникова, конфликтом разума и сердца.
В-третьих, в этом сне Достоевский уже намечает путь героя от падения к очищению.
В-четвёртых, именно в этом эпизоде появляются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события произведения и судьбы героев.
Ирина Анатольевна Руденко (1976) — преподаватель Магнитогорского городского многопрофильного лицея при МГТУ им. Носова, «Литература», №9, 200).