Тема урока: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души» Урок- семинар в 9 классе.


Тема урока: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души»

Урок- семинар в 9 классе.
Цель урока: иметь представление о жизни и творчестве писателя, знать основные факты биографии, способствовать повышению мотивации учащихся к чтению произведений Н.В.Гоголя, развивать творческие, исследовательские и аналитические навыки учащихся;
способствовать становлению духовной культуры учащихся, воспитывать уважительное отношение к творчеству писателя как культурного наследия России.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, мультимедиа, компьютер, слайды.
Методы: беседа, выступления.
Ход урока:
2-слайд. Портрет писателя, высказывание: «Мир Гоголя- это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его».
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Н. В. Гоголя. Мы с ним уже встречались в 6 и 8 классах Вспомните, какие произведения мы изучали в 6 и 8 классах?
- « Ночь перед Рождеством» и «Ревизор»
На этом уроке мы ещё раз прикоснемся к творчеству великого писателя, ещё раз поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.

3- слайд. Дом в Сорочинцах.
4- слайд. Родители писателя.
«Нужно сильно потрясти детские чувства, тогда они надолго сохранят всё прекрасное. Я испытал это на себе».
Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, что вы можете рассказать про детские годы великого писателя.
Сообщения учащихся:
20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.
Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые- мальчики- умерли, едва родившись. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая- чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.
Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: « Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

5- слайд. Дом в Васильевке.
Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку, как стал зваться хутор Купчинский по имени его отца Василия Афанасьевича.
Здесь с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками- прожил он девять лет.
Характер у писателя был смесь- смесь материнского и отцовского. От отца он принял меланхолию и веселость, от матери- дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.
Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.
Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.
- Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь? Послушаем своих товарищей.
Сообщения учащихся:
6- слайд. Полтава.
В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.
Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери. Была познана именно здесь.
Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся.
Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.
7- слайд. Нежинская гимназия высших наук.
« Я почитаюсь загадкою для всех… Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный… Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними.
Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем». Н. В. Гоголь
Нежин- город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.
Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах- первые годы в гимназии. Пока не раскрылись его таланты, он чурался общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении.
Но минул год- он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь- мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.
В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».
Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, трагедии.
Здесь же написано его первое напечатанное произведение- поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».
В 1825 году умирает отец Гоголя- Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.
В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Петербург.
Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.
8- слайд. Петербург. « Ещё с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу». Н. В. Гоголь.
Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?
Сообщения учащихся:

Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев- Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу.
Гоголь обращается в редакции столичных журналов, где ему за ничтожную плату удается кое- что напечатать. В журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение «Италия». Но основную надежду он возлагал на поэму «Ганц Кюхельгартен». Напечатал он эту поэму под псевдонимом « В. Алов». Но поэма была зло высмеяна критиками.
Неудача, постигшая Гоголя с изданием первой книги, явилась одной из причин его неожиданного отъезда за границу в конце июля 1829 года. Пробыв в Германии около полутора месяцев, Гоголь через Гамбург вернулся в Петербург. К этому времени относится попытка Гоголя поступить актером в русскую труппу Александринского театра, но она окончилась неудачей.
Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.
Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире.
Он знакомится с Жуковским, П. А. Плетневым. Он, в свою очередь, знакомит его с А. С. Пушкиным. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем.
Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.
Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя. « Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю литературную известность и всеобщее признание. Исполнилась заветная мечта Гоголя- он нашел свое истинное призвание в жизни.
9- слайд. Рим. « В сердце моем Русь…». Н.В. Гоголь

- Ребята, мы знаем, что больше десяти лет жизни Гоголь провел в Риме, столице Италии. Что мы знаем об этом периоде жизни Гоголя?
Сообщение уч- ся:
1836 год делит жизнь Гоголя на две половины. У него началась эра странствования. Впереди ждала дорога, дорога.
Он колесит по всей Европе. Но только в Риме он прожил с перерывами около десяти лет.
Гоголь назвал Рим «родиной своей души».
Годы жизни в Риме- это годы писания «Мертвых душ».
Гоголь вел в Риме скромную, уединенную жизнь. В часы отдыха он совершал длительные прогулки по Риму. Желанным гостем Гоголь был на вилле княгини Волконской. По вечерам встречался со своими друзьями- художниками.
В отличие от многих заезжих путешественников, Гоголя в Риме влекло иное. Он с увлечением знакомился с повседневной жизнью и бытом простых людей Италии, их обычаями, народным творчеством. Для этого он изучает итальянский язык.
10- слайд. Последние годы жизни.
«Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде, я должен до последней минуты своей работать…Если бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился». Н. В. Гоголь

А сейчас давайте вспомним , как прошли последние годы жизни писателя.

Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.
26 января умерла после непродолжительной болезни Екатерина Михайловна Хомякова, человек Гоголю близкий и дорогой. Смерть эта так тяжело отозвалась в душе Гоголя. Что он не нашел в себе сил прийти на похороны. С этих пор мысль о смерти овладевает Гоголем. Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 4 марта 1852 года в 8 часов утра Гоголь умер.
11 слайд. «Труды мои будут вдохновенны».
« Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Н. В. Гоголь
«Труды мои будут вдохновенны» писал Гоголь с гордой надеждой.
Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.
Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», в которых он не побоялся вывести перед своих современников всю страшную, потрясающую «тину мелочей», обволакивающих душу человека в мире корысти и социальной неправды, Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.
Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:
«Задумываясь о Гоголе в связи с 200- летием со дня его рождения, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика - это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим тут не отделаешься, ибо каждое каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути. Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем , что Гоголь «вечно наш». Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. Он вечно наш - Гоголь!
История создания поэмы «Мертвые души»…………….
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стул тихонько сесть.
Кроссворд «Творчество Н.В. Гоголя»
1. Страна, где родился Н.В. Гоголь.
2.Комедия Гоголя, изученная нами в 10 классе.
3.Сын Бульбы, изменивший родине. О нем Гоголь сказал: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства».
4.Любовь к ней Гоголь пронес через всю жизнь и отразил в каждом своем произведении.
5.Героем какой повести является Акакий Акакиевич?
6.Цикл повестей, названный по названию одного из родных мест Гоголя.
7.Один из почитателей ведьмы и отец главной героини из повести «Ночь перед Рождеством».
8.Козак Запорожской сечи, именем которого названа повесть.
9. «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков…» («Ночь перед Рождеством»).10.Герой, которого приняли за ревизора.
11.В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему один из своих повестей?
12.Песни, которые поют герои «Ночи перед Рождеством».
13. Город, в котором Н.В. Гоголь учился в гимназии высших наук.
14.Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь перед Рождеством»?
15.«Майская…, или Утопленница»
Ответы на кроссворд «Творчество Н.В. Гоголя»
1.Украина
2.«Ревизор»
3.Андрий4.Родина
5.«Шинель»
6.«Миргород»
7.Чуб
8.Тарас
9.Солоха10.Хлестаков
11.Сорочинцы
12.Колядки
13.Нежин
14.Кузнец
15.Ночь
Хронолгическая таблица по жизни и творчеству Н.В.Гоголя
1 апреля 1809г.
В местечке Большие Сорочинцы родился Гоголь Николай Васильевич.
1818г.-1819г.
Учится в Полтавском уездном училище вместе со своим братом, Иваном.
1819г.
Умирает Иван Гоголь.
1820г.-1821г.
Николай Васильевич живет на квартире полтавского учителя Гавриила Сорочинского и берет у него уроки.
Май 1821г.
Гоголь Н.В. поступает в гимназию высших наук в Нежине, в которой пишет свою первую сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
1825г.
Умирает В. А. Гоголь-Яновский, отец Николая Васильевича.
1828г.
Писатель оканчивает гимназию и отправляется в Петербург, где испытывает серьезные денежные проблемы.
1829г.
Безденежье подталкивает Гоголя написать стихотворение «Италия».
Весна 1829г.
Печатает «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом «В. Алов».
Июль 1829г.
Гоголь уезжает в Германию, из которой возвращается только в сентябре.
1830г.
Пишет первую повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
1830-1831г.
Служит сначала писцом, а потом помощником столоначальника в отделе департаментов.
1831г.
Николай Васильевич печатает «Глава из исторического романа», «Женщина».
Лето 1831г.
Гоголевские отношения с Пушкиным перерастают в дружеские. Николай Васильевич часто заезжает к Пушкину в Царское село.
1831г.-1832г.
Гоголь пишет «Вечера на хуторе близь Диканьки», которые вызвали всеобщее одобрение и восхищение.
1835г.
Выходят «Арабески», «Миргород» и фантастическая повесть «Нос».
Осень 1835г.
Николай Васильевич начинает писать «Ревизор» (сюжет подсказал Пушкин).
19 апреля 1836г.
Премьера спектакля «Ревизор» на сцене Александрийского театра.
1836г.
Публикуется повесть «Коляска».
Июнь 1836г.
Гоголь едет в Германию. В начале осени переезжает в Швейцарию.
Ноябрь 1836г.
Едет во Францию, в Париж.
Март 1837г.
Переезжает в Рим.
Сентябрь 1839г.
Николай Васильевич возвращается в Москву.
1840г.
Писателя поражает тяжелая нервная болезнь.
Сентябрь 1840г.-август 1841г.
Гоголь живет в Риме, в котором заканчивает первый том «Мертвых душ».
Март 1842г.
Издает «Похождения Чичикова, или Мертвые души».
1844г.
Умирает Мария, сестра Николая Васильевича.
1847г.
Публикуются «Выбранные места из переписки с друзьями».
21 февраля 1852г.
Итог урока. Что совершил Н.В.Гоголь? Создал целую галерею образов, в которых раскрыл нам самих себя. Стремился всю жизнь к нравственному совершенству. Искал дорогу в жизни: перепробовал множество родов деятельности – служебную, актёрскую, художническую, писательскую.
VII. Домашнее задание. Готовить сообщение о Гоголе на данные темы.
Индивидуальные задания:
Подготовьте доклады: «Н. В. Гоголь — религиозный мыслитель», «Гоголь и театр».
Читать поэму «Мёртвые души». гл. I, II.
Самоанализ урока.
 
Предмет, класс
  Русский язык 6 класс
Тема урока Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.
Актуальность использования средств ИКТ Наглядный показ материала, экономия времени, элемент новизны объясняемого материала, объем материала, интерес к теме
1. Место данного урока в системе уроков Данный урок – 13 урок в системе уроков «Имя существительное
2. Тип урока, вид урока Урок объяснения новой темы
3.Цель урока знакомство с несклоняемыми существительными, их группами, родом.
 
4. Задачи урока   Задачи:
1.Учебные
- осмысление учебного материала, выделение главного;
- формирование умения самооценки.
Мировоззренческая позиция:
- применение знаний в реальной жизненной ситуации.
2. Развивающие
- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
3. Воспитательные
- пробуждение познавательного интереса к предмету;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
- развитие умения работать в коллективе.
 
5. Какие особенности класса учтены Это 6 класс
При подготовке к уроку было учтено, что класс «слабый», поэтому
 использовала доступный, интересный задания для раскрытия темы
 
 
6. Чем обоснован выбор структуры урока Такая структура урока активизирует познавательную и мыслительную деятельность ребят, привить навыки самостоятельной работы отбирать нужный материал,
7. Обоснование выбранных методов обучения информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные методы. Они помогают добиться поставленных целей. Позволяют активизировать познавательную и мыслительную активность учащихся, создать атмосферу сотрудничества на уроке, ситуацию успеха.
8. В чем заключается нестандартность данного урока.  Урок построен с учетом психологических особенностей школьников
 Эмоциональное объяснение материала сочетается с яркими необычными наглядными пособиями (презентация)
 Д/з дано в необычной форме.
 Использование ИКТ
 
9. Удалось ли решить поставленные задачи  
10.Общая самооценка Цели урока достигнуты, тема раскрыта
          
 При изучении новой темы  использую ИКТ, что позволяет более подробно и наглядно преподнести изучаемый материал. Так, использованные слайды, быстро и наглядно демонстрируются  задания, названия, выводы,что помогает созданию эмоционально приподнятого фона урока. В качестве закрепления изученного материала учащимся предлагается таблица (д.з). Материал изложен в соответствии с программными требованиями, соответствует возрастным особенностям детей.
 
 
 
 
 
ок