Технологическая карта урока по биологии 6 класс Стебель. Внешнее и внутреннее строение

25
6 «а»____________, 6 «в» ______________.
Тема урока
Стебель. Внешнее и внутреннее строение

Тип урока
Комбинированный

Целевые установки
Личностные: сформировать представление о стебле как о центральной оси побега. Метапредметные:
развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные: изучение внутреннего строения стебля, связанного с выполняемыми им функциями.


Основное содержание изучаемой темы
Кора, пробка, луб, камбий, древисина, сердцевина, годичные кольца, сосуды, трахеиды, ситовидные трубки.

Ключевые опорные точки темы урока
Стебель как центральная ось побега, внутренне строение стебля.

Термины и понятия
Кора, пробка, луб, камбий, древисина, сердцевина, годичные кольца, сосуды, трахеиды, ситовидные трубки.

Планируемые образовательные результаты

Личностные
Метапредметные
Предметные

Представление о сложности строения стеблей растений на основании знаний о функциях, которые они выполняют.
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивное УУД:
умение планировать выполнение заданий учителя, ставить задачи, развитие навыков самооценки и самоонализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.

Давать определения Кора, пробка, луб, камбий, древисина, сердцевина, годичные кольца, сосуды, трахеиды, ситовидные трубки.
Описывать механизм развития стеблей.
Различать: виды стебле и их возраст.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы
Формы работы

Межпредметные связи
Демонстрации

Диагностические материалы


Учебник «Биология» - 6кл. Т.А. Исаева, Н.И. Романова. Русское слово. 2013. П. 23.
коллективная (К);
индивидуальная (И);
парная (П);
групповая (Г)
история
Интерактивное пособие к учебнику
1. Типовые задания.
2. Учебно-познавательные задачи.
3. Учебно-практические задачи.
4.Информационный текст.



Деятельность учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I. Актуализация изученного

1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы:





Обучающиеся отвечают на вопросы:
Какой газ поглощается организмами при дыхании?
Как называются специальные органы, позволяющие воздуху поступать внутрь организма растения?
Используют ли растения для дыхания кислород, образовавшийся в процессе фотосинтеза?
В какую погоду испарение воды листьями растений происходит наиболее интенсивно?
Через какие образования происходит испарение влаги листьями?
Как называются особые корни растений, обитающих в воде или очень влажной почве, которые помогают растению дышать?
Испарение воды из растений происходит в виде водяного пара через мельчайшие отверстия _____, расположенные обычно на нижних поверхностях листовых пластинок.

Важнейший процесс жизнедеятельности растений дыхание: поглощение _____ и выделение _____.

Растения не имеют специальных органов дыхания, кислород поступает в их организмы через _____ листьев и зелёных стеблей или через _____ отверстия в коре деревьев и кустарников.

Дыхание растений происходит днём и ночью, а питание растений _____ только днём, в светлое время суток. Растение при фотосинтезе поглощает _____ и выделяет _____.

Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
Познавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание

Учитель задаёт вопросы из рубрики «Подумайте!», помещенной в конце пар. 22.
Демонстрирует учащимся побег древесного или травянистого растения, учитель предлагает рассказать о его строении. Перечислить уже изученные части побега и назвать их, и те которые ещё не изучали. Отмечает что главной частью побега является стебель.
Отвечают на вопросы учителя, обучающиеся формулируют познавательную задачу урока.
Обучающиеся вспоминают значение стебля в жизни любого растения. Отвечают на вопрос рубрики «Что вам уже известно». Формулируют тему урока и его познавательные задачи.
Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
Познавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.


III. Учебно-познавательная деятельность

Демонстрирует обучающимся фрагмент интерактивного уч. пособия о внешнем строении стебля различн. растений. Обращает внимание на то, что стебель-это осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий. На стебле располагаются листья и почки.

Предлагает вспомнить и перечислить функции стебля растений.


Отмечает что выполняемые стеблем функции обусловлены особенностями его строения, и предлагает познакомиться с ними используя фрагмент интер.уч.пособия.

Учитель схематично рисует подобный спил дерева на доске.
Проверяет правильность выполнения этого задания, вносит необходимые поправки и дополнения.

Сообщает о значении каждого древесного слоя для растений и предлагает подумать над вопросом: «Какими типами тканей образован каждый из слоев в связи с выполняемыми функциями?».
Обучающиеся пользуясь текстом учебника находят ответ на вопрос «Какие бывают стебли в зависимости от своего положения в пространстве?».







Подчеркивают что основными функциями стебля являются :транспортная, (передвижение воды и органических веществ), запасающая и опорная, защитная,

Пользуясь рисунком п.23 выполняют в тетради риунок поперечного спила древесного стебля.





Подписывает слои древесного стебля.







Рассматривают фрагмент о годичных кольцах на спилах древесных растений. Указывают возраст . Отвечают на вопрос возможно ли по годичным кольцам определить в какие годы была засуха? Различна ли толщина годичных колец с южной и северной сторон? Для чего можно использовать эти знания?
Дают определения пользуясь текстом учебника понятиям кора, древесина, сердцевина, камбий, луб.
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
Осознанно строить речевые высказывания.
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в таблицу и тезисы.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую значимость стебля растений.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Организует групповую работу предлагая обучающимся высказать своё мнение о значении стебля в жизни растений.
2. Выясняет какова роль стеблей растений, предлагает вспомнить внутреннее строениестебля.

3. Организует работу в парах





Обучающиеся делают вывод: что таким образом растение защищает листья от перегрева солнечными лучами, удаляет из организма лишнюю воду и способствует всасыванию корнями воды с растворенными в неё минеральными веществами.


2. Обучающиеся отвечают на вопросы: какие условия влияют на процесс образования годичных колец древесных растений? В каких условиях процесс образования колец ускоряется? (замедляется)






Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
Осознанно строить речевые высказывания.
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в схему.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: понимать практическую значимость стебля растений.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

М. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает выполнить задание тестовые на интерактивном диске учебника.

1.Обучающиеся выполняют тесты на интерактивном диске учебника.
Выполняют задание «определение возраста древесных растений по годичным кольцам»

2.Рефлексия.
ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи.

Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.
Метапредметные
Познавательные:
Логические
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами
речи.
Предметные: понимать практическую значимость процесса образования годичных колец у древесных растений.

Домашнее задание: п.23, составить синквейн Стебель.





15