«Тема маленького человека в произведениях Достоевского»


«Тема маленького человека в произведениях Достоевского»
Человек!… Это звучит… гордо!
М.Горький «На дне»
План
I Тема «маленького человека» в русской литературе. - А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» - Самсон Вырин - Н. В. Гоголь. «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин - М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - Максим Максимыч
- имена стали нарицательными, а тема прочно вошли
в литературу
II "Бедные люди", "униженные и оскорбленные" на страницах книг Ф. М. Достоевского.
- продолжатель и автор одной ведущей темы
- Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание
- обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни
- это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе
1. Макар Девушкин – бедный чиновник (роман «Бедные люди»).
- придавлен горем, нуждой и социальным бесправием
- титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов
- ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут»
- бесправно, безмерно униженный и забитый "маленький человек", живущий своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека
- в том же дворе М.Д. снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться
- они черпают душевное тепло и сочувствие из почти ежедневной переписки друг с другом
- М.Д. — предмет постоянных насмешек окружающих
- М.Д. счастлив, обретя сердечную привязанность.
- отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты для своего «ангельчика»
- «смирненький», «тихонький» и «добренький»
- единственная радость у М. Д. — Варенька: «точно домком и семейством меня благословил господь!»
- вызванный за ошибку в бумаге на «распеканцию» к генералу, он удостоился сочувствия «его превосходительства» и получил лично от него 100 рублей
- это спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду
- М.Д. подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние «либеральные» мысли
- понимая всю непосильность для М.Д. материальных забот о себе, Варя соглашается на замужество с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье.
- в последнем письме М.Д. к ней — крик отчаяния: «Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял … все оттого, что вы … здесь, напротив, поблизости жили».
- В. Г. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: "Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...".
2. Социальная тема на страницах романа «Преступление и наказание».
- место действия - самая грязная часть старого Петербурга, клоака столицы
- картины беспросветной нищеты
семья Мармеладовых
- спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше ""некуда идти" в жизни
- измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна
- Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти
семья Раскольникова
- его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение
- Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги
- чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных личностях"
другие персонажи
- другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя
III Ф. М. Достоевский – гениальный писатель.- рассматривал больные стороны современного ему общества и рисовал живые картины русской действительности
- Созданы образы "маленьких людей"
- они проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание
- миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное
- и все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни 
ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГОКак многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе, «Бедные люди», обращается к теме «маленького человека». Главный герой романа — Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести «Шинель», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого «маленького человека» , живущего своей замкнутой внутренней жизнью, в условиях, грубо попирающих достоинство человека.
Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Гуманистическая направленность «Бедных людей» была замечена критиком. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: «Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...»
В начале 60-х годов XIX века писатель развивает тему «маленького человека» в романах «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома». «Записки из мертвого дома» — волнующая повесть о каторге и каторжниках. Кто виноват, спрашивает автор, что «погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно?» И читатель неизбежно делал вывод о жестокости того социального строя, который погубил духовное богатство русских людей.
В «Униженных и оскорбленных» автор углубляет и заостряет тему бесправия бедноты, поставленную ранее в «Бедных людях». От кого терпят унижение прекрасные, честные, но бесправные люди? Именно так ставится вопрос в романе. А ответ таков: от властных, богатых мерзавцев. Это противопоставление двух общественных групп в романе дает автору возможность выразительно нарисовать социальные контрасты капиталистического Петербурга с его нищенскими углами, с одной стороны, и аристократическими особняками — с другой.
Социальная тема, тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» была продолжена автором в «Преступлении и наказании». Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.
Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна. Соня вышла на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.
Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую артину безмерного горя.
Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о «необыкновенных личностях».
Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого «маленького человека» и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты людей, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Достоевский — гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы «маленьких людей» проникнуты Духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.
Тема «маленького человека» в произведениях Федора Михайловича Достоевского.
Человек!… Это звучит… гордо!
М.Горький «На дне»
«Маленький человек» - одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» - явление социальное, этическое и психологическое. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников. «Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем станционный смотритель А. С. Пушкина. Акакий Акакакиевич беден и в социальном, и в духовном плане, он был совершенно забит жизнью. Но Гоголь начал изучать внутренний мир «маленького человека», хотя и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других забитым человеком.
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.
Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради друг друга. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.
«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи»(1848) – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной ,серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения. Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу». Это слова «маленького человека», лишенного любви. Чистота и бескорыстность возвышают его. Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагичные судьбы «маленьких людей» - Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.
Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл , что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).
«Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.
Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.
Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.
«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».Тема «маленького человека» в произведениях Федора Михайловича Достоевского.
Ф.М.Достоевский – явление всемирной литературы – открыл новый этап ее истории и во многом определил лицо, пути и формы ее дальнейшего развития.
Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены: и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.
Основной темой первых произведений Достоевского является тема «маленького человека». Федор Михайлович неоднократно говорил, что развивает в литературе традиции Н.В.Гоголя: «Все мы из гоголевской шинели вышли». Достоевский продолжил исследование души «маленького человека», углубился в его внутренний мир.
Роман «Бедные люди» (1845) стал первым произведением в русской литературе, где маленький человек заговорил сам.
Достоевский написал роман в письмах, иначе главные герои Варенька Доброселова и Макар Девушкин вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» - это его натура.
Для бедного человека основа жизни – это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» понимают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого практически добиться невозможно.
«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?» Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи» (1848) – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной, серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения.
Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем. Чистота и бескорыстность возвышают его в своих же глазах.
Картины жестокой действительности по разному накладывают отпечаток на мысли и судьбы людей в произведениях Достоевского.
Так, герои романа «Преступление и наказание» (1866) мучительно сознают безысходность своего положения. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?...» - эти слова «спившегося» чиновника Мармеладова звучат как вопль о спасении. В них, собственно, выражена основная идея романа. Это крик души человека, задавленного своей неизбежной судьбой.
У доведенных до отчаяния «маленьких людей» начинают появляться идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Так, беспросветная жизнь Петербурга, со всеми ее неприглядными сторонами привела бедного студента Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», к дилемме «тварь ли я дрожащая или право имею?» Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия «маленьких людей».
В Родионе Раскольникове эта идея произвела поразительные изменения, меняя его волю, характер, становясь стержнем его личности. Убежденность Раскольникова, что человечество испокон веков делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, как, например, Наполеон; это избранные люди, которые имеют право во имя человечества переступить закон, в конце концов заполнило все его естество. Он не только стал носителем наполеоновской идеи, но и ее воплощением.
Другое столь же искреннее и честолюбивое заблуждение Раскольникова – искренняя вера в то, что спасти несчастных «обыкновенных» людей может только сильная личность. Ему на ум приходит мысль, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, ибо не для себя он хочет убить старушку-процентщицу, а ради других униженных и оскорбленных.
Но преступление против «гадкой» старушки вскоре становится и преступлением против тех людей, которых хотел осчастливить главный герой. Теория, которая должна была вывести Раскольникова из жизненного тупика, завела его в самый беспросветный из возможных тупиков.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов «маленьких людей». Как и Раскольников, Соня – жертва существующего несправедливого порядка вещей. Голод и нищета заставили ее, как и Раскольникова, переступить черту нравственности. Она вынуждена ради материального достатка своей семьи торговать телом. Но Соня духовно сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Она отказывает главному герою в праве вершить человеческие судьбы. Соня твердо убеждена в том, что никакие тяготы жизни не могут оправдать преступления и насилия.
Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя «затемнена» гордыней и озлоблением человека. Писатель предоставляет своему герою, не потерявшему человечность, возможность, пройдя через жестокие страдания, муки совести, духовно возродиться. Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге романа «Преступление и наказание», видимо, означает победу добра, возвращения героя к Богу.
Таким образом, главная особенность миропонимания Достоевского –человеколюбие, обращение внимания не на положение человека на социальной лестнице, а на его душу – это основное качество, по которому нужно судить о человеке. Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для мыслящего, чувствительного, думающего, но бедного, практически беззащитного «маленького человека».