Урок Роман Гончарова Обломов Нравственная проблематика романа.
10 класс . Литература.
Урок освоения нового материала. ( Третий урок по счету в системе уроков по творчеству И.А.Гончарова).
Тема урока:
Иван Александрович Гончаров «Обломов». Нравственная проблематика романа.
Цель урока:
Определить нравственные проблемы, поднятые в романе через раскрытие образа главного героя, авторской позиции, мнений критиков.Задачи урока:
Формировать умение работы с текстом художественного произведения, текстом критической статьи , текстом учебника, словаря. Развивать умение выявлять ключевые детали, характеризующие главного героя. Формировать умение работы в группах, способность отстаивать собственную точку зрения на основе сопоставления мнений критиков.
Моя мега- задача :
Подвести ребят к самостоятельному определению воспитывающего значения особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.
Форма урока : работа в группах.
Методы урока : проблемный, диалоговый, поисковый, сопоставительный.
Эпиграф урока:
Мне давно совестно жить на свете.
Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.
Первая часть работы :-прочтите эпиграф и помогите мне выявить главную тему романа и стоит ли вообще ее поднимать сегодня ,в наше время? Для чего?
( Ребята в форме диалога доказывают , что главная тема- это судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Перед нами не только история жизни Обломова, это – целая эпоха! )-только ли ушедшая эпоха? В характере Обломова мне узнаются некоторые из нас………………….( Ребята соглашаются , выявляя особенности характера героя, признают некоторые сходства с собой.)
-портрет;
-философия жизни;
-интерьер;
-образ жизни.
(Связь с историей)
Вторая часть работы :- нравственная проблематика – проблема выбора.
Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, выявление форм нравственности; обобщите и аргументируйте мысли.
( Самостоятельная работа с текстом). После чего обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос : «Изжила ли себя обломовщина в наши дни?»
Третья часть работы:
- работа в группах (всего три группы). В каждой определен групповой функционал : руководитель , мыслитель, спикер. Перед каждой группой на столе лежит лист «Критерии оценивания работы в группе».
- И снова проблемный вопрос :
А верна ли абсолютно ваша точка зрения? Вот, например, позиции критиков Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Д.И. Писарева несколько различны…
Первая группа изучает и дает оценку точки зрения Н.А. Добролюбова в статье «Что такое обломовщина?», вторая - позицию А.В. Дружинина в статье « Обломов», третья группа работает над статьей Д.И. Писарева « Обломов».
*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях нравственности главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.
*«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?
Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против ; никогда не утруждаться.
Любовь - не главное в жизни ( даже в истории с Ольгой она быстро угасла).
Зачем друзья? Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга.
Больше всего бойся всего трудного и труднодостижимого.
-А теперь докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни. Кого из нас коснулось это явление, только честно ? Критерии оценивания работы групп:
-Включенность в работу всех участников группы.
-Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.
-Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.
САМООЦЕНКА.
Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для презентации на следующем уроке.
* Дополнительное образование.
Эту часть работы провожу в целях дополнительного формирования учебной мотивации к предмету , развития творческих способностей обучающихся, углубленного изучения литературы.
После завершения основных уроков остается группа учеников ( по их желанию) ,и мы совместно пишем письмо в прошлый век Илье Ильичу Обломову. Остальные обучающиеся вполне готовы к написанию классного сочинения ( 2 последующих часа) . Они выбирают одну из предложенных тем и раскрывают ее.
Вот одно из удачных писем в прошлый век . Письмо в прошлый век Илье Ильичу Обломову.
Илья Ильич, уважаемый, здравствуй!
Пишет тебе из 21 века Иван . Сегодня на уроке литературы я узнал в тебе себя. Понимаю, ты русский помещик, образованный, культурный, а я простой парень. Но мы очень похожи : я тоже люблю поспать, ленюсь заводить серьезные отношения, мне просто лень быть ответственным за свою жизнь, но я люблю помечтать, я склонен к философским раздумьям о том, для чего в этот мир пришел человек… Да, я такой! Но у меня ,как говорят учителя и мой дед , умная голова, я добрый и честный.
Скорее всего, в нашей проблеме « ничегонеделания» виноваты родители. Как в романе написано : « Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить» Ведь так нас воспитывали : опекали чрезмерно, не давали самостоятельности и воли. Вот и получилось то, что получилось.
Конечно, покой и безделье прельщают каждого из нас, но надо найти в себе силы не просто осознать свою леность, но и стать сильнее себя , дать себе толчок и полностью изменить свою жизнь. Я попробую стать состоятельным и успешным, ведь в наше время это очень важно !
Ученик 10 кл. Хамидулин Иван.
2016 год.
Ссылки на источники заимствованных материалов : Заявляю, что данная методическая разработка является авторской. Указанные ссылки предусматривают лишь просмотры содержимых документов с целью изучения опыта других учителей.
nsportal.ru. школа
kopilkaurokov.ru
znaniya.com
Методическое пособие для преподавателей литературы . Автор-составитель Л.И. Косивцова , Издательство «Учитель» ,Волгоград 2015.
Рабочие программы . Литература. Москва « Просвещение» 2016.
Довольна ли я уроком ?Вся моя деятельность при подготовке и проведении данного урока направлена , в первую очередь, на обеспечение воспитательной функции. В условиях нашего учреждения считаю эту задачу первостепенной важности. Думаю , что только на ее фоне возможно осуществить учебную функцию.
Специально планирую работу по формированию компетентностей :- изучать ( мои ребята умеют находить и решать проблему);
-искать ( получать самостоятельно информацию из различных источников);
- думать ( организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, уметь оценивать);
- сотрудничать ( работать в группе);
-ВСЕГДА приниматься за дело ( включаться в урок, в проект, нести ответственность, доказывать солидарность, уметь организовать свою работу);
- адаптироваться ( доказывать гибкость, показывать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения).
Практически на протяжении всего урока четко опиралась на межпредметные связи ( с историей ), указывая на эпоху крепостнической среды, взрастившей лень Обломова, сформировавшей его психологию и « гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…»( Н.Добролюбов).
Очевидно и обеспечение практической направленности учебного и воспитательного процесса. Ученики системно работают с текстом, выделяя главное ( это умение необходимо им не только на любом предмете, но и в обычной жизни). Кроме того, ребята черпают истоки нравственности из строк произведения, самостоятельно делая выводы.
Всегда делаю учебный процесс творческим ( иллюстрируем, сочиняем, обыгрываем …) На данном занятии также предусмотрено творческое задание – письмо в прошлый век Илье Ильичу Обломову.
Поскольку моей первоначальной целью было создание современного урока, я избирала такие образовательные технологии и методы , которые формируют компетенции, ведущие к мотивации обучения , то есть осознанному получению знаний, умений, навыков, учат быть успешным , повышают самооценку. Конечно же, это :- проблемное обучение!
-Технология уровневой дифференциации;
-технология развития критического мышления;
-групповые технологии;
-современные компьютерные технологии;
- проектная технология.
Утверждаю, что процесс современного обучения должен происходить по- иному. Я не давала на уроке готовых знаний. Они возникали в процессе совместного сотрудничества, « втягивания» детей в размышление о том, что неизвестно.
В течение урока сочетались общеклассные формы работы с групповыми и индивидуальными. Поэтому , на мой взгляд, удалось организовать учебно-воспитательный процесс как ЕДИНУЮ КОЛЛЕКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Отмалчивались лишь 2 ученика ( они новички, присматривались…), остальные ( 11 учеников) успешно добывали знания , свободно дискуссировали , объективно оценивали свою работу.
Хочу отметить, что данное занятие было повседневным уроком. Оно является лишь звеном моей системы работы. Я его представила на конкурс «Методическая разработка» потому что на занятии присутствовала завуч, которая дала оценку этому уроку.
Да, я довольна уроком ! Ведь были созданы реальные условия для проявления каждым обучающимся самостоятельности , возможности высказать свою точку зрения, сопоставить ее с другой .
Мною достигнуты личностные, предметные и матапредметные результаты обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
- формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей социальной жизни в группах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения , осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать;
- владеть основами самоконтроля, самооценки;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изучаемого произведения ;- понимание связи литературного произведения с эпохой его написания;
- умение анализировать произведение;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
-собственная интерпретация;
- понимание авторской позиции ( позиции критиков), свое отношение к ней;
-написание сочинения , связанного с тематикой и проблематикой произведения;
- понимание русского СЛОВА.
Именно такие требования предъявляются сегодня к результатам изучения предмета «литература» в школе.
КОНКУРС
« Методическая разработка»
НОМИНАЦИЯ
« Лучший урок»
УЧАСТНИК
учитель высшей категории Дорожкина Валентина Анатольевна.
ФГБ ПОУ Каргатское СУВУ
2017 год