Методическая разработка урока по обществознанию на тему Конституция — основной закон государства
Методическая разработка урока по обществознанию в 6классе
Автор разработки Е. В. Селезнева, учитель истории и обществознания МКОУ «Молотычёвская ООШ» Фатежского района Курской области
Тема урока: Конституция – основной закон страны
Цели урока:
Образовательная - сформировать представление учащихся о Конституции как основном законе страны;
Сформировать представление у учащихся об основных периодах и причинах принятия Конституций в нашей стране;
познакомить со структурой документа.
Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.
Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.
План урока
Организационный момент
Актуализация знаний и постановка целей на урок
Изучение нового материала
Что такое Конституция?
Признаки Конституции
Из истории Конституции нашей страны
Работа с документом
Закрепление (работа с эталоном)
Рефлексия
Итог урока
План – конспект урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть на уроке обществознания. Я надеюсь, что вам будет интересно и мы вновь, как и на предыдущих уроках успешно поработаем.
2 . Актуализация знаний и постановка целей на урок
-Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущем уроке (о ресурсах экономического развития нашей страны).
- Перечислите основные ресурсы экономики (земля, труд, капитал, управление).
- Как по- другому мы можем назвать ресурс «Земля»? (природные ресурсы).
-Что относится к природным ресурсам?(земельные ресурсы, лесные ресурсы, водные ресурсы, рыбные ресурсы, полезные ископаемые).
-Можем ли мы потерять эти ресурсы?
Что мы с вами можем сделать для сохранения ресурсов?
- Молодцы! Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами помечтаем. Где бы мы не находились, мы живём и действуем согласно определённых правил и порядка. Дома у нас у каждого установлен определённый порядок, в школе мы тоже живем по правилам школьного распорядка, даже когда мы гуляем, мы знаем, что существуют правила поведения в общественных местах. А теперь представьте, что все правила и порядки отменили. Вам бы понравилась такая жизнь?
-Я думаю, ребята, что никому бы не понравилось так жить.
Как называется наш общий большой дом, в котором мы с вами живём? (Российская Федерация, Россия). В государстве также все должны жить согласно определённых правил, которые называются законами.
-Ребята, вспомните, как называется основной закон РФ (Конституция РФ).
Вы, наверное, уже догадались, как звучит тема нашего урока сегодня.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Конституция - основной закон государства».
- Сегодня на уроке мы вместе попробуем ответить на такие вопросы:
Что такое Конституция?
Зачем она нужна?
Сколько всего Конституций было в истории нашего государства?
Познакомимся со структурой этого документа.
Изучение нового материала
Что такое Конституция?
-Откройте учебник на стр. 162. Найдите определение Конституции. Давайте зачитаем определение вслух и запишем в тетрадь
«Конституция - основной закон страны»
- Слово «конституция» происходит от латинского слова «конститутио» - установление, постановление.
Конституция - выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданами и государством.
Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей.
-Конституции в разных государствах могут быть разными. В России – это единый свод законов, а, например, в Великобритании и Швеции – это система различных правовых актов. Такие конституции называют «неписанными». Первая Конституция в виде единого свода законов была принята в 1787году в США.
3.2. Признаки Конституции.
- Конституция, как важнейший документ государства, имеет определённые признаки ил характерные черты. Сейчас вам предстоит поработать с текстом учебника и эти признаки выделить. Откройте учебник на стр. 162 и тетрадь на печатной основе на стр. 89 задание №4. В тексте вы должны найти признаки конституции и заполнить схему в тетради.
Признаки Конституции:
Обладает высшей юридической силой - это означает, что все нормативно – правовые акты в государстве должны составляться в строгом соответствии с Конституцией.
Носит основополагающий характер – устанавливает основы государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования и компетенцию.
Имеет прямое действие – любой гражданин в случае нарушения его прав, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь на основной закон страны.
Динамическая пауза
Из истории Конституции нашей страны
-Первая Конституция в России появилась в начале XX века. До этого все законы издавали монархи. Давайте вспомним из уроков истории как назывались правители в России (князья, цари, императоры).
В 1917 году власть монархов была свергнута и власть перешла к Совету рабочих и крестьянских депутатов, т. е. управлять государством и принимать законы стал народ.
Слайд 1.
-Первая Конституция России была принята в 1918году. Государство тогда называлось РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
Слайд 2.
-Конституция закрепила власть рабочих, государство провозглашалось республикой, труд признавался обязанностью всех граждан России.
Слайд 3.
- В 1922году был образован СССР – Союз Советских Социалистических республик. В него вошли несколько социалистических республик. Для нового государства, конечно, нужна новая Конституция. Она была принята в 1924году .Слайд 4.
-По новой Конституции закреплялось право свободного выхода каждой республики из состава Союза.
Слайд 5.
В 1936 году появилась новая Конституция СССР. Правам и обязанностям граждан в ней отводилась отдельная глава. Провозглашалось право на труд, с гарантией предоставления работы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати.
Слайд 6,7.
По Конституции СССР 1977года закреплялись основные права и свободы граждан. В том числе и право на получение бесплатного образования всех видов.
Слайд 8.
Конституция РФ, по которой мы сейчас живём была принята12 декабря 1993года. Нынешняя Конституция принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса. Долго обсуждались различные проекты нового основного закона. Представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться.
Наконец, были назначены выборы в Федеральное Собрание и Референдум (всенародное голосование) по новой Конституции России.
Запишите в тетрадь: определение «Референдум- это всенародное голосование» и дату принятия Конституции РФ - «12декабря 1993года».
Работа с документом
-Сейчас ребята вам предстоит поработать с самим документом. У вас на столах лежит «Конституция РФ» и задание, которое вы должны выполнить. Работать будете в паре с соседом.
Задания: 1парта. С чего начинается Конституция?
2парта. На какие разделы поделена Конституция?
3парта. Сколько глав содержит Конституция?
4парта. Из чего состоят главы?
Вопрос для всех: какая глава посвящена правам и свободам человека?
- Конституция РФ состоит из введения, заключения, 2-х разделов, 9 глав и 137статей. Вводная часть называется Преамбула и в ней написаны цели и задачи Основного закона страны.
Рефлексия
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как вы думаете, вам это нужно?
- Вы хотели бы узнать больше?
-На следующем уроке мы продолжим работу с Основным законом нашего государства, познакомимся с его содержанием более подробно.
Д. з/ параграф19 учебника, практикум №1стр.166, р.т. стр88 №3