Доклад по технологии «Ремонт аккумуляторных батарей»


«Ремонт аккумуляторных батарей»
Проверка и разборка батарей. Характерные неисправности аккумуляторных батарей: ускоренный саморазряд; разрушение сепараторов; коробление, короткое замыкание, сульфитация и разрушение пластин; обломы контактных наконечников; трещины и отколы в баках и крышках; вспучивание, отслаивание и повреждения заливочной мастики.
Аккумуляторные батареи, поступившие в ремонт, очищают от загрязнений и подвергают внешнему осмотру. При трещинах в крышках и баках, вспучивании и отслаивании мастики батареи разбирают и ремонтируют.

Рис 1. Денсиметр Рис 2.Нагрузочная вилка Рис 3. Снятие межэлементных
НИИАТ ЛЭ – 2 соединений трубчатой фрезой

Если этих дефектов нет, измеряют степень разряженности батарей, уровень и плотность электролита.
Уровень электролита проверяют стеклянной трубкой следующим образом. Опускают один конец трубки в отверстие крышки до упора, плотно закрывают, верхний конец пальцем руки и трубку вынимают. Высота электролита в трубке укажет его уровень над пластинами батареи — он должен быть в пределах 10—15 мм. Плотность электролита замеряют денсиметром: опустив эбонитовый наконечник 4 (Рис 1) в отверстие крышки аккумулятора, набирают при помощи резиновой груши 7 электролит в стеклянную трубку 3 до всплытия ареометра 2 и по его шкале и мениску отмечают плотность электролита. Затем нагрузочной вилкой НИИАТ ЛЭ-2 (Рис 2) определяют степень разряженности каждого аккумулятора батареи следующим образом. Контактные ножки 2 и 3 вилки плотно прижимают к выводам одного аккумулятора не более чем на 5 с и по вольтметру отмечают его напряжение.
При плотности электролита ниже 1,2 или при разрядке хотя бы одного аккумулятора до напряжения ниже 1,4 В батарею разбирают и ремонтируют. Если напряжение в батарее выше 1,4 В, батарею подвергают контрольной зарядке. Когда аккумуляторы плохо принимают заряд, т. е. происходит быстрое падение напряжения после зарядки, или напряжение одного из аккумуляторов ниже 1,6 В, это указывает на сульфатацию, короткое замыкание или выпадение активной массы пластин. Такая батарея также подлежит разборке и ремонту.
Перед разборкой неисправную, но заряженную аккумуляторную батарею разряжают током, равным 0,1 номинальной емкости, до напряжения 1,7 В. Разрядка необходима для предотвращения быстрого разрушения отрицательно-заряженных пластин. Затем сливают электролит (его нельзя использовать повторно).
Межэлементные соединения при разборке батарей снимают специальной трубчатой фрезой. (Рис 3) Мастику удаляют мастикоудалителем с электрическим подогревом до температуры 180— 200° С или применяют специальный колпак, с помощью которого подогревают мастику электрическим способом и удаляют ее деревянной лопаткой. Нагревать мастику паяльной лампой запрещается.
При помощи съемника снимают крышки аккумуляторов и специальными захватами извлекают блоки пластин. Блоки разъединяют на полублоки положительных и отрицательных пластин, удаляют сепараторы и очищают пластины от остатков разрушенных сепараторов.
Пластины с корродированной или разрушенной решеткой, вспученной и выпавшей активной массой, а также с сильной крупнозернистой сульфатацией выбраковывают. Полублоки пластин, годные для ремонта или не подлежащие ремонту, промывают в течение 1—2 ч проточной водой в ванне из кислотостойкого материала. Баки очищают, тщательно промывают и проверяют на герметичность.
Восстановление деталей и сборка аккумуляторных батарей. Крышки и баки с трещинами или изломами обычно выбраковывают. Допускается восстановление незначительных трещин клеями на эпоксидной основе или карбинольным с добавлением 2-процентной азотной кислоты. Перед заделкой концы трещины засверливают, а с кромок снимают фаски.
Покоробленные пластины правят под прессом, помещая их между двумя досками или металлическими пластинами. Обломанные ушки наплавляют в специальном шаблоне 3 электросваркой угольным электродом 1 и свинцовым прутком 2.
Сепараторы из мипора и мипласта без трещин и повреждений используют повторно. Сепараторы из дерева и стекло волокна выбраковывают.
Выводные штыри, баретки и межэлементные соединения изготавливают отливкой в разборных формах — кокилях из материала выбракованных деталей.
Сборку аккумуляторных батарей начинают с полублоков пластин на специальном приспособлении. Полублоки вставляют один в другой так, чтобы каждая положительная пластина находилась между двумя отрицательными. Сепараторы, начиная от середины блока, вставляют ребристой стороной к положительной пластине. Собранные блоки должны плотно входить в отделения бака батареи. При необходимости их уплотняют постановкой сепараторов между стенками и блоком. Аккумуляторы закрывают крышками и уплотняют их асбестовым шнуром. На выводные штыри блоков пластин надевают и приваривают межэлементные соединения и при помощи специальных шаблонов наплавляют выводные клеммы. Пространство между стенкой бака и крышкой заливают мастикой, нагретой до температуры 170—180° С. Состав мастики приготавливают из смеси: 73—78% нефтяного битума № 5 и 27—22% авиационного или машинного масла.
В собранную аккумуляторную батарею заливают электролит плотностью 1,15—1,20 до нормального уровня и выдерживают в течение 4—6 ч для пропитки пластин электролитом. Затем снова проверяют уровень электролита и при необходимости доливают его.
На зарядку батарею устанавливают с электролитом, температура которого не выше 30 °С. Зарядный ток должен соответствовать техническим условиям для батарей данной марки; обычно он берется в пределах 0,1 номинальной емкости батареи. Во время зарядки температура электролита не должна превышать 45° С. Окончание зарядки определяют по обильному газовыделению («кипению») или по постоянному напряжению на клеммах аккумуляторов за последние 2 ч зарядки. После зарядки проверяют плотность электролита и при необходимости выравнивают ее во всех аккумуляторах до нормальной (1,280—1,285) при температуре 25° С.
Для проверки емкости батарею подвергают 10-часовому режиму разрядки до напряжения 1,7 В на одном из аккумуляторов и затем снова заряжают по этому же режиму. Емкость отремонтированной аккумуляторной батареи должна быть не менее 90% номинальной.
Техника безопасности при ремонте аккумуляторных батарей. Свинец и его сплавы очень ядовиты и в любом виде (пары, пыль) могут вызвать отравление организма. Серная кислота, попадая на кожу человека, вызывает сильные ожоги, а пары ее вредны для здоровья. Кроме того, серная кислота разъедает хлопчатобумажную ткань. Водород, выделяющийся при зарядке батарей, в смеси с кислородом воздуха взрывоопасен. Поэтому для обеспечения безопасной работы предусматривают следующие основные меры безопасности. Рабочее место по ремонту и зарядке аккумуляторов изолируют от других помещений и оборудуют надежной общей приточно-вытяжной и местной вентиляциями. Рабочих-аккумуляторщиков обеспечивают спецодеждой: грубошерстными костюмами, прорезиненными фартуками, галошами, резиновыми перчатками и защитными очками. Плавят свинец и изготавливают детали в вытяжном шкафу.
Зарядные агрегаты устанавливают вне помещения, а освещение предусматривают в взрывобезопасном исполнении. При зарядке аккумуляторов нельзя пользоваться открытым огнем или применять электроприборы, которые могут вызвать искрение. Электролит приготавливают с соблюдением следующих правил. Серную кислоту тонкой струйкой вливают в дистиллированную воду, а не наоборот, так как возможно разбрызгивание кислоты. . ,
Посуду для электролита применяют из керамики, эбонита или свинца. Нельзя использовать стеклянную посуду, потому что она может лопнуть от нагрева теплом, выделяющимся при смешивании серной кислоты и воды. Кислоту или электролит, попавшие на кожу, нейтрализуют 10-процентным раствором питьевой соды в воде или смывают сильной струей воды.