Доклад на тему: Сходство и различия в ролях обучающего и обучающегося в компетентностно-контекстной и традиционной моделях обучения

Дмитриева Т. В.
МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.о. Самара

Сходство и различия в ролях обучающего и обучающегося в компетентностно-контекстной и традиционной моделях обучения

Особенностью стандартов нового поколения является изменение целевых ориентиров, предполагающее переход от ориентации на достижение учащимися предметных результатов к достижению совокупности предметных, метапредметных и личностных результатов образования. В рамках новых целевых ориентиров образовательный результат понимается как приращения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Учащийся - «архитектор и строитель» образовательного процесса.
С развитием сети Интернет, подрастающему поколению становятся доступными огромные информационные ресурсы. В вязи с этим снижается ценность энциклопедических знаний, и повышается ценность умения управлять информацией: добывать, оценивать, перерабатывать, омысливать, интерпретировать, использовать для решения проблем собственной деятельности и поступка.
Все это влечет за собой пересмотр не только содержания и форм образования, но и отказ от многих устоявшихся ценностей в данной области. Современный учитель перестал быть для учеников «источником знаний». Освоить огромное количество информации, да ещё её переработать, а потом преподнести ребёнку, обогатить его пониманием окружающего мира один человек, даже очень эрудированный, не в состоянии. Хотя роль педагога по-прежнему велика: помимо помощи в освоении содержания предмета, он должен преподнести своим ученикам и другие уроки – взаимодействия, коммуникации, компетентности, успеха. Но реализовать это, используя лишь традиционные методы обучения и воспитания, невозможно. Если освоение предметного материала идет посредством освоения содержания, то формирование личности – посредством взаимодействия учителя и обучающихся. Современный педагог не столько учит, сколько демонстрирует примеры и приёмы деятельности, показывая, как учиться: вдохновляет обучающихся, организует их деятельность по осмыслению знаний и способов их использования для решения проблем и задач.
Если отталкиваться от требований ФГОС нового поколения, то становится понятным, что новому поколению учителей необходимо овладеть технологиями, техниками и приёмами обучения соответствующими социальному заказу – формированию компетентной личности, способной эффективно решать проблемы на основе знания. В связи с этим возникает потребность в проектировании новых моделей организации образовательного процесса, продуцирующих готовность к диалогу, взаимному обучению и росту компетентности на основе рефлексии предметного и социального опыта.
Одной из таких моделей может стать компетентностно-контекстная модель обученя и воспитания, в рамках которой роль учителя, по сравнению с ролью учителя в традиционной модели обучения, меняется весьма существенно. Его активность уступает место активности обучающихся, а основной задачей становится управление образовательным процессом через организацию взаимодействия всех его участников, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений учебных задач и проблем.
Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания направлена на решение актуальных задач развития личности обучающихся:
- овладение обучающимися знанием, как ориентировочной основой деятельности;
- формирование познавательной мотивации и теоретического мышления;
- освоение способов исследовательского отношения к научному знанию и использования его в контексте своего практического действия и поступка.
Основная особенность компетентностно-контекстного обучения заключается в том, что обучающиеся не столько осваивают новые знания, сколько «открывают» личностно-значимые смыслы изучаемого явления. Таким образом, новые знания приобретают для обучающихся личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На уроке учитеь включает обучающихся в активное взамодействие по осмыслению нового знания, создает условия для овладения навыками выбора оптимальных способов деятельности, умения отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, и в результате вырабатывать характер и совершать поступки.
В таблице приведены особенности взаимодействия обучающего и обучаю в традиционном и компетентностно-контекстном обучении.
Традиционный подход
Компетентностно-контекстный подход

В процессе обучения осуществляется процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к учащимся. Ученик теряет время на прослушивание избыточной информации, поэтому для отработки материала времени не хватает
Обучение – это процесс обретения смысла образования, приобретения опыта решения задач. Новый материал дается сжато, по принципу: «от общего к частному». Учитель излагает материал, показывая связь новых и старых знаний. Информация представляется в виде структурных блоков

Результатом обучения является определенная сумма знаний и умений, которыми должен овладеть ученик
Результат обучения – понимание сущности проблемы и способность к выбору способов ее решения, готовность к самостоятельному действию на разных этапах образования

От учащихся требуется активность, внимание и выполнение четко сформулированных требований, наблюдается отсутствие готовности к самостоятельному и ответственному действию
Учащиеся ориентированы на перспективные цели собственного развития через самостоятельную учебную деятельность

Учитель – ответственное лицо, носитель знаний
Учитель – организует процесс, консультирует, сопровождает

Ученик – объект педагогического воздействия
Обучающийся несет ответственность за свои учебные действия, он активен

Контроль осуществляется централизованно по 5-бальной шкале
Наряду с учительским контролем важную роль играет само и взаимоконтроль, самооценка


Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения: способов работы с учебной информацией, форм взамодействия с участниками образовательного процеса, уровня достижения результатов обучения. В её рамках не обучающиеся подстраиваются под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем, интересами и потребностями обучающихся.
Урок в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания изменяет тип взаимодействия "учитель – ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько на характер деятельности обучающихся. Изменяется позиция ученика  от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.
Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания не только вооружает знаниями, но и создает оптимальные условия для развития личности обучающихся, включая их в процесс освоения способов применения знаний, и тем самым приучая их действовать самостоятельно. Такой подход позволяет раскрывать индивидуальные способности каждого обучающегося. Компетентностно-контекстное обучение заявляет о педагогике возможностей на основе мотивации достижения и ориентации на перспективные цели развития личности.






Литература
1. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г.Ларионова. – М.: Лого
2. Рыбакина, Н. А. Компетеностно-контекстная модель обучения в общеобразовательной школе / Н. А. Рыбакина // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: материалы III Международной научно-практической конференции. – М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. – С. 290–296.