Сравнительная характеристика систем обучения
Характеристика системы
Традиционная педагогика
Развивающая педагогика
Цель обучения
Передача знаний, умений, навыков
Развитие способностей
Интегративное название
Школа памяти
Школа мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагога
Делай, как я
Думай, как сделать
Кредо педагога
Я - над вами
Я - вместе с вами
Роль учителя
Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций
Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагога
Сообщение знаний
"Выращивание" Человека
Стиль преподавания
Авторитарный
Демократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика
Монологический (со стороны учителя)
Диалогический
Преобладающий метод обучения
Информационный
Проблемно-поисковый
К°Формы организации занятий
Фронтальные, групповые
Индивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихся
Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму
Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом
Много меньше
Сопоставимы
Позиция ученика
Пассивная, при отсутствии интереса
Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению
Создается эпизодически
Создается всегда и целенаправленно
Психологический климат урока
Формируется изредка, подчас "стихийно"
Формируется всегда и целенаправленно
15