РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Музыка» 9 класса для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Рассмотрена и рекомендована
Протокол заседания МО
учителей-дефектологов
от «29» августа 2016г.
Руководитель МО
_______________ /Ж.В. Бабенко/
Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
Приказ №134 от «30» августа 2016г.
__________________/И.П. Попова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Музыка»
9 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
Количество часов: 34
Учитель: Селиванова Ирина Юрьевна
2016/2017
учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе образовательной программы «Сенсорной стимуляции детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, в соответствии с ФЗ « Об образовании в РФ», на основании следующих документов :
приказа Минобразования РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м
адаптированной основной образовательной программы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ РО Азовской школы № 7
учебного плана ГКОУ РО Азовской школы № 7
годового календарного плана графика ГКОУ РО Азовской школы № 7
положения о рабочей программе учебных курсов , предметов, дисциплин( модулей ) педагогов ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Цель учебного предмета
Формирование музыкального вкуса, представления о прекрасном, эмоционального познания окружающей действительности, нормализация психических процессов. Предмет «Музыка» является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных учреждении
Задачи учебного предмета
обучить правильно сидеть и стоять при пении;
-формировать устойчивый навык естественного звучания во время пения и разговорной речи;
развивать умение бесшумного, глубокого вдоха;
обучить пению коротких напевов на одном дыхании;
овладеть умением спокойно слушать, адекватно реагировать на музыкальные произведения;
познакомить с музыкальными инструментами: фортепиано, барабан;
- поставить артикуляцию гласных звуков как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у, о, а, и, э).
развивать умение петь спокойно, без выкриков, при формировании гласных звуков, следить за правильностью артикуляции;
развивать слуховое внимания и чувство ритма на специальных ритмических упражнениях.
Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю
Программа рассчитана на учащихся 9 классов в возрасте от 7 до 18 лет. Согласно учебному плану школы 1 час в неделю,34 учебных занятия. Продолжительность одного урока – 35 минут
Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы
Предлагаемая программа по курсу «Музыка» ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями, которые сопровождаются стишками, потешками, песнями. Уроки строятся на основе следующих принципов: интегрирования (включение элементов игровой деятельности), системности,преемственности.
Содержание программы учебного предмета
Музыкальное развитие учащихся с тяжёлой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «изучающими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.д.).
Большое значение в ходе уроков «Музыки» придаётся коррекции эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другой, с пения к слушанию музыки.
Весь песенный репертуар подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями речевого развития учащихся. Мелодии песен просты; тексты – ясные, конкретные, небольшие по объёму – доступны и понятны учащимся.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Коррекционно-развивающие задачи.
Основные виды учебной деятельности.
1
Осень.«Да – да – да», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
2
«Ах вы, сени»
(русская народная песня в обр. В. Агафонникова
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
3
«Дождик»
(русская народная песня в обр)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
4
Спи, мой Мишка», М. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
5
«Баю-баю»
(муз. М. Красева, ел. М. Парной)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
6
«Дождик» (муз. Г. Лобачевой),
«Осенняя песня» (муз. Т. Миранджи)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
7
«Мишка»
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
8
«Петушок»
(русская народная песня в обр. М. Красева)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
9
«У ребяток ручки хлопают»
(муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
10
«Заплясали наши ножки»
(муз. Н. Лукониной),
«Праздник»
(муз. Т. Ломовой, ел. Л. Мироновой)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
11
« Зима» Муз. М. Карасевой
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения.
12
« Где флажки?» муз.И. Кишко
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
13
« Песенка зайчиков» муз. М Красева
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам. произведений
14
« Где флажки?» муз.И. Кишко
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
15
Праздник»,
«Зима проходит»
(муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
16
«Солнышко» (муз. Н. Лукониной)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
17
Колокольчик»,
«Веселая песенка»
(муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
18
Собачка Жучка»
(муз. Н. Кукловской, сл. Н. Федорченко)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
19
«Пришла ко мне подружка»
(сл. В. Лунева)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
20
«Солнышко»
(муз. Н. Лукониной)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
21
«Самолет»
(муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
22
«Серенькая кошечка»
(муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
23
«Кошка»
(муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель),
«Апрель» (муз. П. И. Чайковского)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
24
«Пришла ко мне подружка»
сл. В. Лунева
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
25
«Зарядка»
(муз. Е. Тиличеевой, ел. Л. Мироновой)
«Серый зайка умывается» (муз. М. Красева)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
26
«Да-да-да»
(муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
27
«Птички» (муз. Г. Фрида)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
28
«Где же наши ручки?»
(муз. и ел. Т. Ломовой)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
29
«Фонарики»
(мелодия и сл. А. Метлиной в обр. Р. Рустамова)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
30
«Веселая песенка»
(муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
31
«Собачка»
(муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
32
«Солнышко»
(муз. Т. По-патенко, сл. Н. Найденовой
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
33
(муз. М. Красева, ел. М. Парной),
«Марш»
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
34
«Погремушки» (муз. А. Лазаренко)
1
Развивать слуховое восприятие,эмоциональную сферу
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Музыка»
№ п/п
Тема урока
Дата урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
1
«Да – да – да», муз. Е. Тиличеевой,
сл. Ю. Островского
1
- уметь слушать веселую и грустную музыку, плясовую, колыбельную песню;
- уметь различать тихое и громкое звучание, высокие и низкие звуки
2
«Ах вы, сени»
(русская народная песня в обр. В. Агафонникова
1
- уметь слушать веселую и грустную музыку, плясовую, колыбельную песню;
- уметь различать тихое и громкое звучание, высокие и низкие звуки
3
«Дождик»
(русская народная мелодия в обр. В. Фере)
1
-петь, подпевать повторяющиеся фразы;
-узнавать песни, понимать их содержание
4
Спи, мой Мишка», М. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
1
-петь, подпевать повторяющиеся фразы;
-узнавать песни, понимать их содержание
5
«Баю-баю»
(муз. М. Красева, ел. М. Парной),
1
-слушать и различать разные мелодии (колыбельную,марш, плясовую);
- различать тихое и громкое звучание;
- узнавать в музыке звуки дождя;
- ритмично стучать пальчиком
6
«Дождик»
(муз. Г. Лобачевой),
«Осенняя песня»
(муз. Т. Миранджи)
1
-эмоционально реагировать на песни разного характера;
-петь, подпевать повторяющиеся фразы;
-узнавать песни, понимать их содержание
7
«Мишка»
(русская народная песня в обр. М. Красева),
1
- отзываться на музыку движениями рук, ног, хлопками, притопами, покачиваниями
8
«Петушок»
(русская народная песня в обр. М. Красева),
1
-петь, подпевать повторяющиеся фразы;
-узнавать песни, понимать их содержание
У ребяток ручки хлопают» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского),
1
-слушать песни и понимать их содержание;
-слушать инструментальную музыку различного характера;
- узнавать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на их характер, настроение
10
Заплясали наши ножки» (муз. Н. Лукониной),
«Праздник»
(муз. Т. Ломовой, ел. Л. Мироновой)
1
-петь, подпевать взрослым, сопровождать пение выразительными движениями; -узнавать песни.
11
« Зима» Муз. М. Карасевой
« Песенка зайчиков» муз. М Красева
1
внимательно слушать, эмоционально откликаться на содержание песни, выполняя несложные движения
12
Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы
1
подпевать повторяющиеся фразы
13
« Песенка зайчиков»
муз. М Красева
1
внимательно слушать, эмоционально откликаться на содержание песни, выполняя несложные движения
14
« Гле флажки?»
муз.И. Кишко
1
подпевать повторяющиеся фразы
15
Праздник»,
«Зима проходит» (муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой)
1
слушать песни и понимать их содержание;
слушать инструментальную музыку различного характера;
- определять веселый и грустный характер музыки.
16
«Бабушке»
(муз. 3. Качаева),
«Солнышко» (муз. Н. Лукониной),
1
-петь, подпевать повторяющиеся фразы;
-узнавать песни, понимать их содержание
17
Колокольчик»,
«Веселая песенка»
(муз. Г. Левкодимова,
ел. И. Черницкой
1
слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера;
узнавать музыкальные произведения;
- различать низкое и высокое звучание.
18
«Собачка Жучка»
(муз. Н. Кукловской, сл. Н. Федорченко),
1
подпевать,
петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика начинать пение вместе с взрослыми
19
«Пришла ко мне подружка» (сл. В. Лунева)
1
- слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера;
- узнавать музыкальные произведения;
- различать низкое и высокое звучание.
20
«Солнышко»
(муз. Н. Лукониной)
1
-петь, подпевать повторяющиеся фразы;
-узнавать песни, понимать их содержание
21
«Самолет»
(муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой)
1
- слушать не только контрастные произведения,но и пьесы изобразительного характера;
- узнавать музыкальные произведения;
- различать низкое и высокое звучание.
22
«Серенькая кошечка»
(муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой)
1
-петь, подпевать повторяющиеся фразы;
-узнавать песни, понимать их содержание
23
«Кошка»
(муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель),
«Апрель» (муз. П. И. Чайковского)
1
-слушать не только контрастные произведения,но и пьесы изобразительного характера;
-узнавать музыкальные произведения;
-различать низкое и высокое звучание.
24
«Пришла ко мне подружка» сл. В. Лунева
1
подпевать, петь простые мелодии, петь без крика, слушать пение взрослых
25
«Зарядка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Л. Мироновой),
«Серый зайка умывается» (муз. М. Красева)
1
- слушать пьесы и песни изобразительного характера;
- узнавать знакомые произведения;
- различать высокое и низкое звучание;
26
«Да-да-да»
(муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского),
1
подпевать окончания фраз, слушать и узнавать песни
27
«Птички» (муз. Г. Фрида)
1
- воспринимать мелодии спокойного, веселого характера;
- отзываться на музыку движениями рук, ног, хлопками, притопами, покачиваниями
28
«Где же наши ручки?»
(муз. и ел. Т. Ломовой)
1
петь, подпевать взрослым, сопровождать пение выразительными движениями. , узнавать знакомые песни
29
«Фонарики»
(мелодия и сл. А. Метлиной в обр. Р. Рустамова),
1
- слушать песни и понимать их содержание,
-слушать инструментальную музыку различного характера;
- узнавать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на их характер, настроение
30
«Веселая песенка»
(муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой),
1
подпевать, петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика, начинать пение вместе с взрослыми
31
«Собачка»
(муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко),
1
- слушать не только контрастные произведения,но и пьесы изобразительного характера;
узнавать музыкальные произведения
различать низкое и высокое звучание.
32
«Солнышко»
(муз. Т. По-патенко, сл. Н. Найденовой
подпевать, петь простые мелодии, петь без крика, слушать пение взрослых
33
(муз. М. Красева, ел. М. Парной),
«Марш»,
1
- слушать и различать мелодии(колыбельную,марш, плясовую);
- различать тихое и громкое звучание;
- узнавать в музыке звуки дождя;
- ритмично стучать пальчиком
34
«Погремушки» (муз. А. Лазаренко)
1
Прослушивание музыкального произведения. Обучение песенным навыкам.
Итого: 34 часа
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Детские музыкальные инструменты;
- аудио и видеозаписи;
- звуковые игрушки, книжки, картинки;
- учебно-наглядный материал.
15