РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «Логопедические занятия» для учащихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1) Пояснительная записка коррекционного курса;
2) Общая характеристика коррекционного курса;
3) Описание места учебного предмета в учебном плане;
4) Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса;
5) Содержание коррекционного курса;
6) Тематическое планирование;
7) Материально-техническое обеспечение.
Пояснительная записка коррекционного курса.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:
Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;
Программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа «Логопедические занятия» в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 3 г. Иркутска начальной школы;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель программы: профилактика и коррекция дефектов устной речи учащихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы
Образовательные:
Формировать правильное звукопроизношение
формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
формировать умения грамотно, последовательно, логически и грамматически правильно строить свою речь.
Коррекционно-развивающие:
уточнить и обогатить лексического запаса;
формировать грамматическую сторону речи;
развивать диалогическую и монологическую стороны речи;
создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений, мелкой моторики.
Воспитательные:
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать мотивацию к учению, общению;
воспитывать интерес к учебной деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в специальной (коррекционной) образовательной организации Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения. Контингент учащихся специальной (коррекционной) школы за последние годы претерпел значительные перемены. Нарушения речи у большинства поступающих в данную организацию носит характер системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Учащиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие:
Нарушения фонетико – фонематического компонента речевой системы:
дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп (преобладают замены и смешения);
недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях -несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).
грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности:
Неустойчивое внимание;
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
Недостаточное развитие способности к переключению;
Недостаточное развитие словесно – логического мышления;
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала;
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе)
Цели:
Коррекция нарушений в устной речи.
Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи. Коррекция нарушений письма, в развитии письменной речи. Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности.
Развитие познавательной деятельности. Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое). Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической). Развитие произвольного внимания.
Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.
Задачи:
Корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение; развивать фонематического восприятия, фонемный анализ и синтез; развивать понимания речи; расширять, уточнять и активизировать словарный запас; обучать словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различать грамматические формы; развивать диалогическую и монологическую речь.
Формировать правильные навыки письма и чтения.
Формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности; понятие о причинно-следственных связях, временных отношениях, представлений о количестве, пространстве; выделять признаки на основе цвета, формы, величины; сравнивать предметы по определенным признакам; классифицировать и обобщать предметы; развивать динамический и кинестетический праксис; зрительный и слуховой контроль.
Предупреждать негативизм, эмоциональный дискомфорт, тревогу, развивать словесную регуляцию поведения.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий во вторую половину дня. Занятия каждой группы и индивидуальные занятиях проводятся 2 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 15-20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся 20-40 минут.
Рекомендуемая наполняемость групп для занятий – 2-4 обучающихся.
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 66 часов в учебном году (2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;
формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-Поставлены и отдифференцированы все звуки;
-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.
Содержание коррекционного курса.
Обследование 2 часа
Пропедевтический (добукварный) период –10 часа.
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а, у, о, м, с, х – 10 часов.
2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р – 12 часов.
3 этап: изучение звуков и букв: к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь – 17 часов.
4 этап: изучение звуков и букв е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ – 15 часов.
Тематическое планирование.
№ Название раздела, темы логопедического занятия Задачи Кол-во
Ча-сов Информационное сопровождение Дата
По плану Факт
Обследование. 2ч. 1.
Обследование устной и письменной речи
Совместно с логопедом школы выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа. 2
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г. Пропедевтический (добукварный) период 10 ч. 2.
Формирование представления о звуках речи.
Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи.
1 Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. 3. Формирование представления о звуках речи.
Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. 1 Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. 4
Знакомство со словом.
Познакомиться с термином «слово». Дифференцировать понятия «звук» и «слово». 1 Карточки со словами, Карточки для индивидуальной работы. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. 5. Знакомство со словом.
Познакомиться с термином «слово». Дифференцировать понятия «звук» и «слово». 1 Карточки со словами, Карточки для индивидуальной работы. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
6.
Знакомство с предложением.
Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать что предложение состоит из слов. 1
Схемы предложения. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. 7. Знакомство с предложением.
Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать что предложение состоит из слов. 1 Схемы предложения. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. 8.
Деление слов на части (слоги).
Познакомить учащихся с термином «слог». Показать , что слово состоит из частей. 1
Раздаточный картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. 9. Дифференциация сходных по звучанию слов. Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу).
1
Схемы звукового анализа, Набор предметных картинок. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. 10. Работа по сказке. Формировать умение составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале. 1 Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х 10 ч. 12. Звук и буква Аа.
Добиваться правильного соотношения звука с буквой. 1
Разрезная азбука. Кассы букв. Набор предметных картинок. Схемы звукового анализа.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г. 13. Звук и буква Уу. 1 Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г. 14. Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов ау, уа. Формировать умение определять последовательность звуков в слове.
1
Разрезная азбука. Кассы букв.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. 15. Звук и буква Мм. 1 Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. 16. Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. Повторить пройденные звуки и буквы.
1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. 17. Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. Повторить пройденные звуки и буквы.
1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. 18. Звук и буква Оо. 1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г. 19. Звук и буква Сс. 1 Раздаточный наглядный материал.
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г. 20. Звук и буква Хх. 1 Раздаточный наглядный материал.Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г. 21. Занимательная логопедия. 1 Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 2 четверть.
2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р. ч.12 часов 22.
Звук и буква Шш.
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г. 23.11 23.
Дифференциация с-ш в слогах, словах, предложениях
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.
Формировать правильное соотнесение звука и буквы. 1
Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. 24.11 24. Звук и буква Лл. 1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 4.12 25. Звук и буква ы.
1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 7.12
26. Звук и буква ы.
1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 8.12 27. Звук и буква Нн. 1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 11.12 28. Звук и буква Рр. 1 Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 17.12 29. Дифференциация р-л в слогах . 1
Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. 18.12 30.
Дифференциация р-л в словах. 1 Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. 21.12 31. Занимательная логопедия. 2
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 28.12 3 четверть
3 ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ: К, П, Т, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, БУКВА Ь 17 ч 32 Звук и буква К к. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
33 Звук и буква П п. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
34 Звук и буква Т т. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
35 Дифференциация прописных букв п-т. Учить различать данные буквы на письме. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. 1ч. Раздаточный наглядный материал Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
36 Звук и буква И и. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
37 Дифференциация твердых и мягких согласных ( ы-и). Учить различать твердый и мягкий звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляторным признакам. 1ч. Веера букв. Дидактический материал.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
38 Звук и буква З з. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 39 Звук и буква В в. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
40 Звук и буква Ж ж. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 41 Звук и буква Б б. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
42 Звук и буква Г г. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
43 Звук и буква Д д. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
44 Дифференциация Д-Т в слогах и словах. Учить различать данные звуки на слух и в произношении.
Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. 1ч. Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
45 Звук и буква й. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. 46 Дифференциация и-й в словах. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
47 Буква Ь. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. 48 Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов с буквой ь. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.
Учить правильно читать слоги и слова с «ь». 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Схемы для звуко-буквенного анализа.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
4 четверть.
4 этап: изучение звуков и букв Е, Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ. 15 ч. 49 Звук и буква Е е Учить слитно и быстро произносить звукосочетание э.
Добиваться правильного произнесения буквы и звукосочетания. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.
Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 50 Звук и буква Ё ё. Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание о, правильно соотносить букву и звукосочетание. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа.
Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 51 Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные.
Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной.
Учить различать твердые и мягкие звуки, обозначать мягкость согласного на письме буквой Ё. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. 52 Звук и буква Яя. Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание а, правильно соотносить букву и звукосочетание. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа.
Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 53 Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные.
Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной.
Учить различать твердые и мягкие звуки, обозначать мягкость согласного на письме буквой Я. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. 54 Звук и буква Ю ю. Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание у, правильно соотносить букву и звукосочетание. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.
Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 55 Дифференциация У-Ю в слога, словах, предложениях Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные.
Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной.
Учить различать твердые и мягкие звуки, обозначать мягкость согласного на письме буквой Я. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. 56 Звук и буква Ц ц. Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах.
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа.
Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 57 Дифференциация Ц-С в слогах и словах. Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
58 Звук и буква Ч ч. Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах.
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
59 Звук и буква Щ щ. Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах.
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 60 Звук и буква Ф ф. Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах.
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 61 Звук и буква Э э. Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах.
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 62 Буква «Ъ». Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ъ». 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 63 Слова с разделительным «ь». Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ь». 1ч. Разрезная азбука. Кассы букв. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. 64 Закрепление навыков чтения и письма. Повторить изученный материал. Проверить уровень знаний учащихся. 1ч Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
Материально-техническое обеспечение.
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.