Самоанализ урока русского языка на тему Космическое путешествие по стране синтаксиса и пунктуации


Самоанализ урока
ФИО учителя: Коржева Галина Анатольевна
МБОУ «Котельская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: русский язык, 5а класс
Тема урока: «Космическое путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»
1. Мотивационно-ориентированный аспект
На уроке были созданы благоприятные валеологические условия для проведения урока. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Учащиеся были положительно эмоционально настроены для работы. Я старалась обеспечить мотивационную готовность к работе на уроке, включающую в себя познавательный мотив (знание лингвистических понятий по теме «Синтаксис и пунктуация» играет большую роль в жизни человека, важно научиться правильно и красиво строить свою речь и грамотно ее оформлять на письме); социальный мотив (отношения с одноклассниками в ходе учения); личностный мотив (подготовка к успешной сдаче экзамена по русскому языку).
2. Структурно-содержательный аспект
Считаю, что тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока, цель и задачи формулировались совместно с учащимися, являлись для них личностно значимыми. Обучающая задача урока осуществлялась в систематизации теоретического материала. Развивающая - через беседу с учащимися, монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, выполнении творческих заданий. Развитие навыков практической деятельности, логического мышления реализовывалась при выполнении грамматических заданий. Развитие навыков группового взаимодействия через работу в разноуровневых группах. Воспитательная – через работу с материалом, подобранным на патриотическую тему.
Свою деятельность старалась направить не только на формирование ЗУНов, но и на развитие учащихся, формирование учебных компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, социокультурной.
Содержание учебного материала соответствует требованиям образовательного стандарта и учебной программы. Теоретическое изложение учебного материала было доступно учащимся, выстроено научно, логично, последовательно.
На уроке прослеживались межпредметные связи (связь с информатикой, краеведением).
При повторении и усвоении учебного материала использовался субъективный опыт учащихся. Использовались такая форма общения, как диалог и монолог. Познавательная деятельность носила характер репродуктивный, поисковый, творческий.
На уроке пыталась создать «ситуацию успеха» для учащихся: ребята были разделены на разноуровневые группы («сильные», «слабые»). На уроке сочеталась и коллективная работа, и групповая. Уровень контроля: фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка, дифференцированный.
Данный урок имеет большое воспитательное значение. На данном уроке формировалась социокультурная компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма; коммуникативные умения и навыки: какова их роль в жизни человека, формировались навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.
На уроке выполнили большой объём работы. Были соблюдены все структурные элементы урока. Подведён итог урока и проведена рефлексия собственной деятельности учащихся.
На уроке применялись элементы технологии дифференцированного обучения (работа в разноуровневых группах), личностно-ориентированного обучения (опора на субъектный опыт учащихся, выбор заданий учеником), технология развития критического мышления (рефлексия собственной деятельности).
3. Оценочно-результативный аспект
На уроке не только оценивала предметные знания учащихся, но и их деятельность в процессе урока (применение логических приёмов мышления, самостоятельность и оригинальность выполнения творческих заданий, работа в группе), а также учащиеся провели рефлексию и самооценку своей деятельности. Считаю, что урок прошёл эффективно как для меня, так и для детей.
4. Домашнее задание
Домашнее задание:
Написать рассказ о сегодняшнем уроке или текст, стихотворение о родной земле.
Характер д/з дифференцированный. Учащимся было предложено два вида заданий, предоставлено право выбора. Д/з нацелено на проверку умений строить собственное высказывание-описание, при котором будут использоваться разные предложения. Это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере и служит показателем культуры человека.