Урок русского языка на тему Космическое путешествие по стране синтаксиса и пунктуации
Тема урока: "Космическое путешествие по стране синтаксиса и пунктуации". 5-й класс
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Тип урока: урок систематизации ЗУН.
Планируемые результаты:
Предметные: знание опознавательных признаков словосочетания, простого и сложного предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обобщающее слово обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; умение находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Форма урока: космическое путешествие
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация,
Организационная структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Минутка приятных воспоминаний.- Ребята, закройте глаза, вспомните о чём-то хорошем и улыбнитесь.- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
Слайд 1. Улыбающееся лицо
- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведёт к успеху всего класса.
(Урок проводится в форме путешествия. Класс делится на пять команд (экипажей), выбирается капитан). - Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля, в нашей великой стране России и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
А сейчас на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие.
Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.
В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка.
Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей. Какую тему мы завершаем? (ответы детей) Итак, держим курс на космическую территорию Синтаксиса и Пунктуации. Слайд 2.
Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем взглядом.
Руководство полётом разрешите взять на себя.
Ребята, сегодня на уроке у нас будет 5 экипажей. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу». Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал). Выберем средство передвижения (ракета). Слайд 3.
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «Синтаксис и пунктуация»…(Ответы детей)
Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели). Слайд 4.
Знать:
1)словосочетание,
2) простое предложение и сложное;3) однородные члены;4) обобщающее слово;5) обращение;6) прямая речь.
Уметь:
1) расставлять знаки препинания:
2) в сложных предложениях;3) при однородных членах и обобщающих словах;4) при обращении;5) в предложении с прямой речью.
6) составлять текст
Работа в тетради. Внимание, экипажи! Записать: число, классная работа, тема урока в свои личные бортовые журналы.
3. Выявление места и причины затруднения.
Путешествие по этапам.
Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. Нам нужна карта путешествия, этот маленький проект подготовили Тельнова Карина. (Краткосрочный проект)
Этап 1. «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты» (звучит музыка)
Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о Синтаксисе и Пунктуации. Я буду задавать вопросы, а вы устно давать их развёрнутое определение.
Примерные вопросы:
– Что изучает Синтаксис? (Словосочетание и предложение.)
– Что изучает Пунктуация? (Знаки препинания ) записать на доске: синтаксис, пунктуация
– Какие виды знаков препинания вы знаете? (разделения, выделения, завершения)
– Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока. Терминологическая разминка. Я буду зачитывать развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом и без ошибок, старательно записывать его в личные бортовые журналы, в строчку через запятую. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.
Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь
1) обращение Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении
2) подлежащее Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета –
3) определение Главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего
4) сказуемое Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей
5) дополнение Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия
6) обстоятельство Чужая речь, переданная дословно от лица того, кто её произнес, написал
7) прямая речь Разговор двух лиц
8) диалог
Самопроверка. Слайд5.
– Кто без ошибок? (Звёздочка.)– Итак, к полёту всё готово. Взлетаем!
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Этап 2. «Ориентирование по маршрутному листу» (текст у всех распечатан на партах)
–Мы улетели в космос, но мы будем всегда помнить любимую страну, нашу Родину, родной поселок. Прочитайте стихотворение. Какой темой объединены эти замечательные стихотворения? Какие чувства лирического героя можно отметить?
Работа с текстом (частичный анализ).
Татьяна БоковаНеобъятная страна
Если долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь,Если долго-долго-долгоНа Россию нам смотреть.То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озёра, горы…Мы увидим даль без края,Тундру, где звенит весна.И поймём тогда, какаяНаша Родина большая,Необъятная страна!
а) Внимательно прочитайте текст стихотворения, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите по 1 примеру (таблички). В каждом словосочетании обозначьте главное слово, определите к какому, глагольному или именному, относится каждое из записанных вами словосочетаний.
1. прил.+ сущ. (океанские просторы, большая Родина, необъятная страна)
2. нар.+ глаг. (лететь долго, долго смотреть, тогда увидим, тогда поймем)
3. глаг.+ сущ. (лететь в самолете, смотреть на Россию, увидим леса, увидим города, увидим просторы, увидим ленты, увидим горы, увидим озера, увидим даль, увидим тундру.) 4. глаг.+ мест. ( лететь нам, смотреть нам)
5. сущ.+ сущ. (ленты рек, даль без края) Слайд 6.
– Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём.
Закройте глазки, помечтайте. Крепко-крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто-часто поморгайте. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, не поворачивая головы. Посмотрите прямо.
Молодцы, продолжим!
Этап 3. «Внимание! Неопознанный объект»
– Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем) Слайд7.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
– Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее.
– Вид записи, форма ничего не напоминает? (Предложение)
– Признаки предложения? (Смысловая законченность, наличие грамматической основы)
– Найдём грамматическую основу, какой экипаж готов? Простое предложение или сложное? Чем-то осложнено?
– Найдём второстепенные члены предложения.
– Есть ли в предложении однокоренные слова? На что указывает суффикс -ёнок-?
Объект обезврежен! Видимо, он упал с какой-нибудь планеты инопланетян. У них свой тарабарский язык. Его можно попытаться перевести. Попробуем? (Варианты.)
Академик, учёный-лингвист Л.В.Щерба перевёл так: «Грозная тигрица смело отогнала буйвола и грызёт буйволёнка».
Этап 4. «Встреча с инопланетянами»
– Ребята, но в космосе мы встречаем не только планеты и звёзды, не редкость и сами инопланетяне. Давайте представим, что повстречались с ними. Закроем глазки, помечтаем. Как они выглядят? На кого похожи? О чем мы им расскажем? Конечно, о своей родине. Слайд 8-9.
(Мнения ребят.)
Пригласим их в гости. Побеседуем. Форма беседы? (Диалог.) Представляется мини-проект - диалог с инопланетянами. (В экипажах готовят диалоги и рассказывают инопланетянам о родине)
(каждая реплика с новой строчки, тире, с большой буквы; всё, как при прямой речи, только без кавычек.)
Но перед такой кропотливой работой нужно немного отдохнуть, приободриться, подкрепиться энергией. Самое время для физкультминутки.
Физкультминутка (дети выполняют движения, напоминающие движения космонавтов, вышедших в космос под музыку «Земляне»)
Слушаем диалоги.
Этап 5. «Связь с Землёй»
– Внимание, ребята! Бортовой компьютер передаёт, что на планете Земля волнуются за нас, и просит, чтобы мы сообщили, что наш полёт проходит успешно. Вот его фраза: Слайд 10.
Космонавты, сообщите, помните ли о родной земле.
– Нам необходимо перестроить эту фразу так, чтобы она из сложного предложения превратилась в предложение с прямой речью. Какие варианты?
– Запишите, соблюдая знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте схему этого предложения.
– Кто готов выполнить это задание у доски?
(Космонавты сообщают: «Мы помним и любим родную землю!» (проверка)
6. Самостоятельная творческая работа.
Этап 6. «Космическое послание»
– Да! Каких только чудес ни бывает в космосе!
Но что это?! На нашу электронную почту пришло космическое послание. Правда, оно рассыпано на отдельные части- предложения. Но мы с вами, юные знатоки-лингвисты, без труда восстановим текст. А теперь приступаем к восстановлению текста. Мы должны собрать частички и получить текст.
Каждый член экипажа возьмет свой листочек. Там написано одно предложение. Надо сделать синтаксический разбор предложений. Капитаны выполнят пунктуационный разбор (задания даются дифференцированно).
Я родился и живу на Котельской земле. Этот край я очень люблю. Дорого мне все: леса, озера, поля, реки. Здесь живут родные люди, они работают и растят детей. Неброская красота- тепло моего сердца. Люди, любите свою Родину! Слайд 11.
7.Включение в систему знаний и повторение.
Этап 6. «Возвращение на Землю» (звучит «То березка, то рябина..»).– Ребята, мы облетели всю территорию Синтаксиса и Пунктуации. Пора возвращаться домой. Выполнили ли мы намеченный план? (ответы детей) Мы очень скучаем по родной земле. Что это? (слайды о поселке)
– Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание: составить предложения или короткий текст: Слайд 12.
Родина- это…
– Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!
8. Домашнее задание
Этап 7. «Адаптация космонавтов»
Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.
– Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите рассказ о сегодняшнем путешествии на уроке или текст , стихотворение о родной земле. Не забудьте о знаках препинания!
8. Рефлексия учебной деятельности.
Этап 8. «Итоговая конференция»
По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.
– Итак, обсудим наш полёт.– Цель достигнута?– Понравилось путешествие?– Что запомнилось?– Над чем ещё нам нужно поработать?– Отметим самых активных космонавтов. Ребята, поднимите, пожалуйста, свои звёзды. Посмотрите, как их много, как они сверкают. Я надеюсь, что вы, ребята, будете блистать своими знаниями также ослепительно, как эти звёзды! (Подсчёт звёздочек. Оценки)– Наше космическое путешествие состоялось! Спасибо за ваше усердие и старание!
Слово учителя:
Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда., Зато смекалка вас не подвела.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!