Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 5 класс по примерной адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2017 учебный год


Департамент образования администрации г. Перми,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

Рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи»
5 класс
по примерной адаптированной основной образовательной программе обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Каменская Лариса Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
г. Пермь, 2016
Пояснительная записка
Учебная программа по образовательному курсу: чтение и развитие речи для V-IX классов составлена в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренную решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22декабря 2015г. №4\15), Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой» и Учебного плана МБОУ «Школа №20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми.
Разработка программы соответствует общим целям образования: обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающихся с умственной отсталостью.
Разработка программы соответствует общим целям образования: обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающихся с умственной отсталостью.
В школе для умственно отсталых детей в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
получить достаточно прочные навыки грамотного письма наоснове изучения элементарного курса грамматики;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития исформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Изучение письма в 5-9 классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
―сформированность у обучающихся коммуникативных, интеллектуальных и социально-личностных навыков.
―умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.В плане коррекционной направленности предмета при формировании у обучающихся знаний, умений и навыков, воспитания личности является коррекция речи и мышления и решается через:
развитие устной (монолог, диалог) и письменной речи (составление рассказов, изложений, сочинений)
формирование речевых и коммуникативных умений;
развитие умения правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развитие умения работать по плану и инструкции;
обогащение активного и пассивного словаря;
развитие слуховой и зрительной памяти;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
развитие познавательной деятельности.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер и решает следующие воспитательные задачи:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом.
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
В основу программы положен деятельностный подход. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, соотношение частей определяется дифференцированно. Согласно «Закону об образовании в РФ» у обучающихся с умственной отсталостью 70% учебного времени направлено на формирование предметных знаний, 30% - на формирование жизненных компетенций.
Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение чтению и развитию речи в объеме 170 часов в год, 5 часов в неделю согласно учебному плану.
Образовательные области Кол-во часов
классы
5 6 7 8 9
Общеобразовательные курсы I. Родной язык и литература Чтение и развитие речи 5 4 4 3 3
Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение чтению и развитию речи в объеме 170 часов в год, 5 часов в неделю.
1.четверть. 9 ч (45).
2.четверть. 7ч. (35)
3. четверть. 10ч (50)
4. четверть. 8 ч ( 40)
Показатели учебной нагрузки в неделю.
Курс состоит из 5 часов в неделю, что составляет 17% от общеучебного времени.
5класс 6класс 7класс 8класс 9класс
5ч.-17% 4ч.-13% 4ч.-12,5% 3ч.-9% 3ч.-9%
Виды контроля учебной деятельности:
Проверка техники чтения -1 раз в месяц.
Тестовые задания в конце каждого раздела.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
З.Ф. Малышева. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012г.
Учебник «Книга для чтения» учебник для 6 класса. И.М. Бгажнокова, Е.С Погостина. Москва «Просвещение». 2011
Учебник «Книга для чтения» учебник для 7 класса. А.К.Аксёнова М., «Просвещение» 2011г.
Учебник «Книга для чтения» учебник для 8 класса». З.Ф. Малышева М., «Просвещение» 2016
Учебник «Книга для чтения» учебник для 9 класса» А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова; Москва «Просвещение» 2007
Программа « Специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Vlll вида». М., ВЛАДОС 2001г. Под ред. Воронковой.
Учебник «Книга для чтения» учебник для 5 класса. З.Ф. Малышева М., «Просвещение», 2016
В. П. Ситникова « 100 великих имён в литературе»
Г. Н. Кудина «Литература» Методическое пособие.
Т П. Сальникова «Методика обучения чтению»
Р.И. Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», «СОЮЗ» С. – Петербург 1998
О.Н. Козак «Литературные викторины», «СОЮЗ» С. – Петербург 1998
Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры», Москва 2004
Т.В. Городкова, Н.В. Ёлкина «Детские кроссворды», Ярославль, «Академия развития» 1998
И.Г.Сухин «Литературные кроссворды», новая школа, Москва 1998
О.А.Козырева, К.А.Кутакова «Читай! Размышляй! Пиши!» Карточки – задания по русскому языку, чтению и развитию речи» ВЛАДОС Москва 2006
Содержание программного материала:
Для курса -5класс.
Название раздела Кол-во часов
Устное народное творчество 2
Сказки 19
Картины родной природы:
Лето 8
Осень 12
О друзьях-товарищах 19
Басни И.Крылова 7
Спешите делать добро 18
Зима 12
Весна 21
О животных 21
Из прошлого нашего народа 17
Из произведений зарубежных писателей 14
Урок внеклассного чтения 1 раз в месяц. Всего: 170 часов
Общая характеристика курса - 5 класс
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание стихотворений наизусть.И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельностиу обучающихся. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Рекомендуемая литература
(на выбор)
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер».
Бианки В.В. «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».
Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
Гайдар А.П. «Чук и Гек».
Житков Б.С. «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Носов Н.Н. «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».
Осеева В.А. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
Паустовский К.Г. «Похождение жука-носорога».
Пермяк ЕА. «Семьсот семьдесят семь мастеров».
Полевой Б.Н. «Сын полка».
Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».
В процессе изучения предметного курса чтения и развития речи у обучающихся отслеживаются достижения личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты программы по чтению должны отражать:
Осознанное и правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительной речи;
Участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учётом принятых в обществе норм и правил;
Представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нём;
Выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по письму и развитию речи.
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки); определение темы произведения (под руководством учителя); ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами; участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста; пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление последовательности событий в произведении; определение главных героев текста; составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя; заучивание стихотворений наизусть (7-9); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии; ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора(выборочное чтение);определение темы художественного произведения; определение основной мысли произведения (с помощью учителя); самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста; формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя); различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);пересказ текста по коллективно составленному плану; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы; знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
Овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских зарубежных классиков;
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его прочтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения вызывает у них затруднения при его прочтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с нарушением интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биография писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка, героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, пониманию ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
Читать осознано, правильно. Выразительно, целыми словами вслух, читать «про себя», выполняя задания учителя;
Отвечать на вопросы учителя;
Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
Наизусть 6-10 стихотворений
Рабочая программа строится на основе формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования к личностным и предметным результатам.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Для оценки уровня освоения программы учащимися применяются диагностики общеучебных умений и навыков:
Диагностика сформированности предметных результатов. ( в приложении)
Диагностика уровня сформированности БУД (в приложении)
Диагностика сформированности личностных результатов.
Содержание учебного материала. 1 четверть Час. Дата Учебник. Дом. Зад. Словарь
Устное народное творчество. Считалки, Заклички -приговорки. Потешки. Выразительное чтение. 1 С.3 Выучить наизусть. 5 считалок выписать из книг У.Н.Т. Закличка
Потешка
Пословицы и поговорки. Выделение главной мысли. Загадки. Формирование умения доказывать отгадку. 1 С.5, 6-8. С.5 -6 Выучить 5 пословиц. Найти 3 своих пословиц. Сказки. «Никита Кожемяка» Р.Н.С. Работа над беглостью и выразительностью чтения. Пересказ. 2 с.11 -13 Выразит.чт. Рассказ о Никите.
Пересказ Убыток
Борозда
Промысел
Неволя
«Как наказали медведя» Тофаларская сказка. Выделение главной мысли произведения. Деление текста на части. 1 с.14-15 Пересказ «Золотые руки» Башкирская сказка. Характеристика героев. 2 С.15-18 Прочитать сказку.
Пересказ сказки. Бай
«Морозко» Русская сказка. Деление текста на части. Пересказ по частям. 2 С.18 -21;
22-23 Вопрос 8. Разделить на части.
Вопрос 9
Голубила
Неткаха-непряха
Поедом ела
Сживает со свету
Постылая
Запропастился
Всполошилась
Вн. Чт .Сказки. (по выбору) 1 «Два Мороза» Русская сказка. Передача содержания по иллюстрации к произведению. 1 С.24-27 Пересказ «Три дочери» Татарская сказка. Выявление отношений к поступкам действующих лиц. 1 С.27-28 Пересказ. Осень. «Сентябрь». По Г. Скребицкому Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами. 1 С.64-65 Пересказ. «Золотая осень» По Соколову-Микитову. Чтение про себя с выполнением заданий. 2 С.66-67 С.68 вопрос 5. «Осень» К.Бальмонт. Заучивание наизусть. 2 С.68 Выразит.чт.
Выучить стихотворение. «Добро пожаловать!» Г.Скребицкий
Деление текста на части. 2 С.69-71 Вопрос 5 «Осенние грусти» В. Астафьев Ответы на вопросы к тексту.
1 С.72-73 Пересказ «Первый снег» И.Бунин. Заучивание наизусть. 2 С.73-74 Выраз.чт.
Устный рассказ на тему «Золотая осень» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях А.Пушкин Выразит чтение. Характеристика героев. Ответы на вопросы к тексту. 4 С.29-32;
33-35;
36-39. Выразительное чтение.
Отрывок наизусть
Вопросы 2, 8,13 «Серая Шейка» Д. Мамин –Сибиряк. 1-2 часть .Выразит.чт. 3-4 части. Пересказ. Передача содержания иллюстрации к произведению 5 С.41-42;
43-45;
45-46;
46-47
48-50 Вопрос 7,с43;
Вопрос 4,с45;
Вопрос 5,с48;
Вопрос 9,с51; Душа в пятки ушла.
Одиночество
Беззащитный
Чудно
В.Ч. рассказы об осени. 1 Обобщающий урок по теме: УНТ, осень. 1 О друзьях-товарищах «Колючка» Ю.Яковлев Работа над беглостью и выразительностью чтения. Составление плана рассказа. 3 С.75-77
С.77-79 Вопросы 2,3
Составить план пересказа.
Пересказ
«Рыцарь Вася» Ю.Яковлев Выбор слов и выражений. Характеристика героев.
2 С.80-83 Характеристика героев.
Вопрос 9,с83 Благородное сердце рыцаря.
«Витя Малеев в школе и доме» Н.Носов. Ответы на вопросы к тексту. Передача содержания иллюстрации к произведению. 3 С.83-87 Вопрос7,с87
Краткий пересказ Ябеда
Проверка техники чтения. 1 План:40 часов. 2 четверть. О друзьях-товарищах Вн.чт. Рассказы Н.Носова.
1 «Фосфорический мальчик» В.Медведев Пересказ по плану. Ответы на вопросы. 3 С.88-91 Качества главных героев.
Краткий пересказ. Фосфор
«Дорогой подарок» Л Воронкова Осознанное чтение вслух. Озаглавливание частей текста. 4 С.92-93;
С.93-94;
94-96 Поставить 3 вопроса ко всем частям.
Пересказ 2 части.
Краткий пересказ
«Твой друг» Я.Аким Выразительное чтение. 1 С.96-97 Выраз.чт. Обобщающий урок по теме «О друзьях – товарищах» 1 Басни И.Крылова И.А.Крылов «Ворона и лисица» Чтение по ролям. 2 С.99- 100 Выраз.чт.
Выучить наизусть Басня
Лесть
.А.Крылов «Щука и кот» Выразительное чтение. 2 С.101-102 Выразительное чтение
Нарисовать картину к басне. .А.Крылов «Квартет» Чтение по ролям. 2 С.102 -104 Выразит. Чт.
Вопрос 7,с104 Обобщающий урок по теме «Басни И.Крылова 1 С.104 Спешите делать добро. «Будущий олимпиец» Н.Хмелик. Деление текста на части. Пересказ текста по плану. 2 С.105-108 Вопросы 5,6
Пересказ по плану. О.Бондарчук «Слепой домик» 2 С.108-110 Вопрос9 «Бабка» В. Осеева Нахождение в тексте непонятных слов и выражений. Оценка поступков героев и своё отношение к ним 4 С.110-111;
112-113;
С.114-115;
С.115-117 С.6 вопрос6;
С.114 вопрос5;
С115 вопрос3;
С.117 вопрос4
Горькая правда
«Сухой хлеб» А Платонов Ответы на вопрос к тексту. 3 С.118-121
С.121-124 Вопрос8,с121
Вопросы 1,2.
Пересказ понравившегося эпизода. Уморился
Спит
«Люся» В.Распутин Самостоятельное чтение. Пересказ. 2 С.124-127 Вопрос 3,4
Вопрос7 «Труд» В.Брюсов Чтение про себя. 1 С.127-128 Вопрос5 «Огромное спасибо» В.Рождественский. Выразительное чтение. 2 С.129-130 Выразительное чтение.
Вопросы к теме с.130 Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» 1 С.130 Вн.чт. Рассказы о добре. 1 Зима «Чародейкою зимою» Ф.Тютчев. Заучивание наизусть. 2 С.131-132 Выучить «Декабрь» Г. Скребицкий. Выразителдьное чтение. 1 С.132-133 Вопрос6 «К зиме» К Бальмонт. 2 35 133-134 Выразительное чт.
выучить «Всяк по-своему» Г.Скребицкий. Выразит. чтение. 1 С.134-135;
135-137 Вопрос 4,137 Проверка техники чтения 1 План:35 часов 3 четверть «Поёт зима аукает» С.Есенин 1 С.137-138 Вопрос5,с138 «Берёза» С.Есенин Заучивание наизусть. 2 С.138 Выразительное чтение.
Выучить наизусть. «Зимняя дорога» А.Пушкин. Заучивание наизусть. 1 С.139 Выразительное чтение. Выучить наизусть. Верста
Борзая
Вёрсты полосаты
Весна «Март» Г.Скребицкий Чтение про себя. 1 С.141-142 Вопрос5, 142 «Вот уж снег последний в поле тает» А.Толстой Заучивание наизусть. 1 С142-143 Выучить «От первых проталин до первой весны» Г.Скребицкий 1 С.143-145 Вопрос7,с145 «Весна красна» Г.Скребицкий. Нахождение в тексте непонятных слов и выраж. 1 С.145-147 Перескажите мамину сказку. «Грачи прилетели» Г.Скребицкий. Изложение 2 С.147-148
Вопросы 1,2,3
Пересказ «Заветный кораблик» Г.Скребицкий 1 С.148-149 Вопрос4,с149 «В весеннем лесу» Г.Скребицкий 1 С.149-151 Вопрос 12,с152 Вн.чт. «Лесной голосок» Г.Скребицкий 1 «Весенние ручьи» А.Толстой 2 С.152 -154 Вопрос 4, с. 154
пересказ Половодье
«Гонимы вешними лучами» А. Пушкин Заучивание наизусть. 1 С.154 Выразит. Чтение.
Выучить наизусть. «Ворона» А Блок 1 С.155 Выразительное чтения. «Подснежник» Е.Серов Заучивание наизусть. 1 С.156 Выразительное чт.
Выучить наизусть «Весна» И.Соколов-Микитов выбор слов и выражений. 1 С.156-157 С158 вопрос5. «Крупный дождь в лесу зелёном» И.Бунин Работа над беглостью чтения. 1 С158 Выразительное чтения. «Черёмуха» С.Ечсенин Заучивание низусть. 1 С159 Вопрос 5 «Весна, весною, о весне» Я.Аким Правильное, осознанное чтение вслух. 1 С159-160 Выразительное чтения. Вн.чт. «Чук и Гек» А.П.Гайдар 1 О животных Тема и Жучка» Н.Гарин – Михайловский. Осознанное чтение вслух. Озаглавливание частей. Пересказ текста по частям. Ответы на вопросы к тексту. 4 С.163-165;
166-169 «Желтухин А.Толстой Выразительное чтение. 1-2 части. Озаглавливание частей рассказа. Передача содерж. Иллюстраций к произвед.. Ответы на вопросы.к тексту. 4 С169-171;
С171-173;
!74-175 С.171вопрс6
С.173 вопрос8
С.176 вопрос12 «Кот ворюга» К.Паустовский Работа над беглостью и выразит. чт. Выделение главной мысли произведения. 2 С.176-179 С.180 вопрос11 «Про обезьянку» Б.Житков Чтение про себя. Нахождение в тексте непонятн .слов и выражений. Озаглавливание частей рассказа. 3 С180 -183;
С183-184;
184-186 С.183 вопрос4
С.184 вопрос 3
С.187 вопрос 4 Техника чтения. 1 План 50час. 4 четверть Вн. чт. «Лисичкин хлеб» М.М. Пришвин 1 «Дачники» Э.Асадов Выраз. Чт. Нахождение в тексе непонятных слов и предложений. Ответы на вопросы к тексту 2 С.187-188 Вопрос 5, с 188
С.189 вопрос 7 Из рассказов Олёны Даниловны Ф.Абрамов Использование при пересказе слов и оборотов из произв. 2 С189-191 С.191 вопрос 6
пересказ «Будь человеком» С.Михалков. Выразит. чт. 1 С.192-193 Выразит чт. Обобщающий урок по теме: «О животных» 1 Из прошлого нашего народа. «На поле Куликовом» О.Тетомиров
«Москва собирает войско», «Куликовская битва»,
«Слава героям»
Нахождение в тексте непонятных слов. Ответы на вопросы. Пересказ. 3 С.195 -196 «
197-199;
200-201 Краткий пересказ
Пересказ по плану
Вопрос 5 Ратник
Дань
«Рассказы о войне 1812 года» «Бородино»,
»Ключи»,
«Конец похода»,
С.Алексеев Характеристика события. 3 С.201- -202;
202;
203 200 вопрос 8;
Пересказ близко к тексту,
Окрест
Сеча
«И снится ей жаркое лето…» Н.Некрасов 2 204-207 С.207 вопрос 4 «Белый пудель» А.Куприн Выраз.чт. 4 части. 5 С.207 -208;
208-210.
211-213;
213-216. Озаглавить и пересказ;
Вопрос 4;
Вопрос 4, пересказ;
Вопрос 10. «Снега поднимайтесь метелью»! Я.Жариков. Осознанное чтение вслух. 2 С.217-221 Выразительное чт.
С.221 вопрос 7 «У могилы неизвестного солдата» Ю.Коринец. Выраз. чт. 1 С.222 -223 Вопрос 6 Вн.чт. Рассказы о подвигах народа. 1 Из произведений зарубежных писателей. «Гаврош» В.Гюго Характеристика героев.
«Маленький гаврош»
«Гаврош опекает малышей»
3 224-225;
225-228 С.225 вопрос 4;
Вопрос 3;
С.229 вопрос 6 «Приключения Тома Сойера» М.Твен
4 части 4 С.229-230
С230-2232;
232-235,
236-238 Вопрос3, с.230.;
Вопрос 4, с232;
Вопрос5,с235
Вопрос6,236
Вопрос 10, с239 «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С.Лагерлёф Составление плана, пересказ по плану.4 части 4 С.239 -240 ;
241-243;
243-244;
245-246.
Озаглавить части. Пересказ. «Русалочка» Г.Х. Андерсен Чтение 1-2часть. 2 С.247-248;
248- 249,
249-251 Пересказ сказки. Вн.чт «Моя любимая книга» 1 Лето «Июнь» Г.Скребицкий. 1 С.53-54 С.54 вопрос 6. «Ярко солнце светит» И.Суриков. 1 С.54-55 Выразительное чт.
Выучить. Дремлет лес.
Золотом облиты тёмные кусты.
«Июльская гроза» А.Платонов Озаглавливание частей текста. 2 С.55-56;
С.56-58;
58-59;
С.60-61. Вопрос5,с56;
Вопрос4,с.58
Вопрос4,59.
Вопрос 6, с.61 «Берёзка» А.Прокофьев Заучивание наизусть. 1 С.61-62 Выразит.чт.
Выучить стих. Вн.чт. «Золотой луг» М.М.Пришвин 1 «Вот и клонится лето к закату» Ю.Гордиенко.выразительное чтение.
1 С.62-63 С.62-63 Выразительное чтение. Проверка техники чтения 1 План:40 часов Приложение.
Мониторинг уровня сформированности БУД (5 – 9 классы)
5кл 6кл 7кл 8кл 9кл.
В И В И В И В И В И
Личностные БУД осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2. соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами; 3. определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей; 4. ориентировка в социальных ролях; 5. осознанное отношение к выбору профессии. 6. Коммуникативные БУД 1. признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 2. участвовать в коллективном обсуждении проблем; 23. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 4. дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); 5. использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач; 6. выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта; 7. с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 7. владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные БУД 1. постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой); 2. определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения поставленных задач; 3. осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном; 4. осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; 5. адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Познавательные БУД 1. Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; 2. извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач; 3. использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий; 4. использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех 103 учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.