Классный час О волшебных вежливых словах

Открытый классный час.

Тема. О волшебных вежливых словах.

Цель. Учить ребят вежливому обращению друг к другу и окружающим людям.

Оборудование. Плакаты с пословицами о вежливости, плакатики с вежливыми словами, детские «лица», вырезанные из бумаги (рисованные), маски, цветные кружки на партах, магнитофон.

Ход занятия.
Объявление темы классного часа.

Приветствие ребятам и гостям. Стихотворение «Здравствуйте» В. Солоухина.
Учащиеся класса выходят и рассказывают стихотворение.
- Здравствуйте! (хором)
Поклонившись , мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы
- Здравствуйте! (хором)
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали!
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Здравствуйте!
То есть будьте в хорошем здоровье!
Это главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю!
- Здравствуйте!
Я вас встретил впервые,
Но я – человек, и вы – человек –
Мы люди на этой Земле!
Поклонимся же друг другу при встрече.
И тропинку друг другу уступим!
Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено!
- Здравствуйте!
Как я рад, что могу вам это сказать!
Ребята садятся на свои места.

Обсуждение пословиц и высказываний о вежливости. Учитель обращает внимание ребят на доску, где размещены рисунки и плакаты о вежливости. Рисованные лица – это ребята нашего класса: «Солнышко» символизирует вежливость, а «туча» - грубость. Комментарии ребят: «Когда люди бывают невежливы, грубят, дразнят друг друга, подшучивают друг над другом, тогда словно темная туча закрывает солнышко-вежливость, и на душе становится пасмурно, неуютно, грустно».
Обсуждаем пословицы на доске:
- Русская пословица: «Не дорого ничто – дорого вежество». В старину вежество означало вежливость. Отсюда и пошло слово невежа, т.е. невежливый, невоспитанный человек.
- Башкирская пословица: «Вежливость – это как рукопожатие друга». Как вы понимаете смысл этих слов? Ребята: «Если с тобой поздоровались, сказали «спасибо», «пожалуйста», вежливые слова произнесли, чувствуешь рядом с собой друзей».
Далее ребята прочитывают высказывание испанского писателя М. Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Мнение учащихся: «Сказать вежливое слово не трудно, оно важно потому, что если его не сказать вовремя другому человеку, можно поссориться или тебя будут считать невежливым человеком, не захотят дружить, помогать, приглашать в гости».

Выступление ребят (стихи) и обсуждение ситуаций всем классом.
Тетя Лиза попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тетя Лиза,
я Вам вовсе не батрак!
(Обсуждение.)
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки!
У задиры под глазами
Не проходят синяки!
(Обсуждение.)
В поезд входят три юнната:
- Ух народу сколько тут!
- Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
(Обсуждение.)

Интермедия «О вежливости» (из цикла «Как себя вести»).
Включается магнитофон с записью интермедии. Разговор о вежливости учителя Николая Владимировича и его учеников Алика и Саши.
После прослушивания ребята высказывают свое отношение и делают выводы:
- нельзя перебивать рассказчика, выступающего;
- вежливые слова должны быть сказаны к месту.

Минутка поэзии (с обсуждением).
Звучат стихотворения в исполнении ребят:
- английский поэт Бэллок «Лягушка» (девочки с масками);
- американский поэт Огдэн Нэш «Соседи сверху» (мальчики).
В стихотворении «Лягушка» говорится о том, что обзывания, дразнилки далеко не безобидны и ранят сердце и душу любому. Стихотворение учит чуткости, доброте.
После стихотворения «Соседи сверху» ребята задумались, а какие они – соседи, как сами ребята ведут себя дома, и не страдают ли окружающие их люди.
Прозвучали советы и правила общежития: как включать магнитофон, телевизор, радиоприемник (громкость), игры в квартире, соблюдение тишины от 1100 вечера до 0700 утра, не беспокоить соседей и после 2100, т.к. люди отдыхают после работы.

Физминутка.

Прослушивание рассказа «А ты поступи по другому» (из цикла «Каким должен быть гость»). Учитель читает рассказ.
«После спортивного соревнования Игорь сказал Виктору: - «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть вечера. Я тебе марки покажу и конструктор новый Магнитофон послушаем.»
Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды, собрался постирать свои вещи. В это время резко и сильно зазвонил звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз подолгу нажимал на звонок. Вот Игорь открыл дверь. Виктор буркнул: «Привет!», прошел в комнату, бросил мокрую куртку и шапку в кресло и огляделся:
- А у вас ничего, подхо
·дяще! Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.
- Это отцу подарили, на память.
- Здорово сделано. А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула.
Игорь вздрогнул, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая на яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился:
- Что за барахло держите в доме? – на лице Виктора явно выразилось презрение к вкусам хозяина.
Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате.
Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с печеньем, сахарницу и потянул к себе дверцу холодильника:
- Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь как соленое люблю!
Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за шапку.
- Ну я пошел. Пока! Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял: мне палку обстрогать надо. Отдам как-нибудь. – и гремя сапогами, он помчался вниз по лестнице.»

Обсуждение прочитанного рассказа. Ребята называют ошибки в поведении Виктора, попутно исправляют действия этого мальчика словами: а я бы сделал(а) так, надо было сделать по другому, Виктору необходимо научиться быть вежливым, он не знает хороших манер, вежливых слов. Подчеркивается, что скромность, аккуратность и вежливость украшают человека в любом возрасте и всегда приятно, если к нам приходит скромный, аккуратный и вежливый гость.

Тестирование "Хорошие манеры".
- Да, верно ребята, Виктору необходимо овладеть хорошими манерами. А вы знаете, что такое хорошие манеры? Умеете ли правильно вести себя в гостях или в общественных местах?
Предлагаю вашему вниманию тесты. На каждый вопрос дается 3 варианта ответов, номера ответов помечены цветными кружками на доске:
№1 – зеленый, №2 – желтый , №3 – синий.
У вас на партах (у каждого ученика) лежат зеленые, желтые, синие кружки. Выбереите правильный номер ответа и покажите соответствующий номеру кружок. Будьте внимательны!

Тесты "Хорошие манеры".
I тест.
Ты съел конфету. Что ты сделаешь с фантиком?
Бросишь на землю, когда никто не видит.
Бросишь в урну.
Положишь в карман.
Правильно: №2, но если урна поблизости отсутствует, то №3.
II тест.
Ты ел пирожное и запачкал нос кремом. как ты поступишь?
Вытрешь нос рукой.
Вытрешь нос носовым платком.
Не будешь ничем вытирать, пока не доешь до конца.
Правильно: №2.
III тест.
Тебя пригласили в гости к назначенному часу. Как ты поступишь?
Придешь вовремя.
Придешь пораньше.
Придешь позже всех, когда гости уже собрались.
Правильно: №1.
IV тест.
В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты знаешь, что тебе столько никогда не съесть. Как ты поступишь?
Начнешь есть и половину порции оставишь на тарелке.
"Лопнешь", но съешь все, что в тарелке.
Извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше.
Правильно: №3.
- Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы.

Конкурс "Вежливые слова".
- Какие вежливые слова вы, ребята, знаете? (Учащиеся называют вежливые слова. На доске открываются шторки и ребята читают все вместе вежливые слова на табличках.)
извините спасибо
разрешите пожалуйста
здравствуйте прошу прощения
до свидания будьте добры
добрый день благодарю вас
добрый вечер будте здоровы
спокойной ночи всего доброго
– Наше занятие подходит к концу. Давайте, ребята, споем песенку "О вежливых словах". Ребята исполняют песню.
"Извини", "Пожалуйста",
"Прости" и "Разреши" –
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы таблицы умножения
Есть еще таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два
"Спасибо" и "Пожалуйста"
Волшебные слова.
Волшебные, Волшебные, Волшебные слова!

- Ребята, а вежливые слова и вправду обладают волшебным действием! Скажи с улыбкой вежливое слово и мир вокруг прекрасней станет снова!


























15