Открытого урока В стране …выученных уроков, или Путешествие на остров Глагол


Ахметова Ибагуль БагдатовнаУрок русского языка в 5 классе
Тема: «В стране …выученных уроков,
или Путешествие на остров Глагол»
Тип урока:: Промежуточное закрепление «Глагол - как часть речи. »
Цель:
1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности.
Задачи:
Обобщение изученного по теме: «Глагол как часть речи »
Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся
Воспитание интереса к урокам русского языка.
Технологии: игровые, информационно-коммуникационные
Форма: урок-путешествие
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
План урока:
Ш. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Конспект урока.
Орг. момент
Эпиграф урока- замечательное слова Абая
Лишь знаньем жив человек.
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье- светоч сердец.
Да будет правден путь твоей души молодой Погружение в тему.
Мотивация.
О чём пойдёт разговор на уроке?
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про-глагол
Правильно. Это глагол
Постановка целей и задач. (Слайд 1)
- Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Как вы думаете, что это за страна?
- Да, верно, страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний, который носит название – Глагол. Итак, открывайте свои путевые листы, записываем тему урока. (Запись темы в тетрадях). (анимация по щелчку)
- Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке? С какими новыми словами вы познакомились при изучении темы?
Постановка задач урока (совместное целеполагание) (Слайд 2, анимация по щелчку с помощью триггеров).
- А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!
Станция по Острову Глагол.
Минутка чистописания
Лл Дд Ээ Аа Оо Жж Тт Нн Ии
Станция «Грамматическая»
Словарная работа
Автомобиль, адрес, библиотека, вагон, собака, комбайн, корабль, космонавт, лестница, сирень, трамвайСтанция «Теоретическая
Вопросы:
1вариант 2 вариант
1.Что такое глагол? На какие вопросы отвечает?
Как пишется Не с глаголами?
На какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы:
что делает?
что делают?
что сделает?
что сделают?
что сделал?
что сделали?
1.На какой вопрос отвечает глагол в прошедшем времени? Как изменяется?
2.Как образуется глагол в прошедшем времени?

Глагол изменяется по:временамчисламнастоящеебудущеепрошедшееединственноемножественноепо родаммужскойсреднийженский
Станция «Творческая»слайд 11Поставьте глаголы там где нужнои у вас получиться расказ НОЧЬ. МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВУШКА. ОГНИ. ВЕТЕР.ОДИНОКИЕ ДЕРЕВЬЯ.. СНЕГ. БЕСКОНЕЧНОЕ ПОЛЕ
Правильный вариант:
Наступила ночь. Уснула маленькая деревушка. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются одинокие деревья. Пошёл снег. Белеет бесконечное поле. Ф
ФизминуткаПоскачите, попляшите
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими старайтесь,
Вы рифмовку прочитали …
А глаголы вы узнали?
Станция «Письмо по памяти»
Поскачите, попляшите, сядьте, полежите, поднимитесь, распрямитесь, потянитесь, согнитесь, встаньте, улыбнитесь, старайтесь.Станция “Работа с учебником”
Упражнение
Недавно здесь мели метели,
Летел сухой колючий снег.
А нынче с крыш текут капели,
Предупреждая о весне.
(Е. Стюарт)
1 – существительное2 – прилагательные3 – глаголы
праздничный. Веселье весёлыйвеселитьрадостныйрадостьрадовалсяпоходпоходныйходилигрушечныйиграигратьстроитьстроительстроительныйпраздникпраздновать
Упражнение 399, с. 61
Станция “Дружная”
Труд кормит,
Смелый находит,
Сядем рядком,
Терпенье и труд,
Кто много видел и слышал, поговорим ладком.
тот много знает.
а лень портит.
робкий теряет.
всё перетрут.
2. Глагольная гора.
- Скажите, ребята, а зачем нам нужно знать глаголы ?
- Да, знание глаголов необходимо нам для того, что без него мы не можем ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться, ни поиграть.
- А как с точки зрения называются те слова, которые вы сейчас услышали?
(вопросы на знание теории могут быть заданы тем, кто оставался «на судне», т.е. получил «2» и учил правило. После правильного ответа, они могут присоединиться к команде)- Верно, это глаголы, и перед нами Глагольная гора . (Слайд 4) Давайте попробуем на нее подняться. Каждый наш правильный ответ – ступенька вверх, на гору вашего успеха. Надеюсь, что ваша вершина вам покорится.
2.Задание: Определите вид глагола
1. Шить, пить, сесть, читать
2)шью, пью, сижу, читаю
3) шила, пила, сидела, читала
4) сошью, выпью, сяду, прочитаю
5) буду шить, буду пить, буду сидеть, буду читать.
Проверка (ответы открываются по щелчку)
Оценка: балл зависит от количества преодоленных ступенек.
3. На фуникулере.
- С вершины горы мы спускаемся на фуникулере. А кто знает, что такое фуникулер? А что делать, если мы не знаем значения слова? (Обратится к словарю).
Фуникулёр – железная дорога с канатной тягой на крутых подъёмах в горах.
4. Долина задании.
А наше путешествие продолжается. Мы находимся в прекрасной горной долине, а вот и жители они хотят чтобы мы отгадали загадку и выполнили несколько задании (слайд 5, 6)
Упражнение № 354 Напишите данные глаголы во 2- ом лице единственного числа. Выделите окончание. Рядом напишите неопределённую форму.
.Упражнение №365 Образуйте глаголы прошедшего времени. Определите число,род. Поставьте ударение.
Упражнение № 378 Выпишите 5 глаголов из текста”Русская матрёшка”. Поставьте их в неопределённой форме. Образуйте глаголы будущего времени.
Проверка
Оценка задания: 1 балл за каждое выполненное упражнение.
5. На перекрестке:
- (Слайд 7) Дорога привела нас к перекрестку: одна дорога – к заливу прошедшего времени, а он находится на западе острова, где много холодных течений. Бухта настоящего времени на востоке. Так хочется искупаться в ласковом море, понежиться на теплом песочке. Чтобы определить направление правильно, надо знать, какие глаголы принадлежат прошедшему времени, а какие настоящему времени.
1 вариант – прошедшее время, 2 вариант – настоящее время.
Делал, делала, делали, сделали;
Нарисовал, нарисовала, нарисовали;
Создаю, делаю, позволяю;
Вырезал, вырезала, вырезали;
Совершила, совершил, совершили;
Провожу, приобретаю, помогаю;
Строю,начинаю,подсказываю.
Проверка по щелчку.
Оценки за выполненное задание выставляются в маршрутный лист.
6. Бухта настоящего. Музыкальная физкультминутка.
- Правильно выбранный путь привел нас в бухту настоящего. (слайд 8) Солнце здесь жаркое, вода теплая. Мы можем отдохнуть. Звучит музыка (” чунга- чанга”)
7. В музее (Из истории игрушек )- После непродолжительного отдыха мы путешествуем дальше и попадаем в город. Местная достопримечательность – музей. (Слайд 9) Давайте зайдем сюда.
Проверка домашнего задания(опережающее)
Рассказ – об истории игрушек, какие игрушки играли раньше наши бабушки и дедушки. А какие игрушки появились в наши дни и кто их создал. Слайд 10
Задание классу: во время экскурсии записать выделенные слова в текстах.
(Текст упражнения № 367, № 370 № 371.Проверка (слайд 11).
8. В кафе «Визави»
- День подходит к концу, а мы еще не подкрепились. Я приглашаю вас в небольшое, но уютное кафе. (слайд 12)
Задание: при заказе блюд использовать в речи глаголы.
Меню кафе «Визави»
Салаты
Салат из авокадо
Салат из осетрины
Салат из языка с грибами
Супы
Борщ красный с фасолью
Суп куриный с гренками
Окрошка с квасом
Гарниры
Гречка с луком и грибами
Пюре картофельное
Рис отварной
Картофель фри
Десерты
Ассорти из ягод
Мороженое с сиропом
Банан запеченный с мороженым
Торт с лесными ягодами
Яблоки в карамели
Напитки
Кофе со сливками
Коктейль ягодный
Чай черный
Квас русский
Сок яблочный
- Все ли слова вам знакомы? Что надо знать, чтобы не попасть в глупую ситуацию?
Проверка (слайд 13)
Я хочу заказала салат из авокадо.
А мы попросили принести мороженое с сиропом.
Я бы выпила яблочный сок и съела бы картофельное пюре.
-Наши мальчишки будут есть суп куриный и будут пить ягодный коктейль.
Выписать глаголы и указать время и род.
Взаимопроверка. Оценка.
19. Пролив будущего.
- Наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся на наш корабль, но осталось последнее препятствие. (Слайд 14) Вернуться на корабль сможет тот, кто переплывет пролив будущего сложного .
- Длина пролива – 12 километров. Один километр – один глагол. Вас 12 человек, кто поплывет первым?
Учащиеся называют глаголы. (Возможно меньшее количество по усмотрению учителя)
Оставшихся могут спасти товарищи.
Например: буду плыть, будешь плыть будут плыть, буду побеждать, будешь побеждать, будут побеждать.
III. Подведение итогов.
1. Рефлексия.
Итак, все в сборе. Мы садимся в уютные каюты (слайд 15) и обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес.
- какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?
- что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным? Чему вы научились?
2. Оценка.
- Сосчитайте свои баллы, запишите итоговое количество.
«5»- «4»- «3»-
- Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой.
- Значит, наше путешествие в страну выученных уроков оказалось не напрасным.
3. Домашнее задание (слайд 16)
Представьте, что вашему классу нужно подготовить кукольный спектакль для малышей детского сада. Расскажите, что нужно для этого сделать, с чего начать.
Городской открытый
урок русского языка в 5 А классе
Тема: «В стране …выученных уроков,
или Путешествие на остров Глагол»
по технологии М. М. Жанпеисовой