Конспект урока по русскому языку на тему Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)


Конспект урока по теме «Морфемика как раздел лингвистики»
Цели:
· дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова;
· добиваться от учащихся осознания того, что морфемы являются значимыми частями слова;
· вырабатывать умение определять грамматические признаки слова по окончанию
· создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к
осознанию и усвоению новых способов деятельности,
· обучать индивидуальной рефлексии достижения цели, создать ситуацию успеха
Ход урока
Организационный момент. 1 мин
Прозвенел звонок в срок…
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё в порядке?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд № 1) 1 мин
1. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).
Однажды ученикам 5 класса на уроке русского языка учитель предложил подчеркнуть однокоренные слова в стихотворении Г.Комаровского и Г.Ладонщикова. Вот как с эти заданием справилась Лена Лентяйкина.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.
Учительница, заглянув в тетрадь, сказала, что Лена неправильно выполнила задание, на что девочка ответила: «Значит, в этом стихотворении нет совсем однокоренных слов».
- Согласны ли вы с Леной?
- Почему она ошиблась?
- А что вы знаете о корне, приставке, суффиксе и окончании?
- Зачем изучать части слова?
- Действительно, известный ученый-лингвист академик Н.М.Шанский утверждал, что «разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, четче и точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова». Готовы? Тогда вперед, к новым открытиям!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите плюс на полях тетради, если ошиблись - минус.
2.1. Устная работа:
1. Назовите значимые части слова.
2. Назовите изменяемую часть слова. (Окончание)
3. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово
целиком? (Основа слова)
4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
(Приставка, корень, суффикс)
5. Главная значимая часть слова – это… (корень)
6. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
7. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
8. Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные
слова: «Косарь траву косит косой».
2.1. Игра «Не угоди в ловушку!»
- Распределите слова в три столбика. (Работа в группах)
Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.
С падежным
окончанием С нулевым
окончанием Без окончания
(неизменяемые
слова)
– Какие задания вызвали у вас затруднение? (вопрос №8, игра «Не угоди в ловушку»)
– Почему?
(Затруднения при определении в слове окончания)
2.3. Проверка выполненного, озвучивание вариантов ответа.
3. Постановка проблемы.
Цель:
· организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова; добиваться от учащихся осознания того, что морфемы являются значимыми частями слова;
· сформулировать тему урока;
· обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
- Можем ли мы сейчас решить все возникшие проблемы? Почему? ( У нас недостаточно знаний по данному вопросу).
- Какую же цель деятельности на уроке вы можете себе поставить? (изучить новый материал о морфемах).
-А как определим тему урока? (Морфемика как раздел лингвистики. Окончание.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Цель:
· организовать коммуникативное взаимодействие для овладения новыми знаниями;
· создать план достижения цели, определить средства;
· зафиксировать новую модель знаково, в речи и с помощью эталона.
- Что же надо сделать, чтобы решить эту проблему? (вспомнить изученное в 1-4 классах, изучить теоретический материал учебника).
Работа в парах с теоретическим материалом. Прочитать текст, изложить его содержание в форме кластера.
При проверке результатов работы выбирается лучший вариант.
Самостоятельная работа в парах (упр. )
При проверке ответы выносятся на экран проектора.
- Справились ли вы с первым возникшим затруднением? Не забудьте себя оценить.
- Познакомьтесь с материалами рубрики «Знайте и применяйте». Сформулируйте и задайте своему товарищу по парте 2-3 вопроса по данному материалу. Докажите при помощи схем-таблиц, что окончание – грамматическая морфема (работа в группах по 4 человека).
Проверка, выбор лучшего проекта.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
зафиксировать преодоление затруднения.
- Как ваши схемы-таблицы помогут решить упр. № ?
- А если бы У Лены Лентяйкиной были такие кластеры и схемы таблицы, она бы справилась с заданием своей учительницы? Докажите.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
проговорить новый способ действия во внешней речи;
установить состоятельность этого способа.
6.1.Комментирование по цепочке ( Упр. ).Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия.
6.2. Игра «Четвёртое лишнее».
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните
лишнее слово в каждой строке.
1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.
2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.
3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.
4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.
7. Морфемный разбор по алгоритму (упр. )
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: уяснить место использования нового приема в системе изученного материала;
– Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?
– Какое место в языке занимает морфема? (наименьшая значимая единица языка)
– Достаточно ли мы закрепили новый прием? (да)
Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
оценить результаты собственной деятельности;
повторить способ нового знания;
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (кластер, схемы-таблицы).- Как эти знания будете использовать?
– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
А) Упр. (низкий уровень самооценки)
Б) Упр. (средний уровень самооценки)
В) Упр (высокий уровень самооценки)