Интегрированный урок ОБЖ-русский язык Путешествие по стране невыученных уроков

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

по предметам «Русский язык», «ОБЖ»




Тема: КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ»








Автор: преподаватель литературы и русского языка Поставит Ю.Г., преподаватель-организатор ОБЖ Менщиков В.А.










Оглавление


Пояснительная записка с. 3
Урок «Квест «Путешествие по стране невыученных уроков»
План урока с. 4
Ход урока с. 5
Список использованной литературы с. 11
Приложения
Письмо с. 12
Таблица-путеводитель с. 13
Ключи для самопроверки с. 14
Рекомендации с. 22
Пояснительная записка

Урок рассчитан на малочисленную группу, вследствие её мобильности. Так как он построен так, что предполагает переход от одного стола к другому.
Специфика урока в том, что он интегрированный – соединяются русский язык и ОБЖ. Это урок комбинированный, урок-практикум.
По русскому языку были взяты несколько тем по разделам «Морфология»,
«Лексика», «Словообразование», «Грамматика», что позволяет проверить уровень усвоения учебного плана и выявить пробелы, на которые нужно будет обратить более пристальное внимание. Темы по ОБЖ: «Автономное существование человека в природной среде», «ЧС природного характера» – являются одними из наиболее важных, так как дают практические навыки действий для обеспечения личной безопасности. Урок опирается на предыдущий материал, как по русскому языку, так и по ОБЖ.
Цель урока – осуществить контроль знаний, умений и навыков по предметам
«Русский язык», «ОБЖ». На уроке решаются следующие задачи: 1) обобщить знания по предметам «Русский язык», «ОБЖ»; 2) развивать умение применять полученные знания на практике, логическое мышление, умение работать в коллективе; 3) воспитывать образованную, всесторонне развитую личность. Эти задачи взаимосвязаны, выступают в комплексе, дополняя и обогащая друг друга.
Избранная структура урока является оптимальной для решения поставленных задач, так как позволяет проследить связь русского языка и ОБЖ, а также установить межпредметные связи. Урок построен рационально: организационный момент, актуализация знаний, выполнение заданий, подведение итогов – распределены и выдержаны в строгом соответствии со временем. Связки между этапами урока логичны и последовательны.
На уроке используются формы самостоятельной работы: выполнение заданий, самопроверка, самооценивание. При составлении заданий применялся дифференцированный подход к обучающимся.
План интегрированного урока по русскому языку и ОБЖ

Методическая цель: применение методов формирования духовного и интеллектуального развития личности в процессе урока

Тема: Квест «Путешествие по стране невыученных уроков» Тип урока: урок интегрированный
Вид урока: урок-практикум

Цель урока: осуществить контроль знаний, умений и навыков по темам
«Правописание приставок», «Словообразование», «Прямое и переносное значение слова», «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы», «Активный и пассивный словарный запас», «Число и род имен существительных», «Понятие о частях речи»,
«Автономное пребывание в природной среде», «ЧС природного характера»

Задачи урока: 1. Обобщить знания по темам «Правописание приставок»,
«Словообразование», «Прямое и переносное значение слова»,
«Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы», «Активный и пассивный словарный запас», «Число и род имен существительных», «Понятие о частях речи», «Автономное пребывание в природной среде», «ЧС природного характера»;
Развивать умение применять полученные знания на практике, логическое мышление, умение работать в коллективе;
Воспитывать образованную, всесторонне развитую личность.

Метод: самостоятельная работа по микрогруппам

Оборудование: объяснительное письмо, ручки, листы, задания, словари, названия островов, ключи для самопроверки, таблицы-путеводители, конверты, оценочная шкала


План урока:

Организационный момент 1 мин.
Актуализация знаний 2 мин.
Выполнение заданий 37 мин.
Подведение итогов 5 мин.
45 мин.
Ход урока:

Организационный момент:

Актуализация знаний:
Вы совершали путешествие на огромном океаническом лайнере. Но разбушевавшаяся стихия стала причиной стихийного бедствия, в результате которого вы оказались в открытом море разделенные на 2 группы. Вы знаете, что материк недалеко. Но вы устали и выбились из сил.
Оглядевшись, вы увидели, что на пути к материку – архипелаг, т.е. группа островов, расположенных близко друг к другу. Благодаря этому вы сможете добраться до материка и спастись.
Выбравшись на первый остров, вы нашли воду, еду и странный конверт. Вы знаете, что вскрывать такие подозрительные предметы не рекомендуется. Но любопытство родилось раньше нас, и вы, нарушая все правила обеспечения личной безопасности, вскрываете конверт. Что же в нём?

«Приветствую вас, о потерпевшие крушение и попавшие на мой архипелаг! Вы отдохнули, набрались сил и теперь мечтаете вернуться на материк. Верно? Что же, я, джинн этого архипелага, вам в этом помогу. Но мы, джинны, ничего не делаем просто так. Чтобы добраться до материка (стола учителя), вам необходимо пройти 4 острова и выполнить ряд моих заданий.
Попадая на остров, вы находите там конверт. В нём 5 заданий: 4 – по русскому языку, 1 – по ОБЖ. Да-да, и по ОБЖ также. Вы ведь попали в чрезвычайную ситуацию и оказались в обстановке вынужденной автономии. А на моих островах бывают и бури, и землетрясения, и наводнения, и даже лесные пожары. Должны же вы знать, как действовать в подобных условиях?!
Выполнив все задания (насколько это в ваших силах), вы получаете ключ для самопроверки и сверяете свои ответы с ключом. За каждое правильно выполненное задание вы ставите себе 1 балл. Проверив все задания, вы суммируете баллы и записываете итог.
Для удобства вы получите путеводитель по островам. Кроме того вы возьмёте с собой ручку и толковый словарь. Поверьте, он вам пригодится.
Только после того, как общее количество баллов записано в путеводитель, вам открывается дорога на следующий остров.
Только пройдя все острова, вы доберётесь до материка. А там вас ждёт награда. Ваш учитель соотнесёт заработанные вами баллы с оценочной шкалой и выставит вам оценки по русскому языку и ОБЖ.
Итак, игра начинается! Удачи!»

Ну, что же, с хозяином архипелага не поспоришь. Придётся вам, чтобы добраться до меня, выполнить задания джинна.
Первый остров помог вам восстановить силы и познакомил с условиями спасения. Более того, он открыл вам путь на второй остров. Не теряйте времени, иначе не успеете спастись.
МОРФОЛОГИЯ
На столе лежит конверт с заданиями и оценочная таблица – путеводитель.


1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
Итого

Морфология







Лексика







Словообразование







Грамматика







Итого:



задание. Перечислите все части речи
задание. Назовите существительные мужского рода: корова, утка, свинья, курица, овца, ласточка
задание. Назовите 5 существительных, имеющих форму только множ./ед. числа 4 задание. Запишите словами, раскрыв скобки: 3 (девушки, дети, юноши,
балерины); 4 (сутки, детёныши)
5 задание. Дайте определение понятиям: автономное существование, чрезвычайная ситуация. Порядок действий при вынужденной автономии. Алгоритм действий при ЧС.

ЛЕКСИКА
задание. Подберите синонимы к словам: горе, хотеть, твёрдый, базар, направо; стужа, думать, холодный, зной, вверху
задание. Найдите антонимы:
Вы – свет, а я похож на тьму, Они сошлись. Волна и камень, Вы параллельны ко всему, Стихи и проза, лёд и пламень
А я, напротив, вертикален. Не так различны меж собой.
задание. Дайте определение понятиям: омонимы, устаревшие слова, прямое значение слов; паронимы, неологизмы, переносное значение слов
задание. Укажите значение слов (используя толковый словарь): афоризм, конфликт, фантазия, интеллигентный, шедевр; панегирик, аналогия, интеллект, лаконичный, тенденция
задание. Перечислите чрезвычайные ситуации природного характера. Перечислите чрезвычайные ситуации природного характера, характерные для Брянской области

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
задание. Запишите по одному слову, состоящему из: корня и окончания; корня, суффикса и окончания; приставки, корня и окончания; приставки, корня, суффикса и окончания
задание. Найдите лишнее: желток, железо, жёлтый; носильщик, нос, носатый; гусь, гусыня, гусеница; росток, рослый, росинка
задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:
очень высокий очень вкусный
около вокзала около озера
близко к земле близко подойти
открыть не полностью затормозить не полностью возле дороги возле училища
задание. Запишите слова, раскрыв скобки:
(бе)аварийный (бе)аварийный
(ни)ввергнуть (ра)жечь
(ни)падать (ра)чистить
(во)питать (и)брать
(во)наградить (и)полнить
(рз)данный, (рз)давать
(рс)пись (рс)писать
(рз)валить (рз)ыскать
()бить ()делать
()гореть (..)жевать
задание. Ваши действия при землетрясении. Ваши действия при сильном ветре.

ГРАММАТИКА
1 задание.
Угадайте слово:
Я – то же, что и ураган,

Мой первый слог тягуч и сладок


Но только гость восточных стран,
Второй – частица, вместе - зверь


На море я – гроза для шхун, А называюсь я – (тайфун)
Живёт в лесу, на ульи падок,
Ну, угадай его теперь! (мед-ведь)


Я – синоним осьминога,
Я – сборник карт. От ударенья


А без С – в метле нас много (спрут)
Зависят 2 моих значенья: Захочешь – превращусь в названье



Блестящей, шелковистой ткани я (атлас)


Муж кошки в июне, июле и августе
(кот-лета)
Муж кошки в июне, июле и августе
(кот-лета)


задание. Разгадайте и прочитайте пословицу:
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZ
ROPJZOДGA (Люди, а не стены создают города)
задание. Разгадайте ребусы:

Береза

Рабочий

Организованный вывод и вывоз населения из опасных районов в безопасную зону:

Эвакуация

Русский

Ученик

Недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей:

Халатность
задание. Разгадайте кроссворд:

Сидит Пахом На коне верхом, Книги читает,
А грамоты не знает.

Наша белая Федора Наедается не скоро, Но зато когда сыта, От Федоры – теплота.

Дядя Хлыст и тетя Нить Простачков пошли ловить. Одурачить простачков Пригласили червячков.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел.

Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.

Две сестренки, две плетенки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять.

Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка.
Кто такая?

Ответы: 1. Очки. 2. Печка. 3. Удочка.4. Бабочка. 5. Лампочка. 6. Рукавичка.
7. Электричка.

задание. Ваши действия при лесном пожаре. Ваши действия при наводнении.
Подведение итогов:
Учащиеся, выполнив все задания, подходят к столу преподавателя, который соотносит баллы команд с оценочной шкалой и объявляет оценки за урок.
Список использованной литературы

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы – М., 2002
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы – М., 2009
Как готовить интегрированные уроки – М., 2006
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по рус.яз. – М., 2002
Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. – М., 2006
Лингвистические сказки/сост. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. – Брянск, 2006
Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. – М., 2007
Школьный справочник по русскому языку/под ред. Леканта П.А. – М., 2004
Приложения

Письмо
«Приветствую вас, о потерпевшие крушение и попавшие на
мой архипелаг!
Вы отдохнули, набрались сил и теперь мечтаете вернуться на материк. Верно? Что же, я, джинн этого архипелага, вам в этом помогу. Но мы, джинны, ничего не делаем просто так. Чтобы добраться до материка (стола учителя), вам необходимо пройти четыре острова и выполнить ряд моих заданий.
Попадая на остров, вы находите там конверт. В нём пять заданий: четыре – по русскому языку, одно – по ОБЖ. Да-да, и по ОБЖ также. Вы ведь попали в чрезвычайную ситуацию и оказались в обстановке вынужденной автономии. А на моих островах бывают и бури, и землетрясения, и наводнения, и даже лесные пожары. Должны же вы знать, как действовать в подобных условиях?!
Выполнив все задания (насколько это в ваших силах), вы получаете ключ для самопроверки и сверяете свои ответы с ключом. З