Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку на тему Путешествие по стране невыученных уроков
Викторина по русскому языку.
Тема: «Путешествие по стране невыученных уроков».
Цели:
Обучающие: обобщить знания учащихся по русскому языку; формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие: воспитывать умение работать в группах; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: презентация, листы для ответов учащихся, буквы (за правильный ответ).
Ход мероприятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь.
2. Озвучивание цели занятия.
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Грамматику. В этой стране случилось несчастье. В Грамматике побывал Буратино. Этот озорной и весёлый мальчишка всё в этой стране перепутал, и теперь Грамматика называется Страной невыученных уроков. Нам необходимо навести порядок в Грамматике, а для этого нужно преодолеть все испытания. За правильное выполнение заданий вы будете получать буквы, из которых в конце путешествия мы составим пословицу, которая восстановит порядок в Грамматике. Та команда, которая первой восстановит порядок в стране Грамматике, получит подарок от президента этой страны. Вы делитесь на 3 команды: 1-й ряд-1-ая команда; 2-й ряд-2-ая команда; 3-й ряд-3-я команда.
3. Выполнение заданий.
1 испытание
- Вам необходимо заменить слова разговорной лексики синонимами, которые подходят под данный стиль текста и заменить слова английского языка на слова русского языка.
1. Язык, на котором мы болтаем, красивый и могучий. Русский язык яркий, певучий и rich.
2. Русский language – настоящий, strong. Где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий.
3. Чтобы классно писать, надо хорошо знать свой родной language.
2 испытание
- Буратино так запутал местных жителей, что теперь они не могут вспомнить вторую половину своих любимых пословиц. Давайте им поможем.
1. Кто не работает - тот не ест.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кончил дело - гуляй смело.
Поспешишь - людей насмешишь.
Каши маслом не испортишь.
После драки кулаками не машут.
3 испытание
- Составьте слово:
1. Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученик. (ПОДСНЕЖНИК)
2. Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (ЗАВЯЗКА)
3. Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове ножка, окончание в слове шляпа. (РАСПИСКА)
4 испытание
- Соберите предложение, расставив слова в определённом порядке и в определённой форме.
1. Чемодан, с, мальчик, во, нашёл, конфеты, двор, и, гулял. (Мальчик гулял во дворе и нашёл чемодан с конфетами.)
2. Дедушка, молоток, старый, помощь, телевизор, с, отремонтировал, и, отвёртка. (Дедушка с помощью молотка и отвёртки отремонтировал старый телевизор.)
3. Кошки, сидела, фильм, на, бабушка, и, про, смотрела, диван, сиамский. (Бабушка сидела на диване и смотрела фильм про сиамских кошек.)
5 испытание
- Определите в прямом или в переносном значении употреблены прилагательные.
1. Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглая сумма (пер.), острый нож (пр.).2. Прозрачный намёк (пер.), светлая мысль (пер.), чёрный карандаш (пр.), живая вода (пер.).3. Стальной характер (пер.), золотое кольцо (пр.), сладкая речь (пер.), стальной обруч (пр.).6 испытание
- Буратино решил с нами порезвиться и загадать загадки.
Задания для всех.
- Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)
- В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)
- Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)
- Что нужно сделать с существительным «жарко́е», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение: жа́ркое)
- В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
- Какое из данных слов лишнее: четырёхугольник, четыре, четвёрка? (четыре – числительное)
7 испытание
- Найдите слова, в составе которых есть суффикс -чик-
1. Переводчик, грузчик, мячик, шкафчик.
2. Заказчик, калачик, рассказчик, диванчик.
3. Ключик, лётчик, перевозчик, разносчик.
8 испытание
- Исключите лишнее.
1. Пр…гнуть, пр…града, пр…ехать,
2. Пр…вращать, пр…украсить, пр…школьный.
3. Пр…брежный, пр…красный, пр…слониться.
9 испытание
- Поставьте ударение в словах.
1. АэропОрты, дОверху, докумЕнт, каталОг.
2. ИзбалОванный, красИвее, крАлась, обзвонИт.
3. ПозвалА, свЁкла, сОгнутый, тОрты.
10 испытание
- Определите падеж у выделенных слов в пословицах.
1. Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п.)
Не по сути дело, а по делу суть. (И.п., Д.п.)
2. Ты за дело, а дело за тебя. (В.п., И.п.)
Велик телом, да мал делом. (Т.п.)
И умён, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
3. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
11 испытание
- Определите род имён существительных.
1. Кенгуру (м), тире (ср), кофе (м), шоссе (ср), какао (ср).
2. Шимпанзе (м), филе (ср), домино (ср), ателье (ср), кашпо (ср).
3. Пианино (ср), тюль (м), эскимо (ср), метро (ср), пальто (ср).
12 испытание
- Исключите лишние слова.
1. Луна, мышь, сосна, юноша, печь. (сущ. 3-го скл.)
2. Закон, конь, ложка, пень, сумка. (сущ. 1-го скл.)
3. Ель, село, радость, окно, лошадь. (сущ. 2-го скл.)
Итог мероприятия
- Мы с вами прошли все испытания. Кто-то собрал букв больше, кто-то меньше. Давайте попробуем собрать пословицу, которая восстановит порядок в стране Грамматике.
- Давайте первыми попробует собрать фразу та команда, которая получила больше всех букв. (на доске зашифрованная пословица).
ПОСЛОВИЦА: Грамоте учиться – всегда пригодится.