Урок русского языка в 8 классе на тему Правописание местоимений 3 лица с предлогами (коррекционная школа VIII вида)
Тема: Правописание местоимений 3 лица с предлогами.
Цели: вспомнить правописание местоимений 3 лица с предлогами, отработка умений и навыков в правописании данной орфограммы;
коррекция и развитие речи через упражнения в построении словосочетаний и предложений с местоимениями; исправление речевых ошибок при употреблении местоимений в словосочетании и предложении; ответы на вопросы в беседе и т.д.;
формирование мотивации к чтению.
Ход урока:
О.М. (правила поведения на уроке)
Коррекционные упражнения: 1) Пальчиковая гимнастика «Замок»;
2)Гимнастика для глаз: «Восьмёрка»; 3)Найти среди слов лишнее: они, ты, он, я, ученье, вы, она, оно, мы. Доказать, почему.(Лишнее слово – ученье, так как не является местоимением)
Повторение изученного:
Беседа:
- Сколько личных местоимений в речи? (8)
- Какие местоимение мы употребляем, когда говорим о себе? (я, мы)
- Какие местоимение мы употребляем, когда обращаемся к собеседнику? (ты, вы)
-Какие местоимение мы употребляем, говоря об отсутствующем предмете? (он, она, оно, они)
- Какую роль играют местоимения в речи?
- Можно ли начинать речь с местоимения? Например: Он стоял у окна. Она вошла в класс. (Нельзя. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Непонятно, о ком или о чём идёт речь в предложениях)-Как изменяются местоимения? (по числам и падежам, а местоимения 3 лица единственного числа по родам )2) Выборочный диктант: учитель читает предложения, учащиеся находят в них местоимения, записывают их в тетрадь, определяют лицо и число, род местоимений:
«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?»
«Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет».
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч».
«Уж не хочет быть она царицею морскою, хочет быть владычицей морскою».
«Оно соку спелого полно, так свежо так душисто».
«Замяукал он, как голодный котёнок».
«Я не сержуся, - тихо молвила она».
Учащиеся называют автора произведений.
3)Задание на развитие умения заменять существительные местоимениями: списать текст, данный на карточках; заменить выделенные существительные местоимениями 3 лица; объяснить пословицу.
Родина начинается на пороге твоего дома. Родина огромна и прекрасна. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с Родиной одной жизнью.
Родины – мать, умей за Родину постоять.
4) Задание на развитие умения определять начальную форму местоимений по падежной форме. Игра «Кому что досталось»: учащиеся вытягивают из шкатулки полоски с местоимениями, определяют начальную форму и падеж местоимений:
Ко мне (я); о нас (мы); у неё (она); к нам (мы); от него (он); с тобой (ты); без них (они). - Как пишутся местоимения с предлогами? (раздельно).
Физкультминутка.
Тема урока.
Анализ материала для наблюдений:
Спрошу его Заступиться за него
Подарю ей Советуюсь с ней
Уважаю их Беседовать о них
- Определите лицо местоимений.
- Сравните местоимения 3 лица в правом и левом столбике, одинаково ли они пишутся? Чем отличается их написание?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
- С какой буквы начинаются местоимения, если стоят после предлогов?
2) Чтение правила в учебнике, стр.172
Закрепление.
Допишите словосочетания, вставив местоимения 3 лица, определите падеж:
ОН ОНА ОНИ
Говоришь (о ком?) ….. …….. …….
Скучаешь (без кого?) …… …….. ……..
Приедешь (к кому?) ……. …….. ……..
Тренируешь (кого?) ……. …….. ……..
Найти ошибки в употреблении и правописании местоимений:
Я самый сильный среди них.
Мимо их мчался автомобиль. (мимо них)
Из-за них я получил двойку.
Он обиделся на их. (на них)
Мы с ими давно дружим. ( с ними)
Я горжусь ним. (им)
Они ждали него. (его)
Самостоятельная работа учащихся, стр.173, упр.222.
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 173, упр.223, правило, стр.172.