Интегрированный урок по литературному чтению и познанию мира на тему Волшебный мир сказок


План-конспект интегрированного урока литературного чтения и естествознания
для 3 класса
Блок Дата Тема Волшебный мир сказок
Тип урока Урок обобщения, урок-путешествие
Общая цель Проанализировать и систематизировать знания о сказках
Задачи Систематизировать полученные знания по разделу
Развивать навыки критического мышления, постановки открытых вопросов, участия в диалоге, умения формулировать и выражать свои мысли, коммуникативные навыки
Воспитывать чувство товарищества при работе в группе, уважения к собеседнику
Цель для учащегося Показать знания сказок, выполнив задания теста
Результаты обучения Все учащиеся смогут удовлетворительно выполнить задания теста по темам раздела
Большинство учащихся смогут узнать сказку по отрывку и героя по описанию
Отдельные учащиеся научатся постановке открытых вопросов
Задания Отгадай сказку по отрывку
Определи героя по описанию
Авторский стул
*Тест по разделу «Фольклорные мотивы»
Оснащение и оборудование учебник, тетрадь, канцелярские принадлежности, раздаточные материалы
Модуль 1 (30 минут)
время ход урока деятельность учащихся
1 минута Учитель нач. классов:
Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке литературного чтения у нас в классе присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь
Тема нашего урока «Волшебный мир сказок». А путешествовать по нему нам поможет учитель географии Татьяна Сергеевна.
В конце нашего путешествия вы покажите свои знания сказок, выполнив тест. Чтобы успешно его выполнить, нужно хорошо подготовиться. Давайте поработаем активно и дружно. орг. момент
3 минуты Психологический настрой
Учитель нач. классов:
Нам предстоит попасть в мир сказок, в этом нам поможет волшебная палочка.
(Включается звуковое сопровождение)
И с помощью этой палочки мы переносимся в волшебный лес. Я прошу вас закрыть глаза и представить, что вы в волшебном лесу. Навстречу вам летят птички, которые здороваются с вами. Куда то бегут чудесные лапоточки. Вот безбородый обманщик Косе скачет на своей лошади и подмигивает вам. Показались из чащи леса 5 похожих, как один, братья Лю. О, что за чудесное дерево! Это же яблонька, за которой ухаживает мальчик Владислав. Ой, осторожно, не наступите на кувшинного человечка. И лучше не разговаривайте с ним. Сами знаете, чем это закончится. Мы выходим из леса. Настрой на урок
5 минут А перед нами уже не простой класс, а волшебный. Давайте поиграем в игру «Волшебные предметы». В каждой группе находится какой- либо предмет. Ваша задача придать этому предмету волшебное свойство и объяснить как оно работает. Выбрать спикера.На обсуждение задания 1 минута. Развитие воображения, рассуждения, коммуникационный навык, работы в группах, общения
5 минут Учитель нач. классов:
А сейчас я взмахну волшебной палочкой (взмах палочкой) и мы оказываемся с вами в стране, в которой живут братья Лю. Какая это страна?
О Китае расскажет вам Татьяна Сергеевна.
Остановка «Китай». Слова учителя географии
- Итак, ребята, мы оказались с вами в Китае. По ходу нашего путешествия мы будем рисовать на карте наш маршрут и отмечать достопримечательности каждой страны.
Найдите Китай на карте мира
Назовите соседние государства (Китай – один из ближайших соседей нашей страны)
Нарисуйте на карте наш маршрут (показать на карте)
- Что вы знаете о Китае? (учащиеся называют свои ассоциации)
- Китай – это крупнейшее государство Азии, как по населению, так и по площади. Из каждых десяти человек, живущих на Земле, 2 живут именно в Китае. А по площади Китай занимает 3 место в мире.
- У страны есть свои достопримечательности. Возьмите клей и разместите на карте картинки с изображением достопримечательностей Китая:
в Китае обитает один из самых редких медведей мира – панда
в Китае растёт самая высока в мире трава – бамбук (высота может достигать более 30 метров)
в Китае находится единственное архитектурное сооружение, которое видно даже с борта космической станции – это Великая китайская стена (длина более 6 тыс. метров)
- А еще китайцы изобрели множество полезных вещей: барабан, колокол, шёлк, весло, вилку, а также сделали 4 великих изобретения, которые изменили мир - компас, книгопечатание, порох и бумага. (-> переход к заданию от братьев Лю) Развитие ассоциативного и пространственного мышления
3 минуты Задание 1. Определите сказку по фрагменту
Учитель нач. классов:
Ой, а куда это меня повела палочка!? Не могу понять. Что это (берет свиток и мешочек с жетонами)? Это письмо от братьев Лю. Прочитаем? «Здравствуйте дорогие ребята! От нашей дружной семьи мы приготовили вам задание. По отрывкам из сказок определите к какой сказке относится данная фраза (фронтальный опрос). А за правильный ответ мы подарим вам волшебные жетоны. Ааааа, теперь понятно, что в мешочке.
«Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лег под березку и заснул. А Иван думает: «Вот бы мне такие лапти!»
«Еду я к тебе и вижу: по дороге ползет длинная – предлинная змея. Увидела она меня и зашипела, свернулась, как та колбаса, которую ты спрятал под себя»
«Давным – давно жила на берегу моря одна добрая женщина. У нее было 5 сыновей»
«Мальчик Владислав пошел в подпаски. Пасёт скот, песенки поет, на свирели играет»
«Вернулся Таро домой, смотрит, а там какой то долговязый верзила на полу развалился, руки – ноги раскинул»
«Но царевна молодая, до зари меж тем блуждая»
«Когда злой бываю, семерых убиваю» Развитие навыков критического мышления (анализ, умственная деятельность), участие в диалоге.
3 минуты Учитель нач. классов:
- Вы успешно справились с заданиями, и мы продолжаем наше путешествие. По взмаху палочки мы попадаем в . . . (включается японская музыка) . . . Японии.
Остановка «Япония». Слова учителя географии
- Кангей. Добро пожаловать в Японию. Это небольшое государство в восточной Азии. Давайте продолжим наш маршрут. (наносят на карту продолжение маршрута)
- Известно, что японцы очень трудолюбивы, пунктуальны, вежливы. А что вы знаете о Японии?
в Японии очень развита робототехника
страна славится своими боевыми искусствами
в Японии производятся автомобили всемирно известных марок: Тойота, Хонда, Мицубиси, Ниссан
а также страна славится своей керамикой (-> переход к заданию от кувшинного человечка) Ассоциативное мышление
10 минут Учитель географии передаёт учителю начальных классов кувшин.
- Вам посылка.
Учитель нач. классов:
- Давайте посмотрим! Ребята, нам пришло задание от кувшинного человечка.
Задание 2. Угадайте героя сказки.
В каждой группе есть лист с описанием героя сказки. Ваша задача угадать, кто это, а также найти в тексте сказки подтверждение вашей догадке.
1 группа: эти герои очень дружны между собой, преданы друг другу, добры, смышлёны.
2 группа: этот герой не зависим от богатства, не стремиться быть красивым, милосерден, чуток к проблемам других людей.
3 группа: этот герой ленив, нетрудолюбив, безразличен к происходящему в окружающем мире
4 группа: этот герой жаден, безжалостен, глуп.
2 минуты на обсуждение.
Каждая группа защищает свою точку зрения (4 по 1 минуте) Анализ, логическое мышление, умение аргументировать свое мнение, коммуникативные навыки.
Модуль 2 (30 минут)
3 минуты Учитель нач. классов:
- Мы продолжаем наше путешествие. (взмах палочкой) Где же мы оказались?
Учитель географии (остановка «Польша»):
- Ребята, мы в Польше. Давайте отметим продолжение нашего путешествия на карте. (отмечают). Это одно из самых больших государств Европы. Поляки очень любят футбол, кино и пряники.
национальным блюдом Польши является бигос (бигус)
символами Польши являются две птицы: белый орёл и белый аист
в Польше находится единственная в Европе пустыня – Вледоусамая высокая горная вершина Австралии – гора Косцюшко (Mount Kosciuszko) – названа в честь польского генерала Тадеуша Косцюшко
А какой сказочный герой живёт в Польше? (-> переход к заданию «авторский стул») .
12 минут Задание 3. Авторский стул
Учитель нач. классов:
А сейчас одного из вас я превращу в этого героя, и у вас будет возможность задать ему вопросы.
(Выбирает героя. Герой садится на стул и представляется)В течение 1 минуты вы должны поработать в группе и придумать вопрос герою, который будет начинаться со слова . . .
1 группа: почему?
2 группа: зачем?
3 группа: как?
4 группа: а что, если бы . . . ?
Учащиеся готовят вопросы
Интервью с героем (4 вопроса по 1 минуте) Умение формулировать и задавать вопросы открытого типа, развитие воображения, эмпатии, умение встать на место других, саморегуляция3 минуты Учитель нач. классов:
- Мы побывали в разных странах, а теперь возвращаемся в Казахстан.
Учитель географии:
- Ребята, мы завершаем наше путешествие. Давайте на карте отметим нашу последнюю остановку. Какие достопримечательности нашей страны вы знаете? Умеют отвечать на открытые вопросы
7 минут Задание 4. Тест (5 минут) + взаимооценивание (2 минуты)
Демонстрировать усвоение знаний
5 минут Рефлексия. Учащиеся берут карту рефлексии, заполняют её.
Проверка выборочно устно. Навыки оценивания, анализ, сопоставление выбора, логическое мышление