Конспект урока по русскому языку на тему Повторение изученного в начальной школе (урок-путешествие В стране дорожных знаков) (5 класс)
5 КЛАСС
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(урок-путешествие в Страну дорожных знаков)
Начало учебного года. Пятиклассникам предстоит освоить новые предметы, овладеть более сложными видами работ. Смягчить переход от начальной ступени обучения к средней поможет игра.
Такая форма повторения позволит не только повысить эффективность урока, но и напомнит (что особенно важно в начале учебного года), как нужно вести себя на улице, как и где её переходить, как пользоваться общественным транспортом.
Цели:
повторить и закрепить полученные знания;
обогатить словарный запас;
формировать живой интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Приглашение в сказку.
Учитель. На сегодняшнем уроке, ребята, мы отправимся в сказку, в некоторое царство, в некоторое государство, в Страну дорожных знаков, в которой есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться в этой школе очень интересно. Но, как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, их необходимо преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.
Представим себе, что из школьного класса мы вышли на улицу. Утром и вечером беспрерывным потоком здесь движутся автомобили, трамваи, троллейбусы. Слаженная, четкая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов.
Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто сидит за рулем, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук. Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте воспользуемся транспортом. Вот и остановка. Вспомните, как нужно вести себя на остановке. Какие слова понадобятся нам, чтобы рассказать об этом? На нашем пути появилось первое препятствие.
2. Первое препятствие.
Учитель. А вот и первое препятствие - словарный диктант с комментированием. Справитесь?
(Необходимо обратить внимание на правописание удвоенных согласных, на особенности неизменяемых существительных - метро, такси, шоссе; на синонимию слов - машина, автомобиль; на правописание и после ж, ш.)
Транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, автомобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, регулировщик, площадка, спереди.
3. Второе препятствие.
Учитель. К остановке подъехали сразу автобус, троллейбус и трамвай. В троллейбус садятся ученики первого ряда, в автобус - ученики второго ряда, а в трамвай — третьего.
Скажите, ребята, как вы будете входить в транспорт, в какие двери? Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук. Занимайте свои места. И чтобы дорога не казалась долгой, давайте вспомним, чему нас учили в начальной школе. Если справимся с этим заданием, то преодолеем второе препятствие и приблизимся к цели.
Задание.
а) От имен существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.
Ядро - ядраПереход - переходы
Ведро - ведраПоворот - повороты
Метро —...Пешеход - пешеходы
Транспорт-...
б)От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы1-го лица единственного числа.
Переходить - перехожу
Тормозить - торможу
Бежать -...
в)От глаголов единственного числа прошедшего времениобразуйте глаголы 1-го лица единственного числа настоящеговремени.
Обгонял - обгоняю
Пересекал - пересекаю
Проезжал - проезжаю
Регулировал - …
4. Игра «Допиши слово».
Учитель. Мы так увлеклись работой, что не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на дороге. Что это за полосы? Правильно, это переход. Вспомнить правила перехода нам поможет очень интересное задание - игра «Допиши словечко». Оно и будет следующим препятствием на нашем пути по дороге к волшебной Школе дорожных наук.
Если ты спешиш.. в пути
Чере.. ул..цу пройти,
Там иди, где весь наро..,
Где есть надпись.. (Переход.)
б) Следующее стихотворение закончите устно.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Напои меня бензином,
На копыта дай резину.
Поднимая всюду пыль,
Побежит... (Автомобиль.)
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха.
Прокачу тебя я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь... (Велосипед.)
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись! Не зевай!
Отправляется... (Трамвай.)
Смело в небе пролетает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет. Что же это? ... (Самолет.)
5. Вынужденная остановка.
Учитель. Вынужденная остановка. Что случилось? На нашем пути - светофор. Пока он смотрит своим сердитым красным глазом, послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета».
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик - светофор.
Мы три родные брата.
Мы светим с давних пор
И взрослым, и ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий - красный свет,
Если он горит:
- Стой! Дороги больше нет.
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты.
Слушай наш совет:
- Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним - зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
- Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!
6. Третье препятствие.
Учитель. Красный свет не гаснет. Он будет гореть до тех пор, пока мы не выполним следующее задание: нужно каждому составить предложение со словом светофор
Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу, сделайте морфологический разбор.
После выполнения заданий учитель говорит:
- Ура! Зажегся зеленый свет. Мы едем дальше.
- Так, а что мы видим? Да-да, впереди вырвался автобус, потому что у его пассажиров предложения были интереснее.
А теперь давайте посмотрим в окна. Сколько людей на улицах! Все торопятся по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему понравится:
Если бы...
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре — красный свет,
Для перехода нет пути,
Сейчас никак нельзя идти!
- Мне наплевать на красный свет! -
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Пешеход»
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!
Шофер, гляди во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза;
Разиню пощади!
А вдруг бы заявил шофер:
- Мне наплевать на светофор! -
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый как умел?
Да там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
О. Бедарев
7. В школе дорожных наук.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы дорожных наук. Но чтобы стать учеником этой удивительной школы, нужно преодолеть последнее препятствие, сдать экзамен, выполнив самостоятельную работу по заданиям на карточках.
Задание:
а) Подберите прилагательные к существительным: автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.
б) Составьте словосочетания с глаголами: переходить, запрещать, пересекать.
в) Составьте предложения со словами: тормоза, скорость, колесо, мотор, двигатель, спидометр.
Учитель. Молодцы ребята! Все успешно сдали экзамен и зачислены в волшебную Школу дорожных наук. Надеюсь, что в этой школе вы будете учиться только на «Отлично»
Домашнее задание. Написать небольшой рассказ (минисочинение) на одну из тем:
1) Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети.
2) Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора.
3) Выбирай саму безопасную дорогу в школу.