Логопедическая школа для родителей — мастер-класс для родителей.
Республика Бурятия
г. Улан-Удэ
МАДОУ №111 «Дашенька»
ПРОЕКТ
«Логопедическая школа
для родителей»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
Развитие речевого слуха
Подготовила: учитель-логопед
Ильина М.М.
2015г
Дата проведения: 22 января 2015
Тема занятия: Развитие речевого слуха.
Цель: Пропаганда логопедических знаний среди родительского сообщества детского сада. Содействие в сотрудничестве родителей и детей по преодолению речевых нарушений. Демонстрация компетентности детей. Формирование у детей и родителей дополнительной положительной мотивации для продолжения коррекционно-развивающего обучения.
Участники: родители из всех возрастных групп детского сада по желанию; подгруппа детей, занимающихся на логопункте.
Оборудование: ноутбук, экран, игрушечные музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, барабан, металлофон); предметы, издающие характерные звуки (бумага, ножницы, целлофановый пакет, погремушки, деревянные ложки).План:
Условия нормативного произношения (с параллельной демонстрацией слайдов).
Развитие речевого слуха
Игры для развития слухового восприятия (концентрации, устойчивости, переключения).
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Фрагмент подгруппового занятия.
Подведение итогов.
Условия нормативного произношения
Нормальная речь осуществляется благодаря:
речевому слуху,
речевому дыханию и
артикуляции.
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом.
Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание, или, иначе говоря, речевой выдох.
Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься. Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука /м/ и /н/.
При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос, а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.
После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конкретных звуков. Такие позиции называются артикуляцией звуков. При неправильных артикуляциях звук будет неточным. (На первом занятии «Логопедической школы» в ноябре мы уже учились выполнять артикуляционную гимнастику).
Развитие речевого слуха.
Сегодня мы подробно поговорим о развитии речевого слуха. Что такое речевой слух? Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом («фонема» – звук речи).
Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается их правильно произносить. К концу второго года жизни он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается даже исправить их. Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения. Если же получившийся звук оказывается неточным, речевой слух ребенка не принимает его, и ребенок продолжает искать новые способы произнесения этого звука. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок.
Но у некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно выговаривать звуки, так как не могут оценить, совпадает ли их произношение с общепринятым, иначе говоря, они «неточно» слышат то, что произносят сами или произносят другие. Необходимо отметить, что это никак не связано с общим понижением у ребенка физического слуха. Причина в другом – в недоразвитии или нарушении слухового восприятия, слухового внимания и памяти. Понятно, если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), то у него нарушение концентрации, устойчивости и переключения общего внимания, а не только слухового.
Как развивать речевой слух?
Вокруг нас много разных звуков: звуки природы, шум машин и механизмов, звуки музыки и т.п. Это неречевые звуки.
Есть речевые звуки – это те звуки, которые мы произносим и с помощью которых мы, люди, говорим /А/,/О/,/М/,/Р/ и др., из которых состоят слова.
С помощью слухового восприятия ребенок узнает и отличает друг от друга звуки. На бессознательном уровне эта способность так же, как и способность к зрительному восприятию, присуща ему от рождения. Нашей задачей является сформировать у него способность к целенаправленному вслушиванию в звуки и различению их между собой. Кроме того, развиваем у ребенка способность к тонкому различению звуков.
На базе этой способности у ребенка формируется речевой слух, с помощью которого он различает между собой звуки речи и у него формируются слуховые образы звуков.
Игры и упражнения для развития слухового восприятия.
Игры на основе неречевого материала
Воспроизведите перед ребенком два похожих звука: топните и хлопните в ладоши. Пусть ребенок отвернется. Воспроизведите один из этих звуков. Предложите ребенку угадать, что это за звук, и повторить его.
Можно поцарапать чем-нибудь по разным поверхностям, постукивать по столу разными предметами, шуршать разными предметами и т.п. Предварительно «показывайте ребенку» звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их.
Отгадай, что звучит.
Покажите ребенку, как звучат различные игрушки (начинайте с 3-х). Пусть отвернется. Воспроизведите какой-нибудь звук, попросите угадать, какая игрушка звучала.
Взрослый за ширмой (или за спиной ребенка) звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
Угадай, кто идет: медведь или зайка?
При медленном стуке в бубен – ребенок ходит важно и медленно, как медведь. При быстром – прыгает, как зайка.
Игры и упражнения на основе речевого материала
Хлопни (топни, стукни, подпрыгни), когда услышишь слово «машина»: дом, улица, машина, автобус, кукла, машина…Хлопни, когда услышишь звук /А/: О, А, И, У, А, Ы, Э…
Хлопни, когда услышишь звук /П/ среди других звуков. Предлагается вначале использовать только звуки М, Б, Д, В, П, Н, Т. Следите, чтобы в ваше произношение не вкрадывался призвук гласного звука.
Вариант. При произнесении звуков прикрывайте рот листом бумаги.
Подпрыгни, когда услышишь звук /Ш/: Д, Ш, П, С, Т, Ж, Ш…
Игры для развития слухового внимания и памяти.
Взрослый за ширмой (или за спиной ребенка) звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук и определить их последовательность.
Выстукивайте по столу несложный ритм: та—та-та, та-та—та. Ребенок должен повторить.
Попросите повторить цепочку слогов: па-по-пу; то-та-ты; пту-пта-пто и т.п.
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: па-па-ПА, ПА-па-па, па-ПА-па. тя-тя-ТЯ, ТЯ-тя-тя.
Цепочка слогов с оппозиционными звуками: да-та-та; ла-ля-ля; са-ша-са; са-са-ша; шу-шу-су.
Цепочка коротких слов: год-кот; дом-том; мак-бак-так; дом-дым-дам; ток-так-тук-тык.
Скажи наоборот.
Па-па-па – пя-пя-пя
Ту-ту-ту - тю-тю-тю
Попробуйте выучить с ребенком:
-Тики-так, тик-так,
Так ходики стучат.
-Туки-так, туки-так,
Так колеса стучат.
-Туки-ток, туки-ток,
Так стучит каблучок
Надеюсь, Вы вскоре заметите, что Ваш малыш начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Желаю вам терпения и успехов!
Фрагмент занятия с подгруппой детей.
Итог. Понять, причину речевого нарушения поможет обследование и консультация логопеда. Так как видов речевых нарушений множество, иногда они сочетаются у одного ребенка. На следующем занятии «Логопедической школы для родителей» можем поговорить о них.
Спасибо за внимание!