Рабочая программа по литературе 6 класс
и
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Лагерево муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы /Гайнанова Т.Ф/ /Ситдиков Р.Д/
Протокол № _ от «25.08 » 2016г « 28.08 »2016г. Приказ № « 28.08 » 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русская литература
6 класс
на 2016-2017 учебный год
Уровень: Базовый
Учитель: Гимранова М.Г.
Квалификационная категория первая
Количество часов: 105
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русской литературе для общеобразовательных учреждений с русским (неродным ) и родным (нерусским) языком обучения, авторы программы по литературе:
С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина.
С.-П. Просвещение.
Учебники: Учебник по литературе для 6 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2-х частях. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинова, Н.Н.Вербовая— 12-е изд. — СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституции РФ, ст. 43;
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);
Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные - образовательные программы основного общего и среднего общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014);
Рабочей программы по русской литературе для общеобразовательных учреждений с русским (неродным ) и родным (нерусским) языком обучения, авторы программы по литературе:
С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина.
С.-П. Просвещение.
Учебника по литературе для 6 класса. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2-х частях. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинова, Н.Н.Вербовая— 12-е изд. — СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014 г.
12.Учебного плана МОБУ СОШ с. Лагерево (Приказ № от «2 » августа 2016г).
13.Положения о рабочей программе МОБУ СОШ с. Лагерево (Приказ № от «2 5 » августа 2014 г
Настоящая рабочая программа по литературе является составной частью учебного плана МОБУ СОШ с.Лагерево, реализующего программы общего образования, и отражает методику реализации программы по русской литературе с учетом:
- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- обязательного минимума содержания учебной программы;
- максимального объема учебного материала для обучающихся;
- требований к уровню подготовки выпускник
Пояснительная записка
Предлагаемый в Государственном стандарте перечень произведений представ ляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования.
Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы.
В данной программе представлены имена писателей, произведения которых значатся в Государственном стандарте как обязательные для изучения в VI классах основной школы.
Изучение литературы в VI классе направлено на реализацию ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах общеобразовательных учреждений России:
воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;
развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;
формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства;
освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения;
развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста.
Школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения при реализации общих целей литературного образования должны учитывать и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;
формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлягь произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;
развитие, совершенствование и закрепление навыков русской устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.
Материал, предназначенный для обязательного изучения, разбит на разделы согласно этапам развития литературы («Устное народное творчество», «Литература XIX века», «Литература XX века», «Зарубежная литература». Недостаточное владение русским языком учащимися национальных школ определяет вынужденное сокращение в программе числа тех литературных произведений, которые насыщены сложной, нередко устаревшей лексикой.
В программу специально введены те художественные произведения, в которых особенно колоритно, многогранно отражен русский быт, русские национальные традиции, обычаи, особенности русского национального характера («Детство» Л. Н.Толстого, «Танька» И.А.Бунина, «Кладовая солнца» М.М.Пришвина, « Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского.
Особенностью программы по литературе для V—IX классов является последовательная реализация принципа концентрического изучения произведений одного и того же писателя. Так, например, с V по IX класс последовательно изучаются произведения писателей XIX века (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др.) и XX века (С. В. Есенина, В. В. Маяковского, М. Горького и др.) с учетом возрастных особенностей учащихся.
Элементарные сведения по теории литературы даются на основе практических наблюдений над особенностями художественного мастерства писателя, проявляющимися в языке; над сюжетом и композицией произведения, а также над жанровым своеобразием того или иного художественного произведения.
Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в VI классе:
художественная литература как искусство слова;
художественный образ;
фольклор, жанры фольклора;
литературные роды и жанры;
форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление; конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой;
язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория;
проза и поэзия; основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа;
взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
общее и национально-специфическое в литературе.
Раздел 2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать / понимать:
авторов и названия изученных произведений;
содержание изученных литературных произведений;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
пересказывать устно и письменно, подробно и сжато художественные произведения;
план эпического произведения;
определять род и жанр литературных произведений;
выделять тему, идею изученного произведения,
осознавать нравственную проблематику;
давать характеристику героям литературного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц, сопоставлять эпизоды литературных произведений;
определять в тексте художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;
выполнять различные письменные работы творческого характера (изложения, мини-сочинения и др.);
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять произведения русской и родной литературы;
воспринимать произведение литературы в тесной связи с другими видами искусства.
Раздел 3. Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во
часов Внеклассное
чтение Развитие
речи
Введение. Книга в жизни человека. 1
Мифы древних славян. 2 Устное народное творчество. 3 1 1
Древнерусская литература 2 1
Из русской литературы XIX века. 37 4 8
Русская литература ХХ века 23 3 2
Народный героический эпос 6 Зарубежная литература. 8 2 1
Итого 82 ч. 10 ч. 13 ч.
Раздел 4. Содержание дисциплины
Введение
Литература как художественное отражение жизни.
Умения:
выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение,
давать обобщение понятия;
самостоятельно работать с художественной литературой
Мифы народов мира.
Мифы Древней Греции (в переложении Н. А. Куна) Понятие о мифе.
Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей.
Реальное и фантастическое в мифах.
Мировое и культурное значение древнегреческих мифов.
Сопоставление греческих мифов с мифами родного народа.
Миф о Персефоне. Мифы о Геракле. Шестой подвиг Геракла.
Подвиги Геракла. Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.
Мифы древних славян (1—2 мифа по выбору)
Отражение в мифах истории славянской культуры.
Представления древних славян о силах природы как о живых существах.
Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.
Умения:
оценивать деятельность одноклассников;
формулировать гипотезу по решению проблемы
II. Устное народное творчество.
Героический эпос русского народа. Былины.
Жанр былины в русском фольклоре.
Происхождение былин.
Киевские и новгородские былины.
Особенности композиции былин.
Сопоставление русских былин с героическим эпосом родного народа.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эпический характер былины.
Ритмико-мелодическое своеобразие русских былин.
Образ Ильи в русских былинах. Нравственная сила, бескорыстие, мужество, справедливость богатыря.
Илья — народный заступник, защитник родной земли.
Соловей-разбойник как отрицательный персонаж.
Противоборство добра и зла. Моральная победа добра. Гипербола.
«Былина о Садко». Бытовой сюжет былины.
Сопоставление русской былины с родным эпосом.
Героический эпос народов России (обзор)
«Калевала», «Олонхо», «Нарты», «Гэсэр», «Джан-гар» (фрагменты по выбору).
Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения.
Национальное своеобразие героического эпоса народов России, обусловленное своеобразием исторической и духовной жизни каждого народа.
III. Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Рассказ о писателе.
«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Листы и Корни» , « Осёл и соловей»(1—2 басни по выбору).
Осмеяние человеческих пороков и недостатков, обличительная направленность басен. Афористичность и интонационное богатство языка басен, близость его к разговорной речи.
Мораль басни и способы ее выражения.
Образ волка как воплощение зла в русской литературе.
Образ волка в родной литературе. Историко-культурный контекст басни («Волк на псарне»). Народная мудрость в баснях Крылова.
Жанр басни в родной литературе учащихся.
Умения:
выделять главное в абзаце, делить текст на части;
осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия, определять аспект сравнения объектов
А. С. Пушкин. Рассказ о поэте.
« К Языкову, «Зимнее утро», « Воспоминание в Царском Селе»,» Песнь о Вещем Олеге», « Станционный смотритель»
«Зимнее утро». Картина русской зимы в стихотворении.
Жизнерадостный пафос стихотворения.
Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.
Умения:
анализировать стихотворение, определять главную мысль
делить текст на части и находить в каждой ключевые слова, строить полное рассуждение;
выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте;
сопоставлять поэтические тексты, формулировать своё отношение к прочитанному
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.
« Тучи», «Бородино», «Листок», « Утёс»
». Сюжет и жанр стихотворения.
Дальнейшее развитие понятия о балладе.
Притчеобразный характер поэтического повествования: философские и религиозные мотивы в произведении.
Продолжение Лермонтовым пушкинской традиции уважительного отношения к религии и культуре других народов.
«Бородино». Отражение в стихотворении народного взгляда на войну 1812 г.
Героика исторических событий. Своеобразие композиции.
Диалог и монолог в стихотворении. «Бородино» в музыкальном и изобразительном искусстве.
«Листок».
Центральный образ стихотворения — гонимый бурей листок — как символ скитальческой жизни. Противопоставление двух миров — листка и чинары.
Умения:
анализировать стихотворение, определять главную мысль;
устно и письменно отвечать на вопросы учебника, анализировать текст, определять жанр;
анализировать эпизод, выполнять языковой разбор
Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе.
« Заколдованное место»
Поэтическое изображение природы, человеческих чувств.
Взаимопроникновение реального и фантастического.
Элементы фольклорного стиля в повести.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
устно и письменно отвечать на вопросы учебника, анализировать текст, определять жанр;
сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод
И. С. Тургенев. Рассказ о писателе.
«Два богача», «Морское плаванье»,
«Воробей»,
«Русский язык» («Стихотворения в прозе»: 2—3 стихотворения по выбору),
« Муму» (рассказ из «Записок охотника»).
«Стихотворения в прозе», их жанровое своеобразие.
«Два богача». Смысл названия стихотворения.
Безусловное преимущество духовного богатства над материальным.
«Морское плаванье». Яркое, красочное изображение моря; средства выражения лирического настроения.
«Воробей». Могучая сила любви, побеждающая страх смерти.
Любовь — движущая сила жизни.
«Русский язык». Родной язык как символ родины.
Прославление родного языка — выражение глубокой веры в могучие силы и признание величия народа.
Лаконизм и емкость формы стихотворений в прозе.
Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей независимо от уровня их образования, от сословия. Близость художника к народной культуре.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте.
«На Волге», « Школьник»
«На Волге». Изображение рабского труда бурлаков на фоне волжского приволья.
Раздумья поэта о судьбе народа.
Два плана повествования (настоящее и прошлое) как прием раскрытия идейного содержания.
« Школьник». Фактическая основа стихотворения.
Сочетание реальности и фантастики как способ раскрытия идейного содержания произведения. Образ «царя-голода» и картины тяжкого, губительного труда рабочих.
Представление о народе как о создателе всех материальных и духовных ценностей. Осмысление «благородной привычки» к труду как залога будущего возрождения народа и страны.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
определять роль эпиграфа, тему, смысл названия произведения;
создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа
А. К. Толстой.
«Вот уж снег последний в поле тает...»,
«Илья Муромец»
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
анализировать стихотворение, определять главную мысль;
устно и письменно отвечать на вопросы учебника
М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Горестная насмешка писателя над покорностью, долготерпением, безропотностью народа. Осуждение обывательской психологии.
Роль комических преувеличений.
Гротеск. Сказка писателя в иллюстрациях художников.
Приемы сатирического изображения господствующего класса в произведениях родной литературы.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику;
выразительно читать, объяснять значение устаревших слов, строить письменное высказывание, инсценировать
Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе.
« Кавказский пленник»Чистота и непосредственность его восприятия жизни.
Особенности повествования: рассказ от лица героя.
Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира людей.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику;
аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, дискутировать;
строить полный ответ-рассуждение
А. П. Чехов. Рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий»
Тема «маленького человека», обывательской тупости и трусости.
Лаконизм повествования. Смешное и грустное в рассказах Чехова.
«Толстый и тонкий».
Проблема человеческого достоинства в рассказе.
Сатирическое обличение рабской психологии, чинопочитания, угодничества, пресмыкательства. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта.
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу «Толстый и тонкий».
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета;
читать по ролям, пересказывать, объяснять значение устаревших слов, инсценировать
IV. Из русской литературы XX века
Максим Горький. Повесть «Детство».
Автобиографическая основа повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Дед Каширин и его роль в семье.
Становление характера Алеши под влиянием бабушки.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику;
И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Танька», « Бушует полая вода».
Тема голодного детства.
Взаимопонимание детей с взрослым миром.
Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери.
Ранимость и хрупкость детской души.
Счастье общения с родителями.
Роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
создавать характеристику героя, выявлять нравственную проблематику, определять смысл названия
В. В. Маяковский. Рассказ о поэте.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Реальное и фантастическое в произведении.
Тема поэта и поэзии.
Особенности поэтического языка.
Влияние поэзии Маяковского на родную литературу учащихся.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
анализировать поэтический текст, определять тему, определять роль приёмов в создании образов
С. А. Есенин. Рассказ о поэте.
«Черемуха», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»
Картины родной природы в творчестве Есенина.
Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов.
Прием очеловечивания природы.
Лирический герой, нежно любящий природу России.
Чувство любви к родной природе у поэтов — представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
анализировать поэтический текст, определять тему, определять роль приёмов в создании образов
М. М. Пришвин. Рассказ о писателе.
«Кладовая солнца» (в сокращении)
Гармония человека и природы.
Художественная функция пейзажа.
Своеобразие жанра произведения.
Образ солнца в мифах древних славян и в сказке-были Пришвина.
Смысл названия произведения.
Произведения родной литературы, близкие по тематике сказке-были Пришвина.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование;
применять различные виды пересказа текста, использовать способ синонимической замены
К. Г. Паустовский. Рассказ о писателе.
« Тёплый хлеб».
Идея единства человека и окружающего мира.
развитое нравственное чувство, близость к природе.
Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека.
Авторское повествование .
Своеобразие композиции и сюжета.
Роль искусства в жизни родного народа.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
создавать характеристику персонажа, определять идейно-художественное своеобразие
Н. М. Рубцов. Рассказ о поэте.
«Деревенские ночи», « Первый снег» .
Слияние поэта с окружающим миром.
Радость восприятия естественной красоты жизни.
Задушевность, искренность стиха.
Близость стихотворения к произведениям народной поэзии.
Светлое, оптимистичное настроение, пронизывающее стихотворение.
Образ Мороза. Особенности ритмики.
Роль повторов.
Картины зимы в музыке русских композиторов и художников.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
анализировать поэтический текст, определять тему, определять роль приёмов в создании образов
В. М. Шукшин. Рассказ о писателе.
« Космос, нервная система и шмит сала»
Основной конфликт рассказа.
Характер главного героя.
Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
различать рассказчика, автора, определять элементы сюжета
Ф.А. Абрамов «Бревенчатые мавзолеи»
Е.И.Носов « Белый гусь»
V. Героический эпос народов России (обзор)
«Урал батыр»,«Калевала», «Гэсэр», (фрагменты по выбору).
Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения.
Национальное своеобразие героического эпоса народов России, обусловленное своеобразием исторической и духовной жизни каждого народа.
V1 Из зарубежной литературы
Мифы Древней Греции (в переложении Н. А. Куна) Понятие о мифе.
Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей.
Реальное и фантастическое в мифах.
Мировое и культурное значение древнегреческих мифов.
Сопоставление греческих мифов с мифами родного народа.
Миф о Персефоне. Мифы о Геракле. Шестой подвиг Геракла.
Подвиги Геракла. Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.
Виктор Гюго « Козетта» ( Отрывок из романа « ОтверженныДж. Лондон. Рассказ о писателе.
« Белый Клык»
«Северные рассказы» писателя.
Испытание человека в тяжелейшей борьбе с обстоятельствами.
Драматизм сюжета.
Проблема человеческого братства и предательства.
Роль сурового северного пейзажа в раскрытии идейного замысла писателя.
Умения:
составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы;
определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя.
Учебно- тематический план 6 класса по литературе
№ Тема Коли-чество часов Характеристика учебной деятельности Вид контроля Дата
По плану По факту
1.
Литература как художественное отражение жизни 1 Знать о роли книги в жизни человека.
Уметь подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг Ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период. Сентябрь 2
3
Мифы Древних славян. Миф о солнце.
Миф о сотворении мира.
1
1
Знать определение понятия «миф», «герой», герой в древнегреческой мифологии.
Уметь анализировать и оценивать произведение как художественное
целое, давать оценку героям и событиям.
Ответы на вопросы
Пересказ содержание
Сентябрь
Сентябрь
4. Устное народное творчество.
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
2 Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера.
Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам. Выразительное чтение былины. Сентябрь
5 «Былина о Садко». 1 Знать содержание новгородской былины.
Уметь составлять план и пересказать содержание по плану Ответы на вопросы. Выразительное чтение отрывков. Сентябрь
6 Урок внеклассного чтения. Былины разных народов. 1 Знать былины разных народов
Уметь выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования. Ответы на вопросы. Выразительное чтение былин. Сентябрь
7 Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» 1
Знать материал по теме.
Уметь связно излагать свои мысли.
Ответы на вопросы.
Письмо чернового варианта сочинения
Сентябрь
8
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Русская летопись.
1 Связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план
Сентябрь
Знать определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», содержание статьи в учебнике.
9
Фрагменты из «Повести временных лет».
1
.Умет: отличать летописные сказания от произведений устного
народного творчества.
пересказ фрагментов из «Повести…»
Сентябрь
10 Урок развития речи. Пересказ фрагментов из «Повести…» 1 Знат: содержание «Повести…»
Уметь пересказывать фрагменты из «Повести…» Пересказ Сентябрь
11. И. А.Крылов – великий русский баснописец 1 Знать общую картину жизни И. А.Крылова, определение понятий «басня», «мораль», историю басни, понимать её драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни.Уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню. План рассказа о баснописце. Сентябрь
12. И. А . Крылов «Волк на псарне» 1 Знать жанровые особенности басни.
Уметь выразительно читать басню, при помощи интонации выражать чувства героев. Чтение наизусть. Сентябрь
13. И. А.Крылов. Басня «Волк и Ягнёнок». 1 Знать содержание басни.
Уметь объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями Устное словесное рисование (как произошла встреча Волка и Ягнёнка) Октябрь 14. И. А.Крылов. Басня «Листы и корни».
1
Знать что высмеивает Крылов в басне.Уметь выразительно читать.
выразительное чтение
ответы на вопросы
Октябрь 15 И. А.Крылов. Басни «Осёл и соловей»
1 Знать что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.
Уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета Чтение по ролям. Инсценирование басен.
Октябрь 16 Урок внеклассного чтения. Басенный мир И. А.Крылова. 1 Знать: основные мотивы творчества Крылова (нравственно-социальная тема, патриотическая, тема искусства и таланта).
Уметь: оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?» Октябрь 17
А. С.Пушкин. «Зимнее утро»
1
Знать: факты биографии А. С.Пушкина и периоды его творчества, какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа.
Уметь: при чтении стихотворения интонационно передавать любование сказочной красотой зимнего утра, радость полноты жизни и мотив грусти; анализиро-вать художественные средства, толковать их роль в стихотворении. Устное словесное рисование на темы: «Вьюга ночью» и «Морозное солнечное утро»
Октябрь 18. А. С.Пушкин. «Воспоминание в Царском Селе». 1 Знать: каким событиям посвящены строки из стихотворения.
Уметь: анализировать стихотворение. Найти средства выразительности Выразительное чтение стихотворения. Октябрь 19. А. С.Пушкин. «К Языкову». 1 Знать: историю создания стихотворения, посвящённого другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определения понятия «эпитет»
Уметь: определять средства художественной выразительности и их роль Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? Октябрь 20
21 «Песнь о вещем Олеге».
Способы выражения авторской позиции. 2 Знать: историческую основу «Песни», её идейный замысел, тему, роль автора.
Уметь: объяснять способы выражения авторской позиции.
Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и стихотворение? Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далёкой старине? Октябрь Октябрь22.
23
24
А.С. Пушкин
«Станционный смотритель».
Образ Дуни в повести.
«Образ маленького человека» 1
1
1 Знать: содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе, идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести.
Уметь: объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя) Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия кульминация, развязка.
Анализ эпизодов.
Октябрь Октябрь Октябрь.
25.
Урок внеклассного чтения. А. С.Пушкин. « Сказка о золотом петушке»
1
Знать: сюжет и героев сказки Пушкина.
Уметь: анализировать эпизоды сказки.
Ответить на вопрос: каково авторское отношение к героям?
Октябрь 26 Развитие речи по творчеству А. С.Пушкина. 1 Уметь обобщать знания по творчеству А. С.ПушкинаОтветить на вопросы викторины Октябрь 27
М. Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
1
Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения.
Уметь передать сюжет стихотворения, Ответить на вопросы: каково авторское отношение к историческому прошлому России? Каким предстаёт перед нами защитник Отечества?
Ноябрь 28 Урок развития речи. Выразительное чтение стихотворения «Бородино». 1
Уметь выразительно читать стихотворения, при помощи интонации выражать чувства героев
Чтение наизусть.
Ноябрь 29
М. Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи
1
Знать: историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия».
Уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства
языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения. Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам? В чём находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?
Ноябрь 30
М. Ю.Лермонтов. Стихотворение «Утёс». 1 Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «олицетворение».
Уметь определять средства художественной выразительности и их роль в композиции стихотворения. Выразительно прочитать стихотворение. . Ноябрь 31
М. Ю.Лермонтов. Стихотворение « «Листок».
1 Знать: определение понятий «эпитет», «олицетворение», «инверсия».
Уметь выразительно читать,
определять художественные средства
языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической
интонации стихотворения.
. Выразительно прочитать диалог Листика и Чинары по ролям. Инсценирование стихотворения.
Ноябрь 32
33
34
35
Н. В.Гоголь. Биографические сведения.
Повесть «Заколдованное место
Вымысел и реальность в повести.
А. Н.Толстой. «Илья Муромец». 1
1
1
1
Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа.
Уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображённое на репродукциях картин А. И.Куинджи «Украинская ночь» и И. Е.Репина «Вечерница», анализировать своеобразие языка повести
Знать содержание, уметь читать выразительно Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести.
Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
36. А. Н.Толстой. Внеклассное чтение 1 Знать анализировать , уметь читать выразительно Ответить на вопрос: каково отношение поэта к герою стихотворения? Ноябрь 37
38
39
40
И. С.Тургенев... «Муму»
Герасим и Муму.
О пейзаже в литературном произведении
1
1
1
Знать сведения о детстве и семье писателя, историю создания рассказа, значение понятия «крепостное право», сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, чувства и переживания героя. Уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, строить устные высказывания с опорой на
текст. Составить цитатный план рассказа.
Выборочный пересказ эпизодов. Чтение диалогов. Ответить на вопрос: почему рассказ называется «Муму»?
Декабрь ДекабрьДекабрь
41 Урок развития речи. Сочинение по рассказу «Муму» 1 Знать содержание рассказа.
Уметь создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею. Письменная работа (сочинение) Декабрь
42 И. С.Тургенев. «Морское плавание» 1 Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, определение понятия «стихотворение в прозе».
Уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворений в прозе Выразительное чтение. Декабрь
43 И. С.Тургенев. «Русский язык». 1 Знать равственный смысл стихотворения Ответить на вопрос: почему Тургенев в тяжёлые минуты жизни находил поддержку и опору в русском языке? Декабрь
44 Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по одному из «Стихотворений в прозе» 1 Знать содержание прочитанных стихотворений в прозе.
Уметь создавать собственное высказывание, .раскрывать тему сочинения, его идею Письменная работа (сочинение) Декабрь
45 Н. А.Некрасов. Стихотворение «Школьник».
1
Знать биографические сведения о поэте, содержание стихотворения.
Выразительное чтение.
Декабрь
46 Н. А.Некрасов. Стихотворение « На Волге». 1 Знать: биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения понимать его тональность. Уметь: охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения с картиной И. Е.Репина «Бурлаки на Волге» Выразительное чтение. Декабрь
47 Урок развития речи. Сочинение по картине И. Е.Репина «Бурлаки на Волге» 1 Уметь писать сочинение по картине Письменная работа (сочинение) Декабрь
48
49
М. Е.Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
2
Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки, определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом ( гротеск, гипербола, аллегория, фантастика).
Составить цитатный план сказки. Ответить на вопрос: какие пороки общества обличает Сатыков-Щедрин в сказке?
Декабрь
50
51
52
53
54
Л. Н.Толстой. Биографические факты жизни. Рассказ «Кавказский пленник»
Жизнь Жилина и Костылина в плену.
Отношение автора к Дине иЖилину.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
5 Знать биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе; историю создания рассказа; определение понятий «рассказ-быль», «сюжет», «литературный герой»; Уметь давать характеристику героя, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение.
Тест на знание содержания прочитанного произведения.
Составление плана. Составление характеристики Дины.
Ответы на вопросы.
Составление сравнительной характеристики Жилина и Костылина.
Январь
Январь
Январь
Январь
Январь
55 Урок развития речи. Сочинение по повести Л. Н.Толстого «Кавказский пленник». 1 Знать содержание повести.
Уметь создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею. Письменная работа (сочинение) 56
57
А. П.Чехов. Биография и творчество писателя.
Рассказ «Толстый и тонкий»
1
1
Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь».
Уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. Ответить на вопрос: что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?
Январь
Январь 58 Урок развития речи. Изложение по рассказу Чехова «Толстый и тонкий» 1 Знать содержание рассказа.
Уметь создавать собственное высказывание, раскрывать тему изложения, его идею Письменная работа ( изложение)
Январь
59
Урок внеклассного чтения по рассказам Чехова
1 Уметь читать самостоятельно
Выборочный пересказ, комментирование, ответы на вопросы.
Январь
60
61
62
Максим Горький. Жизнь и судьба.
«Детство» - автобиографическая повесть.
Внутренний мир героя.
Знать определение понятия
«автобиографическое произведение», нравственную проблематику повести.
Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей
.
Опрос, пересказ, выборочное чтение
Февраль
Февраль
Февраль 63 И. А.Бунин. Лирика («Густой зелёный ельник у дороги…», «Бушует полая вода…») 1 Знать биографические сведения о Бунине, содержание его стихотворений.
Уметь анализировать стихотворения, объяснять, каким настроением они проникнуты, какие изобразительно-выразительные средства используются для описания природы, выразительно читать. Выразительное чтение. Февраль 64 Урок развития речи. Выразительное чтение стихотворений 1 Уметь читать выразительно Выразительное чтение. Февраль 65
66 И. А.Бунин. Рассказ «Танька»
Сон Таньки 2 Знать содержание рассказа, его проблематику.
Уметь составлять план рассказа, выявлять авторскую позицию. Комментированное чтение.
Сочинение Февраль 67
68 С. А.Есенин. «Поёт зима - аукает», «Черёмуха», «Нивы сжаты, рощи голы…» 2 .
Знать биографические сведения о поэте, содержание его стихотворений.
Уметь анализировать стихотворения, объяснять, каким настроением они проникнуты, какие изобразительно-выразительные средства используются для описания природы, выразительно читать. 1)Рассказать о фактах жизни и творческого пути поэта.
2) Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Февраль
Февраль 69 Метафора. Развитие понятия. 1 Уметь в ходе анализа находить метафоры и определять их роль.
Привести примеры метафор из стихотворений С. Есенина. Февраль 70
71
72
74 М. М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Вера писателя в человека.
Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.
Сказка и быль в повести.
4 Знать автора, содержание сказки-были.
Уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать. Подготовить план рассказа о героине произведения (Насте).
Выделить в тексте все эпизоды, связанные с образом Митраши, составить план его характеристики.
Написать сравнительную характеристику Насти и Митраши.
Февраль
Февраль
Март 75. Р.р.по повести Пришвина 1 Уметь анализировать поступки героев. Написать сочинение Март 76
77. К. Г.Паустовский. Рассказ «Тёплый хлеб»
Смысл названия «Тёплый хлеб» 2 Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание его произведения.
Уметь анализировать текст, определять тему, основную идею. Комментирование художественного текста. Март
Март 78. Притча. Первоначальное понятие о притче. 1 Знать что такое притча, любимые темы притчи, их смысл. Опрос по статье в учебнике. Март 79. Ф. А.Абрамов. «Бревенчатые мавзолеи». 1 Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание его произведения.
Уметь анализировать текст, определять тему, основную идею, краткий пересказ рассказа. Март 80
81
82
83 Н. М.Рубцов. Лирика.
О сравнении в поэтическом произведении.
В/ч Стихи Рубцова
Р.р. Сочинение по картине «Первый снег» 3
1 Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества.Уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; определять особенности композиции, художественные приёмы, помогающие передавать эмоции героя. Уметь написать свои мысли. Анализ стихотворений, наизусть Март
Март
Апрель
Апрель 84 В. М. Шукшин. Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». 1 Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа.
Уметь анализировать текст, определять тему, основную идею, Комментирование художественного текста.
устное сообщение на тему «Особенности речи героев рассказа Шукшина»
Апрель 85 Рассказ. Закрепление понятия. 1 Знать что такое рассказ. Конкурс на лучшее чтение диалогов. Апрель 86
87. Е. И.Носов. Рассказ «Белый гусь».
Р.р. Сочинение по рассказу «Белый гусь»
2 Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа.
Уметь анализировать текст, определять тему, основную идею, находить изобразительно-выразительные средства языка. Комментированное чтение.
Письменная работа Апрель
Апрель 88
89 Народный героический эпос. «Урал-батыр» 2 Знать древние героические сказания предков современных башкир. Выразительное чтение отрывка из сказания. Апрель
Апрель 90
91. Карело-финский народный эпос. «Калевала» 2 Знать древние героические сказания финнов. Комментированное чтение. Апрель
Апрель
92
93 Бурятский эпос. «Гэсэр» 2 Знать древние героические сказания бурят. Ответы на вопросы. Апрель
Апрель
94
95
Зарубежная литература.
Мифы Древней Греции.
Подвиги Геракла
3 Знать определение понятий «миф», «мифология», «мифологический герой»; время появления мифов; автора Н. А.Куна.
Уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки.
Составить план и пересказать миф по плану. Подготовить рассказ об одном из подвигов Геракла.
Апрель
Май
96
97 Виктор Гюго- французский писатель «Козетта»- отрывок из романа « Отверженные» 2 Знать сведения об авторе, содержание отрывка из романа «Отверженные». Ответы на вопросы. Май
Май 98
99
100
101
Джек Лондон. Повесть «Белый Клык».
Сумасшедший бог
Новая наука
Р.р.Сочинение на тему «Белый Клык – верный друг верных людей» 3
1 Знать автора, факты его биографии, сюжет повести.
Уметь анализировать текст, определять тему, основную идею, давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения. Комментированное чтение. Ответы на вопросы.
Письменная работа Май
Май
Май 102 Урок внеклассного чтения. Оскар Уайльд. «Мальчик-звезда». 2 Знать автора, факты его биографии, сюжет сказки.
Уметь анализировать текст, определять тему, основную идею, давать характеристику героям, оценивать их поступки. Тест по сказке. Май
Май 103 Итоговый урок. Литературная викторина. 1 Уметь определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения. Вопросы и задания литературной викторины. Май 104
105 Подведение итогов
Обобщение
2 Уметь анализировать литературу Фронтальный опрос Май
Май