Доклад по здоровьесберегающей технологии технологии на тему Здоровы образ жизни
Одна из главных задач школы – сохранение здоровья обучающихся
Здоровье – не все,
но все без здоровья – ничто.
Сократ
Сегодня важным условием совершенствования образовательной деятельности в школе является сбережение и поддержание здоровья обучающихся, поэтому в настоящее время актуален здоровьесберегающий подход в обучении, который предполагает создание условий для нормального протекания учебной деятельности и сохранения здоровья учащихся.
Управляемость этим процессом в решительной мере зависит от разработки диагностического обеспечения учебного занятия с позиций сбережения здоровья.
В античные времена «диагностами» назывались люди, которые после боя подсчитывали убитых и раненых.
Сегодня данные о количестве больных детей действительно напоминают сводки с поля боя. В течение обучения происходит нарастание патологических поражённостей учащихся. Из 6 млн. подростков 12-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы заболевания, третья часть которых ограничивает выбор будущей профессии.
Здоровьесберегающие технологии в школе - системно организованная деятельность, направленная на педагогов, других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательной деятельностью и пребыванием в школе.
Есть много факторов риска, негативно влияющих на здоровье детей:
-стрессовая педагогическая тактика;
-интенсификация учебного процесса;
-несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-нерациональная организация учебной деятельности;
-низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Поэтому, воспитывая обучающихся в духе здорового образа жизни, мы ставим следующие задачи:
- формирование у ребят потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
-формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Для реализации целей и задач воспитания здорового образа жизни, работа осуществляется по следующим блокам:
Этический. Содержание включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формируются такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, смерть и жизнь.
Психологический. Содержание раскрывает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.
Правовой. Дети получают необходимые знания о правах и обязанностях человека в семье, формируются навыки правового поведения.
Семьеведческий. Реализация здорового образа жизни в семье.
Медико-гигиенический. Содержание даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней, формирует отношение к своему телу как к ценности, развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.
Большое значение в сохранении здоровья играет режим работы школы, занятия физкультурой и спортом, сбалансированное питание. Расписание уроков, составлено с возрастающей нагрузкой к середине недели и с уменьшающей к концу недели, пятидневная учебная неделя для учащихся нашей школы. На уроках организуются различные виды гимнастик: пальчиковая гимнастика, дыхательная и гимнастика для глаз. Система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников является основополагающей в организации и проведении внеклассной и внеурочной воспитательной работы по повышению двигательной активности школьников. Цель данной работы - обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении. Составной частью этой работы является спортивная и физкультурно-оздоровительная работа, которая включает в себя привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо указал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».