Программа кружка Занимательная грамматика 6 класс
Программа кружка «Занимательная грамматика» (6 класс)
Пояснительная записка
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Цель - пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка.
Курс изучения “Занимательной грамматики” для обучающихся 6 класса ставит следующие задачи:
выявление и поддержка одарённых учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Программа кружка «Занимательная грамматика» для 6-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Часы Дата Примечания
п ф 1 О любой, в частности русской, орфографии. 1 1н.09 2 Весёлые правила. 1 2н.09 3 Части речи и …послание капитана Гранта. 1 3н.09 4 О чем говорят имена падежей. 1 4н.09 5 Если упали ножницы...(О роде и числе существительных) 1 1н.10 6 Какого цвета платье было на старой графине? 1 2н.10 7 Не с глаголами в стране невыученных уроков 1 3н.10 8 Куда наклоняется глагол? 1 4н.10 9 О прямых и переносных значениях в морфологии 1 1н.11 10 Загадочная часть речи 1 2н.11 11 Осторожно: местоимения? 1 3н.11 12 Муравьи нашей грамматики 1 4н.11 13 Почему «пять» - числительное?1 1н.12 14 Открываем лингвистические Америки 1 2н.12 15 Маленькие истории о словах с большой буквы1 3н.12 16 Слово + слово = ?1 4н.12 17 Слово... словосочетание... предложение 1 3н.01 18 В поисках подлежащего1 4н.01 19 Многоликое многоточие 1 1н.02 20 Вопрос? Вопрос... Вопрос 1 2н.02 21 От утёнка до кавычек 1 3н.02 22 Еще раз о знаках препинания1 4н.02 23 Внимание: обращение 1 5 н.02 24 Скорая орфографическая помощь1 1н.03 25 Необычные правила 1 2н.03 26 Фокусы местоимений 1 3н.03 27 Путеводные звезды орфографии 1 1н.04 28 На помощь приходят... матрешки1 2н.04 29 Прописная или строчная?1 3н.04 30 Если матрёшки не откликнулись... 1 4н.04 31 Необычные вопросы1 1н.05 32 Когда верблюдов много, а снега мало1 2н.05 33 Император и пирожное1 3н.05 34 Что значит владеть языком? 1 4н.05 Содержание изучаемого курса
Фонетика. Графика. Орфография.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Инфинитив. Возвратные глаголы. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Лицо и число глаголов. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Правописание суффиксов глаголов.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение полных прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Словообразование прилагательных.
Имя числительное. Понятие о числительном. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные.
Наречие. Понятие о наречии. Степени сравнения наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Образование наречий путем перехода слов одной части речи в другую. Слова состояния.
Местоимение. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения.
Методическое обеспечение
На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./Под редакцией Л.Д.Чесноковой,-М.,2000
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день 6класс.-М.,2001
Список литературы
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.
Рецензия
программы кружка «Занимательная грамматика»
муниципального общеобразовательного
учреждения Муравьёвской средней общеобразовательной школы Называевского района Омской области
(автор-составитель Качанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы)
1. Соответствие общим требованиям.
Программа кружка «Занимательная грамматика» направлена на расширение, углубление и закрепление у школьников знаний по русскому языку и формирование познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Программа носит комплексный характер:
- рассчитана на учащихся 6 класса;
- направлена на расширение кругозора; развитие пытливости и любознательности школьников;
- направлена на формирование навыков самостоятельной работы со словарями и справочной литературой;
- включает интеграцию учебных предметов: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка;
- предусматривает работу с одаренными детьми;
- носит гибкий, адаптивный, практико-ориентированный характер, органично вписывается в учебно-воспитательный процесс школы.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
2. Структура программы.
В пояснительной записке обоснована актуальность программы; указана продолжительность и периодичность занятий; определены цели; конкретизированы обучающие, развивающие и воспитательные задачи курса; прописано необходимое оборудование.
Программа содержит учебно-тематический план, где прописаны темы занятий и количество часов. Приложения содержат основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу каждого года обучения. В заключительной части прописаны особенности программы, основные технологии и формы проведения занятий; указаны этапы реализации программы и формы анализа.
3. Выводы.
Программа кружка «Занимательная грамматика» является актуальной. Данная программа может быть использована учителями русского языка и литературы как для проведения кружка, так и для индивидуальной работы с одаренными детьми, для проведения внеклассной работы по предмету.
Программа заслушана на заседании методического совета школы (Протокол №3 от 28.05.2011г.)
Руководитель методического совета школы: /Е.В. Коломиец/
Утверждено
Приказ №53 от 28.05.2012
Директор школы: /Е.В. Коломиец/
ПРОГРАММА факультативного занятия «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ»
Руководитель: Качанова С.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 35 часов / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны:
Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-тематический план факультатива «Теория и практика написания сочинений
10 класс (35 учебных часов)
№ Тема занятия
1 Требования к экзаменационному сочинению. Анализ примера сочинения
2 Редактирование и редакторские знаки. Нормы оценки сочинений.
3 Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема».
4 Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения
5 Самостоятельность мышления
6 Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике.
7 Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.
8 Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
9 Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.
10 План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.
11 Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.
12 Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.
13 Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
14 Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя
15 Составление планов характеристик одного литературного героя.
16 Тип сочинения – сравнительная характеристика. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
17 Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
18 Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии.
19 Составление планов – сравнительных характеристик.
20 Стилистические упражнения
21 Нормы литературного языка
22 Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала.
23 Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
24 Совершенствование черновика сочинения
25 Составление планов – групповых характеристик
26 Повторение теории стихосложения. Практикум нахождения языковых средств.
27 Анализ лирического произведения. Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов.
28 Постановка вопросов к анализу стихотворения. Составление плана
29 Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.
30 Стилистические упражнения.
31 Нормы литературного языка
32 Предупреждение речевых ошибок
33 Повторим теорию. Контрольная работа по теории литературоведения
34-35 Практикум анализа стиха
Учебно-тематический план к факультативу
«Теория и практика написания сочинений». 10 класс
(35 учебных часов)
№ Дата Тема занятия
1 Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.
2 Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления
3 Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
4 Предупреждение речевых ошибок
5 Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.
6 Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления.
7 Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного.
8 Стилистические упражнения
9 Сочинение – характеристика образа автора.
10 Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления.
11 Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
12 Нормы литературного языка
13 Сочинение – характеристика лирического героя
14 Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.
15 Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
16 Практикум анализа стиха.
17 Темы. Частные темы.тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.
18 Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.
19 Совершенствование написанного.
20 Определение темы прозаических и стихотворных произведений.
21 Предупреждение речевых ошибок.
22 Сочинение – обобщение по теме.
23 Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме.
24 Совершенствование написанного.
25 Стилистические упражнения
26 Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения.
27 Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения
28 Совершенствование написанного
29 Нормы литературного языка
30-31 Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.
32 Сочинение о жанровой природе литературного произведения
33 Подготовительный этап к сочинению о жанре
34 Обсуждение работ.
35 Редактирование отрывков из сочинений.
Учебно-тематический план к факультативу
«Сочинения разных жанров» 11класс
(35 учебных часов)
№ Дата Тема занятия
1 Конфликт, сюжет.,композиция в литературном произведении.
2 . Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции.
3. Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища…
4. Составление планов сочинений по конфликту, сюжету,композиции..составление планов,выделениелучшего.
5. Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. Составление плана сочинения по лирическим отступлениям.
6. Классицизм, сентиментализм, реализм. Сочинение о литературном направлении или его чертах в произведении.
7. Подготовка к сочинению по литературному направлению.
8. Нормы литературного языка
9. Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.
10. Составление плана рецензии, написание вступления,знакомство с образцами рецензии
11. Пейзаж. Практикум анализа пейзажа Сочинение – анализ пейзажа.
12. Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении.
13. Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение –анализ портрета.
14. Предупреждение речевых ошибок.
15. Повторим анализ стихотворения.
16. Сопоставительный анализ стихотворений. Задачи, возможные ошибки, технология написания.
17. Написание сопоставительного анализа стихотворения.
18. Редактирование собственных работ.
19. Анализ цикла лирических произведений. Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов.
20. Стилистические упражнения.
21. Редактирование собственных работ.
22. Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему.
23. Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века.
24. Нормы литературного языка.
25. Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
26. Эссе как жанр ученического сочинения.
27. Очерк как жанр ученического сочинения.
28. Литературно – критическая статья как жанр ученического сочинения.
29-34. Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению.
Список литературы
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.:
Школа – Пресс, 1995
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965
Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973
Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004
Рецензия
на программу факультативного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений»
Рецензируемая программа состоит из пояснительной записки, требований к подготовке учащихся, содержания обучения и богатого дидактического материала. Данный курс является источником, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования мышления. Содержание программы направлено на подготовку учащихся к написанию сочинений. Анализ содержания программы позволяет констатировать, что программа соответствует основным принципам реализации концепции профильного обучения, содержание ее актуально, так как программа содержит новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, содержит все знания, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Развертывание материала в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими темами.
Данный элективный курс отличается полнотой содержания учебного материала, включенного в программу. Программа обеспечивается необходимым для её реализации учебно-методическим комплексом: подготовлен содержательный дидактический материал и достаточное количество примеров с образцами написания сочинений.
Материал программы построен с учётом использования активных методов обучения, а рациональное распределение разделов программы позволит получить качественные знания и достичь запланированных результатов.
Актуальность данного курса определяется тем, что он поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.
Курс ориентирован не только на учащихся, обладающих достаточной подготовкой, проявляющих интерес к предмету и желающих углубить свои знания, умения и навыки, но и на тех учащихся, которые желают овладеть дополнительными знаниями по данной теме, хотя бы для успешной сдачи экзаменов.
Считаю, что данный факультативный курс будет полезен как учителям русского языка и литературы, так и ученикам старшей школы.
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла:
/К.Д. Жапарова/