Занятие по внеурочной деятельности Краеведение, тема Чёрное море, 3 класс
План-конспект занятия по внеурочной деятельности «Краеведение»
Тема: «Чёрное море» в 3 классе
Учитель: Запорожец Василиса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Ливадийская средняя школа», город Ялта, республика Крым
Цели занятия:
Обучающая: расширять знания детей о географии, природоведении, топонимике Чёрного моря, познакомить учащихся с растительным и животным миром Чёрного моря, повторить правила бережного отношения к природе и животному миру.
Развивающая: развивать кругозор ребят в области краеведения, культуры, искусства; внимание и мышление учащихся при просмотре карты, прослушивании музыки, чтении стихов; развивать речь, память, воображение.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного в детях.
Учебно-практическая: учить применять на практике полученные знания, прививать интерес к чтению литературы о родном крае, к краеведческой работе.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, детские рисунки с изображением Чёрного моря и побережья, коллекция морских моллюсков, макеты кораблей, выставка книг о Чёрном море, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», музыка Ф. Гойя, аудиозапись песни З. Компанейца и В. Викторова «Море хохочет».
Ход занятия:
1.Эпилог.
Учитель читает стихи под музыку Ф. Гойя:
«Люди тянутся к Чёрному морю,
Чтоб увидеть восход и закат,
Позабыть и тревоги и горе,
Головой окунуться в накат.
Я в отъездах не знаю покоя
Зачарованно тянет к себе
Море юное, море седое
И родное в моей судьбе».
2.Сообщение темы и целей урока.
Вы, наверное, догадались, что сегодняшнее занятие посвящено Чёрному морю. Посмотрите, как украшен наш класс. Интересные рисунки, прекрасные фотографии морских пейзажей, эти раковины и краб, причудливые кораблики, выставка книг, карта – всё это поможет в нашем путешествии.
А путешествовать мы будем по страницам истории, географии, природоведения Чёрного моря. Узнаем много интересного и нового о нашем море. Сегодня мы окунёмся в мир искусства, поэзии и музыки. Для вас будут звучать песни и стихи, вы послушаете красивую музыку и рассмотрите замечательные картины.
3. Восприятие и осознание нового материала
1)Географическое положение Чёрного моря.
Посмотрите, как выглядит Чёрное море из космоса.
Чёрное море тёплое и круглый год почти не замерзает. Случается, что оно покрывается льдом у берегов г. Одессы и Турции. Длина Чёрного моря с запада на восток 1130 км, а с севера на юг составляет 580 км. Море является частью Атлантического океана и соединяется с ним на юге через Средиземное море проливами Босфор, Дарданеллы и Гибралтар. На северо-востоке оно соединяется Керченским проливом с Азовским морем, а на юго–западе через пролив Босфор с Мраморным морем. Наше море одно из глубоких морей. Наибольшая его глубина 2210 м. Чёрное море представляет собой впадину, разделённую посередине поднятием, которое является продолжением Крымского полуострова. Очертания Чёрного моря напоминают овал. Площадь Чёрного моря — 422 000 км². Чёрное море омывает своими водами многие государства: Россию, Украину, Турцию, Болгарию, Румынию, Грузию. Омывает и полуостров Крым, на котором мы живём. Здесь, на берегах моря, находится много городов и посёлков.
-Ребята, какие города и посёлки на берегах Чёрного моря вы знаете?
2) Названия Чёрного моря.
Чёрное море не всегда называли этим именем. Вот послушайте рассказ об этом.
( сообщение ученика):
Давным - давно, много веков назад, приплыло из далёкой Греции к берегам Тавриды множество греческих кораблей. Эллины хотели завоевать Тавриду. Местные жители Тавриды – горцы, приготовились сражаться с врагами за свои земли, и им помогло море.
На море поднялась буря, огромные волны стали опрокидывать греческие корабли. Эллины, оставшиеся в живых, вернулись на родину. С тех пор греки стали называть это море Понтом Аксинским - Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтобы никогда не поднимали оружие против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по этому морю.
Мало ли, много ли прошло с тех пор времени, только снова приплыли греки к берегам Тавриды. Но теперь не с оружием, а с подарками великими для жителей Тавриды. Море было ласковым, спокойным, тихим. Тогда назвали эллины море – Понт Эвксинский – Гостеприимное море.
Татары называли Чёрное море Русским, потому что по нему плавали русские люди, русы.
Было Чёрное море и Сурожским от названия города Сурож ( Судак ). В этот город везли по Чёрному морю разные товары для продажи. А турки называли наше море Кара – Денгиз, что в переводе с их языка означает «чёрное море».
3) Почему море Чёрное?
- Но почему же море наше такое красивое и ласковое называют Чёрным?
- Может быть песня поможет разгадать эту тайну?
( Слушанье песни З. Компанейца и В. Викторова «Море хохочет» )
- Почему же море Чёрное?
- Ответило ли море вам?
Нет. Море хохочет, признаться не хочет. А я расскажу как всё было. Ещё в давние времена, моряки, вытягивая из воды якоря, заметили, что якоря и другие металлические предметы, побывав на дне морском, становятся чёрными. Моряки не понимали, отчего это и подозревали, что здесь скрыта какая-то «чёрная» тайна. Поэтому и море назвали Чёрным.
Но нет на свете загадок, которые нельзя было разгадать. Разгадали и тайну Чёрного моря.
Учёные достали с морского дна ил и обнаружили в нём газ – сероводород. Это от его действия темнеет металл. Откуда же взялся на дне моря этот вредный для всего живого газ? А вот откуда.
Десять миллионов лет тому назад, Чёрное море было почти несолёным. Тогда ещё не было Боспорского пролива, который соединяет сейчас Чёрное море с горько – солёным Мраморным.
В Чёрное море хлынула горько – солёная вода, которая погубила всех обитателей моря. Их останки упали на дно и стали разлагаться. От гниения погибших животных и образовался сероводород.
Этот газ и сейчас в больших количествах есть на глубине моря. А так как он ядовит, то ниже 150 - 200 м в Чёрном море жизни нет. Все живые существа обитают на небольших глубинах.
4) Обитатели Чёрного моря.
ПЛАНКТОН
Самые маленькие и многочисленные обитатели Чёрного моря не видны человеческому глазу. Они размером с пылинки и называются планктон. Эти малюсенькие существа служат хорошей пищей для более крупных животных – медуз, мидий, мальков рыб.
ВОДОРОСЛИ
Украшение морских глубин – морские водоросли. Они обогащают воду кислородом, служат пищей и домом для морских обитателей, укрепляют берега, предотвращают размывание дна, выделяют в воду различные вещества, необходимые для жизни морских существ.
- Ребята, а каких обитателей моря знаете вы?
О некоторых животных Чёрного моря подготовили сообщения ученики нашего класса. Послушайте их внимательно, потому что потом я загадаю вам загадки.
Сообщения детей.
МЕДУЗЫ
Медузы в Черном море являются самыми древними жителями нашей планеты. Их возникновение прослеживается больше, нежели 650 миллионов лет назад. Медузы представляют собой некий желеобразный организм и состоят на 95% из воды.
В Чёрном море 3 вида медуз: Аурелия, Корнерот и Мнемиопсис. Аурелия имеет и другое название – "ушастая медуза". Эти особи могут достигать сорока сантиметров в диаметре. Аурелия имеет круглую форму и четыре кольца по центру шляпки. Нельзя сказать, что ее ожоги настолько сильны, что могут принести существенный вред, но попадание ее яда в глаза могут вызвать ожоги глаз.
Корнерот - более опасный вид медуз, обладает большими щупальцами и оставляет сильные ожоги от своего прикосновения. У медузы есть рот, он под колпаком. Шляпка окрашена в синий цвет или же фиолетовый. Она намного крупнее Аурелии.
Мнемиопсис не имеет ни щупалец, ни жал. Размеры относительно небольшие – длина тельца 10 см, ширина 5 см. Организм на клеточном уровне обладает свойством биолюминесценции – свечение в темное время суток.
Питаются медузы планктоном. Они могут предсказывать шторм и уходят в это время в глубину.
МИДИИ
Мидии – это моллюски. Живут плотными компаниями 4-6 лет. Размножаются личинками. К скале прикрепляются нитями, которые делают сами.
Мидии – санитары моря. Они очищают морскую воду. За сутки мидия пропускает через себя 70 – 80 литров воды.
В мидиях встречаются жемчужины.
РАПАНА
В Чёрном море обитает более 20 видов моллюсков. Это морские гребешки, устрицы, рапаны, потеллы.
Немного о рапане. В 1947 году в Чёрном море впервые обнаружили нового обитателя – хищную улитку рапану. Возможно они приплыли из Тихого океана на днище корабля. Самки рапана откладывают икру на твердые предметы: на палки, на спины крабов и даже на раковины своих сородичей. Так икра в жестких защитных трубочках путешествует по морям, по волнам.
Внешне безобидная рапана оказалась прожорливым хищником. Своим зубастым языком — радулой она просверливает раковины двустворок, впрыскивает яд и парализует обитателя ракушки. Затем раскрывает ракушку и высасывает ее.
Хотя рапана живет в Черном море всего более полувека, она нанесла большой урон его обитателям. Рапаны размножились и уничтожили почти всех морских гребешков, устриц и морских черенков. И теперь в Черном море стало в два раза меньше разных видов моллюсков.
Посмотрите, какие коллекции моллюсков делают старшеклассники нашей школы. (демонстрация коллекций)
КРАБ
Краб одет в панцирь. Линяет много раз за свою жизнь. Когда сбрасывает панцирь, становится голым и беззащитным. В Чёрном море 20 видов крабов. Глаза у краба видят всё вокруг, Клешни очень мощные. Ими он и хватает, и пережёвывает рыбок, и сокрушает раковины, и защищается от врагов. Передвигается на суше и в воде боком.
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк похож на коня, даже грива у него есть. Плавает конёк стоя. Хвостик то расправляет, то сворачивает. Он у конька, как руль. Конёк маленький. Его размер 10-12 см. Эта рыбка прячется в морских зарослях. У конька – папы есть на брюшке карман. В нём он носит икринки.
КАМБАЛА
Камбала похожа на блин или лепёшку. Оба её глаза расположены на правой стороне. Смотрит рыба – лепёшка вверх. Спинка зеленовато – серая, под цвет морского дна, а брюхо белое. Лежит себе камбала и ждёт добычу. И врагам совсем незаметна. Замаскировалась.
ДЕЛЬФИН
Дельфин – это не рыба, а животное. Самый крупный дельфин в Чёрном море – это афалина. Его длина 2 – 2,5 метров. Афалина хорошо ныряет и может пробыть под водой 15 минут. Ест дельфин рыбу: хамсу, шпроты, барабулю.
Афалина быстро плавает и может перегнать катер. Дельфины ладят с людьми и часто помогают им.
-Спасибо, ребята. Было очень интересно.
4. Физминутка.
5. Закрепление знаний
А сейчас послушайте загадки, которые я сочинила к уроку и постарайтесь отгадать:
Я на дне лежу и наверх гляжу.
Оба глаза на боку,
Плавать тоже я могу.
Кругловата, как лепёшка,
Но не мелкая рыбёшка.
(Камбала)
Прочный панцирь, клешни, лапки,
Лазать по скале мастак.
Удирает без оглядки,
Не догонишь просто так!
Без труда залезет в щель –
Не достать его теперь.
(Краб)
Я в воде, хоть и не рыба,
Быстро плаваю, ныряю,
В высоту умею прыгать,
Катера перегоняю.
В море рыбу я ловлю
И с людьми играть люблю.
(Дельфин)
Я как зонтик, я как блин,
Но не рыба, не дельфин.
Вы меня боитесь, детки,
Ведь стрекательные клетки
Я ношу всегда с собой.
Жалю, если до меня
Вы дотронетесь шутя.
(Медуза)
Я лошадка, но морская.
Без копыт, но с гривой я.
Под водою убегаю,
Плавниками двигая.
(Морской конёк)
Домик мой – ракушки две,
Из него не выхожу.
Прикреплюсь я на скале
И на месте так сижу.
Всем животным помогаю –
В море воду очищаю.
(Мидия)
-Молодцы, ребята. Ваши скорые ответы говорят о том, что вы внимательно слушали и хорошо запомнили материал.
6. Актуализация опорных знаний. Значение моря.
-А скажите, ребята, для чего человеку море? (Море нас кормит)
-А как вы понимаете «кормит»?
(Человек ловит рыбу, моллюсков, крабов, употребляет в пищу водоросли).
Море нас лечит.
-А как вы понимаете лечит?
(Морская вода – лечебная, морской воздух и солнце полезны. В Ялту приезжают тысячи людей, чтобы поправить своё здоровье, отдохнуть в домах отдыха, санаториях, на турбазах, в лагерях.)
-А какие вы знаете санатории и дома отдыха, расположенные в нашем городе?
( «Ливадия», «Горный», «Пограничник», «Черноморье», «Нижняя Ореанда»,
«Курпаты», «Руссия», «им. Кирова», «Ай-Даниль», «Ай-Петри», «Орлиное гнездо» и т. д.)
По морю люди разных стран сообщаются друг с другом, путешествуют, перевозят грузы, море изучают.
А если просто посидеть на берегу и послушать шелест волн, подышать свежим воздухом, посмотреть на голубую даль, у человека поднимается настроение и на душе становится легче.
7. Восприятие нового материала.
Экология моря
-А как вы считаете, всегда ли правильно люди обращаются с морем?
-Что мы часто можем видеть в воде, на берегу моря?
(Обильная пена на поверхности воды, груды мусора в воде, на дне моря, исчезли некоторые моллюски, рыба, дельфины, пляжи загрязнены, море не успевают самоочищаться.)
От такого отношения, море становится безжизненным, гибнет подводная растительность, беднеет животный мир моря.
Но не все люди так безжалостно относятся к морю. Многие ведут борьбу за то, чтобы Чёрное море было чистым и здоровым, охраняют прибрежную зону и животный мир морских глубин. Это экологи, лесники, инспекторы по охране окружающей среды, инспекторы рыбнадзора, сотрудники института рыбного хозяйства и просто неравнодушные жители. А ежегодно 31 октября во всех странах Черноморского региона отмечается Международный день Чёрного моря.
В Крыму есть заповедники, которые включают прибрежную зону: Ялтинский государственный заповедник, Карадагский, Опукский заповедники, Лебяжьи острова, Мыс Мартьян.
-А чем, конкретно, каждый из вас может помочь морю?
Ответы учащихся.
-Вы поможете морю, если запомните несколько правил, которые нужно выполнять:
1. Не загрязняйте морской воды и побережья, только чистыми они привлекательны.
2. Скалы и камни прекрасны и без ваших фамилий. Надписи это стойкое загрязнение.
3. Пакеты, бутылки, банки нельзя оставлять в местах вашего отдыха.
4. Не рвите морские водоросли и не тревожьте подводные камни - это хранилище икринок и убежище для мальков.
5. Не уничтожайте обитателей моря.
6. Останавливайте тех, кто причиняет морю вред.
Если вы будете выполнять эти правила, то море будет жить и дарить нам радость.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую травиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
( Евгений Евтушенко).
Море в искусстве
Море издавна привлекало к своим берегам людей искусства. Оно воодушевляло их на создание замечательных произведений.
Звучит музыка. Ученица читает стихотворение Н. Макарочкиной «Море».
То свинцово в час прибоя,
То прозрачно, как родник,
То ты тёмно-голубое,
Как матросский воротник.
То раскинешься поляной
Цвета скошенной травы,
То всё в отблесках багряных,
То в разводах синевы.
Ты и цвет, и нрав меняло,
И стихиею морской
Гёте, Пушкина пленяло
И пленяешь мир людской.
Ты – источник вдохновенья
И к тебе, в потоке лет,
Новый, с пушкинским волненьем
Не один придёт поэт.
-Ребята, знаете ли вы, какие известные люди приезжали к Чёрному морю,
жили у его берегов?
В Крым приезжали художники, поэты, композиторы, артисты, певцы.
В Ялте жили и лечились Антон Павлович Чехов и Леся Украинка, по Крыму путешествовали Александр Сергеевич Пушкин и Максим Горький, приезжали великий русский певец Фёдор Шаляпин и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. У берегов Чёрного моря жили и творили Александр Грин и Иван Константинович Айвазовский.
Великий русский художник Иван Константинович Айвазовский жил в Феодосии и писал картины о море – марины. На его картинах море разное:
спокойное и ласковое, бушующее и грозное. Лучше, чем Айвазовский, никто не писал картины моря.
Сегодня мы познакомимся с двумя репродукциями его картин. Первая называется «Ночь в Крыму». Посмотрите, на картине море спит, оно спокойно, поверхность его блестит в сиянии луны. Как удивительно точно передал художник характер моря!
А эта репродукция картины И. К. Айвазовского называется «Среди волн».
- А какое на ней изображено море? ( Бушующее, грозное, страшное).
А вот какие стихи о штормовом море написала поэтесса Неля Ландо:
Чёрное море, а всмотришься ближе -
Светло-зелёное и голубое.
То беспокойное, полное жизни,
То вдруг холодное, серо-стальное.
Бьётся о берег и пенится сразу.
Брызги фонтаном летят в синеву.
Замок волшебный из сотен алмазов
Ввысь поднимает оно наяву.
Светлой дорожкою солнце садится.
Море краснеет румянцем заката.
Сумерки тихо стирают границы.
Все погружается в таинство мрака.
Трудно проститься с солёной волною.
Сколько мне лет еще думать и ждать...
Будешь при встрече опять голубое
Или нахмуренным будешь встречать?
(Стихи читает ученица)
-Посмотрите, как замечательно мастера слова и кисти изобразили нам море.
Каждый по - своему.
- Ребята, поднимите руки, кому понравились картины и стихи.
- А ещё море можно изобразить с помощью музыкальных звуков – нот. Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков тоже бывал в Ялте, много путешествовал по морю и сочинял музыку о море. Его называли Айвазовским в музыке. Он писал картины моря, только музыкальные. Сейчас вы послушаете вступление к опере «Садко» Н.А. Римского – Корсакова «Океан-море синее».
- Подумайте, каким оно изображено композитором?
(Звучит отрывок из оперы).
- Ребята, картину какого моря вы нарисовали в своём воображении? (Сначала оно спокойное, потом слышатся тревожные, грозные нотки. Это начинается шторм. Затем он утихает и море опять спокойное).
- Ребята, чей портрет вы видите? (А.С. Пушкина).
- Это репродукция картины И. К. Айвазовского называется «Прощание Пушкина с морем».
А. С. Пушкин тоже бывал в Крыму и посвятил Чёрному морю и Крыму многие свои произведения. С грустью и восхищением покидал Пушкин Крымские берега.
Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина « К морю».
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
- Ребята, о чём это стихотворение?
- Чего не мог забыть поэт?
8. Обзор книг о Чёрном море.
А чтобы вы надолго запомнили всё то, что узнали о Чёрном море, его обитателях, истории - читайте книги. Посмотрите, какие из них вы можете взять в школьной библиотеке.
9. Закрепление и осмысление знаний.
Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке:
- Какова длина, глубина, площадь Чёрного моря?
- Как называли Чёрное море раньше?
- Почему море Чёрное?
- Откуда в нашем море сероводород?
- Кто обитает в Чёрном море?
- Для чего человеку море?
- Как нужно охранять море?
- Назовите морские заповедники.
- Какие известные люди приезжали к Чёрному морю?
- Какие произведения они посвятили морю?
10. Рефлексия.
- Сегодня мы очень хорошо поработали на уроке.
- Выполните последнее задание.
Сформулируйте свои впечатления об уроке:
- Меня удивило…
- Произвело впечатление…
- Мне понравилось…
- Меня восхищает…
- Я любуюсь…
- Мне пришлось по душе…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что…
11. Домашнее задание.
Нарисуйте море таким, каким оно вам больше нравится.